Случаи альбуминурии. В случае, если недостаточность расщепления протеинов приводит к появлению инородных белков в организме и выбросу их почками, мы прописываем Ferrum siderium D10 / Pancreas D6 aa trit. или dil. Железо является металлом воплощения (внедрения душевно-духовного в телесное), оно побуждает «Я» лучше овладеть организмом (в данном случае оно помогает более полному расщеплению протеинов). Приобщая к железу гомеопатизированныи препарат поджелудочной железы животного (Pancreas), мы ориентируем его действие на орган, одной из функций которого является именно расщепление протеинов. Очень рекомендую прописывать эту композицию и в период выздоровления после таких лихорадочных болезней, как грипп, корь, скарлатина, ангина и т.д.
Лечение неврастении. При заболеваниях неврастенического типа базовым препаратом является Phosphor в низком разведении — D6. Этот элемент, обладающий способностью неожиданно самовозгораться, служит, образно говоря, сигнальным огнем для «Я» и направляет его в темную (в смысле участия сознания) область метаболических процессов. В случае интеллектуальных перегрузок мы скорее пропишем Kalium phosphoricum D6. Но никогда не следует забывать и о Prunus spinosa (Терн). Это колючее растение с коротким и ярким цветением, с вяжущими плодами, находится в некоторой оппозиции к Bryophyllum, о котором мы говорили выше. Оно обладает некоторыми особенностями — например, если посадить терновый куст под старой яблоней, оно способно заставить ее вновь цвести и плодоносить. В человеческом организме терн (плоды или молодые побеги) обеспечивает подъем жизненных сил. Мы назначаем Prunus spinosa в форме теплых ванн (кофейная ложечка экстракта на ванну), в каплях внутрь или же в подкожных инъекциях (D3).
Лечение судорог. В целом, судороги появляются в случаях, когда астральное тело слишком интенсивно воздействует на мускулатуру. Независимо от их конкретной причины судороги можно эффективно лечить мазью на базе меди (Cuprum 0,4% Ung., наносить мазь круговыми движениями снизу вверх, вечером). Эта же мазь используется на живот при спазматических запорах и при околопупочных коликах у детей (мазь наносить круговыми движениями по часовой стрелке, используя всегда очень немного мази). Показания к применению мази Cuprum столь многочисленны и разнообразны, что мы можем привести здесь лишь общий обзор ее действия.
Серебро и фосфор. При заболеваниях неврастенического типа нужно подумать и о применении Argentum. Можно было бы удивиться, увидев упоминание о нем в этой рубрике, раз мы уже говорили о нем в связи с истерией. Argentum и Phosphor являются двумя полярными медикаментами и нельзя прописывать их для параллельного приема. Но их с успехом можно использовать альтернативно: Argentum — при растущей луне, вечером, и Phosphor — при убывающей луне, утром (антропософская медицина, равно как и антропософская фармакогнозия и фармакокинетика, учитывает не только фазы луны, но и определенные сочетания положения планет и светил, т. е. их констелляции, поскольку действие планетарных сил может как стимулировать, так и ослаблять лечебные свойства гомеопатизированных металлов). Такой способ лечения дает особенно сенсационные результаты, если мы имеем дело с больным, чувствительным к луне, независимо от того, относится ли он в большей степени к «истерическому» или «неврастеническому» типу. Применение этих двух медикаментов в вышеуказанном ритме представляет собой замечательную помощь, когда хотят установить гармоничное равновесие между функциями.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Сон и бодрствование
Бессонница — актуальная болезнь. В западном мире многие из наших современников мучаются от расстройства сна, но также и «от расстройства бодрствования», поскольку, если они плохо спят ночью, то часто плохо чувствуют себя и днем. Но проблему бодрствования и сна можно решить, лишь хорошо понимая то, что происходит в этих двух состояниях.
Ритм сна. В чередовании этих двух состояний мы немедленно увидим ритмический процесс, колебание между двумя полюсами: тем, на котором мы полностью владеем нашим сознанием, и тем, на котором сознание исчезает. Между этими двумя полюсами существует переходное состояние, состояние сновидения, внутри которого сон пробуждения и сон засыпания являются лишь нюансами, направленными к одному или другому полюсу.
В состоянии бодрствования мы имеем восприятия, формируем представления, испытываем чувства, мы можем проявить нашу волю. Мы ощущаем себя отличными от внешнего мира, от других людей, ощущаем себя индивидуумами. Сверх того, когда мы просыпаемся, мы испытываем чувство непрерывности, более точно можно сказать, абсолютную уверенность в том, что, заснув накануне с одним содержанием сознания, мы проснемся на следующий день с этим же сознанием (увеличенным в некоторых случаях лишь содержанием наших снов).
Все это подразумевает в состоянии бодрствования присутствие нашего астрального тела и нашего «Я» в нижних телах (эфирном и физическом). То, что мы испытываем в самом акте –– я просыпаюсь», не может быть передано логическими умозаключениями. Мы можем понять это, лишь наблюдая за собой изнутри, «медитируя» сами над собой. Это приоткрывает нам путь познания, основанный не на законах формальной логики, как во внешних науках, но который от этого не становится менее информативным. Мы можем также провести обратный опыт: исследовать спящего человека. Мы можем видеть его внешнюю форму, можем взвесить его, измерить, следовательно, перед нами физическое тело; мы можем наблюдать также весь комплекс физиологических проявлений, отличающих спящего человека от трупа. Мы являемся свидетелями тех же жизненных проявлений, что и у растения, а это приводит нас к выводу о наличии помимо физического, еще и эфирного тела.
«Я» и астральное тело во время сна. Ничто не открывает нам присутствия «Я» и даже астрального тела у спящего (он не переживает ни самосознания, ни сознания). Следовательно, мы обязаны предположить, что «Я» и астральное тело покинули организм во время сна, в некотором смысле, от него отделились. Теперь мы можем понять, почему верхние элементы, лишенные инструментов, каковыми являются для них физическое и эфирное тела, не могут вспомнить, что они испытывали во время сна, вне себя. Некоторые направления материализма хотели бы уверить нас в том, что психика является всего лишь продуктом жизнедеятельности мозга, поскольку вмешательство в мозг способно изменить состояние нашего сознания. Но это так же абсурдно, как абсурдно было бы предположить, что время способно останавливаться оттого, что мы разбили наши часы.
Однако сравнение спящего человека с растением не должно заходить слишком далеко. Человек — существо чрезвычайно сложное, и предложенная нами схема может быть лишь ступенькой на пути к более полному пониманию его сущности.
В предыдущей главе мы видели, что астральное тело действует неодинаково на верхнем и нижнем полюсах. Оно заведует процессами расщепления субстанций на нейро-сенсорном полюсе, открывая, таким образом, путь процессам сознания и заведует строительством и переработкой субстанций на пищеварительном полюсе. Во время сна одна только часть астрального тела, связанная с нейро-сенсорной системой, отделяется от нижних тел. Другая часть остается связанной с пищеварительным полюсом и, напротив, осуществляет очень тесные связи с нижними элементами. Процессы расщепления, необходимые для сознания, приостанавливаются, процессы регенерации, напротив, становятся более активными. Все эти феномены могут прямо наблюдаться ясновидящим сознанием; в отсутствие этого дара мы можем лишь фиксировать, констатировать внешние проявления сна и бодрствования.
Почему мы спим? Обычно думают, что желание спать вызывается усталостью. Это не точно. Можно быть очень усталым и при этом не испытывать желания лечь спать и, наоборот, можно хотеть спать, не будучи уставшим. Это немного напоминает игру слов, так как усталость и желание лечь спать являются сопряженными понятиями без ярко выраженных границ. То, что мы испытываем при желании спать, выражает, по сути, лишь потребность высших тел (астрального и «Я») отделиться от низших (эфирного и физического). Мы можем с помощью некоторых полунаркотиков, таких как кофе, чай, затормозить эту потребность и заставить ее исчезнуть на некоторое время, заставить исчезнуть чувство усталости. Мы можем при помощи других наркотических веществ спровоцировать обратное.
Если «Я» и часть астрального тела отделяются во время сна от низших тел, то они возвращаются к ним при пробуждении. Если, по какой-либо причине, нормальный процесс этого возвращения нарушен, мы просыпаемся плохо, мы испытываем чувство усталости (которое может совершенно и без малейшего отдыха пройти в течение некоторого времени). В целом, мы можем сказать, что бессонница представляет собой затруднение или невозможность для высших элементов отделиться от низших. Причины могут быть разными, мы рассмотрим некоторые из них, что укажет нам на терапевтические возможности.
Причины бессонницы. Если какой-либо орган по той или иной причине поврежден, между физическим телом и эфирным телом появляются несоответствия, дисгармония. Это влечет за собой усиление интенсивности действия астрального тела на эфирное, с тем чтобы обязать последнее к восстанавливающему усилию. Может случиться даже, что астральное тело действует прямо на физическое, что выражается в болях и судорогах. Боль, в принципе, является моментом проявления этой повышенной деятельности астрального тела. Очевидно, что более интенсивная связь астрального тела с низшими элементами в какой бы то ни было точке организма является препятствием для необходимого отрыва для наступления сна. Астральное тело и «Я» остаются привязанными к эфирному и физическому телам — и мы получаем некомпенсируемое возбуждение, нервное расстройство (см. гл. 4). Подобная связь может, однако, оставаться вне уровня сознания или не может быть оценена сознанием вследствие поражения какого-либо нерва (например, разрушившийся зуб), следовательно, не может проявиться в болезненных ощущениях (мы знаем, что некоторые органы, даже серьезно поврежденные, не вызывают боли).