Конвенция устанавливает принцип, согласно которому минимальный возраст должен быть не менее возраста окончания обязательного школьного образования, и не в коем случае не менее 15 лет, и что минимальный возраст должен быть постепенно доведен до уровня, совпадающего с возрастом достижения молодыми людьми полного физического и умственного развития.
Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный.
К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет[14]. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования.
Снижение минимального возраста в России было связано с введением в действие Закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 г., в котором в качестве обязательного вводилось неполное среднее девятилетнее обучение. В связи с этим появилась правовая возможность отчислять из школы подростков после окончания 9 классов, т.е. достигших 14-летнего возраста.
Таким образом, введение в действие Закона «Об образовании» косвенным образом повлияло на увеличение армии безработных за счет отчисляемых из школ подростков. В свою очередь, эта причина побудила законодателя снизить возраст приема на самостоятельную работу.
Международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних, нашли отражение в Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г.
В соответствии со ст. 32 данной Конвенции, государства-участники признают право несовершеннолетнего на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования с тем, чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи.
В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:
a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
в) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления требований указанной статьи.
Названные нормы-принципы реализованы в законодательных системах многих стран. Так, в документах ФРГ, касающихся применения и охраны труда несовершеннолетних, определены виды труда, к которым не допускаются подростки; в Норвегии до 18-летнего возраста ограничиваются погрузочно-разгрузочные работы на водном транспорте и др.[15].
В июне 1999 года Международная конференция труда единогласно приняла новую Конвенцию по вопросам детского труда.
Конвенция о наихудших формах детского труда (№ 182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец[16]. За всю историю МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации. К марту 2002 года она была ратифицирована 117 странами.
Конвенция № 182 распространяется на всех несовершеннолетних, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».
Конвенция № 182 определяет как наихудшие такие формы детского труда как: рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конфликтах; детскую проституцию и порнографию; производство и продажу наркотиков и работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.
Конвенция оставляет за национальными правительствами право на определение существующих опасных видов работ, это должно быть сделано после консультаций с организациями работодателей и трудящихся, с учетом существующих международных норм.
Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны разрабатывать и осуществлять программы действий по искоренению существующего детского труда и предотвращению его новых форм. Такие меры должны включать реабилитацию детей и предоставление доступа к бесплатному образованию или профессионально-технической подготовке.
Конвенция № 182 не пересматривает и не заменяет Конвенцию № 138, которая остается в основе национальной и международной работы по полному искоренению детского труда. Они дополняют друг друга: Конвенция № 182 фокусируется на наихудших формах детского труда как на приоритетной цели, в то время как Конвенция № 138 ставит своей основной задачей действенное устранение детского труда, а так же разъясняет, что должно быть сделано для установления стандартов о минимальном возрасте[17].
Статья 16 Конвенции о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (№ 184) отражает положения Конвенций № 138 и № 182 в отношении опасных видов работы; она устанавливает 18 лет минимальным возрастом для доступа к опасным работам в сельском хозяйстве. Этот пример иллюстрирует ту твердость и последовательность, с которой МОТ подходит к этому вопросу и отражает всеобщее растущее осознание проблем детского труда.
Отсутствие информации о масштабах и характере детского труда в течение многих лет служило серьезным препятствием для принятия эффективных мер противодействия этому негативному явлению. В новых условиях большей открытости многие страны проводят всеобъемлющие исследования проблемы детского труда.
Огромное значение в этом направлении имеет Глобальный доклад от 06.05.2002 года Генерального директора МОТ Хуана Сомавиа «Будущее без детского труда», представленный в соответствии с реализацией Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в котором искоренение детского труда провозглашается важнейшим делом нового тысячелетия. В нем исследуются масштабы проблемы детского труда и причины ее возникновения. Приводятся различные действия, предпринимаемые МОТ и ее трехсторонними участниками (правительствами и организациями работодателей и трудящихся), а также другими структурами на международном, национальном и местном уровнях.
В докладе говорится, что примерно 180 млн. детей в возрасте от 5 до 17 лет (или 73% работающих детей) занято в настоящее время опасными видами работ и наихудшими видами детского труда. То есть каждый восьмой ребенок в мире. Из примерно 171 млн. детей, занятых на опасных работах, почти две трети не достигли 15-летнего возраста и поэтому должны быть немедленно сняты и направлены на реабилитацию[18].
67 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет заняты такими видами детского труда, которыми они не должны были бы заниматься в силу своего возраста. 111 млн. детей заняты трудом, который фактически ставит под угрозу их благополучие. Среди детей в возрасте от 15 до 17 лет (т.е. старше минимального возраста приема на работу), 59 млн. человек заняты на опасных работах, что составляет 42% от всех работающих детей этой возрастной группы.
Более 8 млн. детей во всем мире заняты наихудшими формами детского труда. Вместе с тем в докладе говорится о том, что к этой цифре следует подходить очень осторожно, учитывая исключительно сложный характер сбора данных об этих, в основном, нелегальных формах деятельности[19].
Несмотря на растущие усилия правительств, гражданского общества, детский труд все еще имеет массовый характер. Растущая трудовая миграция, торговля детьми приводят к тому, что все страны - развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой - в той или иной степени затронуты проблемой детского труда. В докладе говорится, что настало время считать одним из ключевых показателей экономического и социального развития долю работающих детей в общем количестве детей страны, и в особенности занятых наихудшими формами детского труда.
В каком бы секторе экономики ни осуществлялся детский труд, он практически всегда тесно связан с нерегулируемой неформальной экономикой, которая действует главным образом за пределами досягаемости официальных институтов, включая службы инспекции труда. Это затрудняет как оценку, так и меры воздействия.
Доклад «Будущее без детского труда» содержит обзор детского труда в различных секторах экономики: в сельском хозяйстве, где занято 70% детей, в рыболовном хозяйстве, обрабатывающей промышленности, в секторе туризма, сфере услуг, строительстве, на шахтах и в каменоломнях, а также в городской неформальной экономике.
В докладе серьезно освещаются наихудшие формы детского труда, которые, в любом случае, грубо нарушают права детей. Невозможно достоверно узнать о масштабах этого труда, однако разрушающие последствия для детей, ставших его жертвами, очевидны, и к ним все больше привлекается внимание мировой общественности.
В докладе показано, как финансовые кризисы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, пандемия ВИЧ/СПИДа, а также последствия экономических и социальных преобразований разрушают жизнь детей и как в результате этих событий они становятся жертвами трудовой эксплуатации.