Необходимость углубленного расспроса. Необходимо всегда подробно расспрашивать больных по поводу их сна. Может случиться так, что ваше внимание было отвлечено чем-то другим и вы забыли это сделать, но затем больной, которого вы лечили от совершенно другой болезни, заявляет вам о том, что бессонница исчезла. Это является доказательством главенства причинной терапии перед терапией симптоматической. Очень важно знать, как больной засыпает, как он просыпается, как оценивает качество своего сна, свое состояние бодрствования. Некоторые больные полностью просыпаются лишь к вечеру, а другие, наоборот, полны сил после момента вставания, но неспособны, бодрствовать вечером. Все эти знаки позволяют выявить связи между различными оболочками человека, каковыми являются астральное тело, эфирное тело и тело физическое.
Упражняясь в прочтении дисгармонии, которая может проявляться между различными телами, мы становимся способными назначить терапию по-настоящему причинную, что должно быть целью всякой истинной медицины.
Лечение бессонниц. Такие расстройства подчас очень долго не оставляют никаких следов в физическом теле и способны в течение нескольких лет проявляться только в области функциональной (в области эфирного тела). У таких больных расстройства сна появляются спустя некоторое время после перенесенной ангины, сопровождавшейся, может быть, скоротечным выбросом белков. Все это настолько скрыто, что анализы и функциональные пробы могут ничего не показать. В этом случае мы будем думать о функциональном состоянии почек и пропишем Equisetum D6. В течение некоторого времени сон возвратится к норме. У другого больного, просыпающегося регулярно в три часа утра, мы станем подозревать повреждение печени. Мы прописываем ему три раза в день перед едой Hepatodoron, чтобы восстановить функции печени, может быть также Choleodoron, который обращен скорее к желчной функции (десять капель после еды в половине стакана теплой воды); мы будем делать также теплые компрессы на область печени с настойкой тысячелистника после обеда и удивимся, увидев, что к этому больному, склонному к депрессии, вернулись жизненные силы и сон.
Нужно хорошо знать, что такие неочевидные повреждения образуются иногда в течение нескольких лет, отравляют жизнь этих больных, но порой, эти расстройства приписывают воображению больного, хотя хватило бы лишь немного внимания и способности сопереживать состояние пациента, чтобы прийти ему на помощь. Конечно же, почки и печень являются при таких недугах не единственными «подозрительными» органами, и я их выбрал только в качестве примера. Какой угодно орган может быть причиной. В дальнейшем мы изучим некоторые психические симптомы, указывающие на дисгармонию в определенных органах. Бессонница может быть также, не будем этого забывать, проявлением и более серьезных заболеваний. Мы часто встречаем ее у больных раком на ранней стадии. В последнем случае мы получаем великолепные результаты от курсов инъекций препаратом Iscador (это препарат «Weleda» из Омелы белой [Viscum album]). В дальнейшем, в главе о раке, мы вернемся к этому вопросу.
Не локализованная ни в каком органе, однако, особенно напряженная дисгармония может появиться вследствие душевных, моральных потрясений, о которых нужно расспрашивать всякого больного с особым усердием. При наличии в анамнезе таких потрясений, мы назначаем Argentum metallicum D6 или Argentum metallicum praeparatum D6 в тритурации или, еще лучше, в подкожных инъекциях, желательно в стадии прибывающей луны. Если шок был пережит очень давно, мы используем более высокие потенции (D15 или D20), но, в принципе, лучше начать с D6. Argentum является вообще главным медикаментом для поддержания эфирного тела (комплекса жизненных сил), и иногда хорошо начинать вообще любое лечение пациента с нескольких инъекций Argentum. В случае, если, на наш взгляд, правильная терапия оказывается неэффективной, мы можем остановить эту терапию и прописать промежуточный курс лечения Argentum, а затем вернуться к предыдущему лечению, после такого призыва эфирных сил эта терапия может стать более действенной.
Роль холода. Несколько слов о холоде, который также может быть причиной бессонницы. Холод может спровоцировать настоящее повреждение нашего «организма тепла», мешая астральному телу и «Я» отделиться от него. Все мы знаем, что охлаждение ног может прервать сон. В таких случаях достаточно набросить сверху одно или два одеяла, чтобы восстановить нормальный сон. Для больных, страдающих от холодных ног, мы выписываем ножные ванны, попеременно чередующиеся с холодной и теплой водой (1 минута в теплой воде, 15 сек. в холодной воде, повторить двенадцать раз), с последующим мягким растиранием ног мазью Ung. Cupri 0,4%). Избыток тепла также может привести к нарушению сна, но больные, как правило, лучше следят за перегревом во время сна, чем за переохлаждением. Среди причин преждевременного пробуждения могут быть также голод, гипогликемия (что заставляет подумать о том, что стакан подслащенной воды на ночь во времена наших бабушек не был вызван воображаемыми потребностями).
Пищеварительные факторы. Избыточное питание также является частой причиной бессонницы, а точнее — плохого сна. Когда мы много едим, что требует особенно большого усилия от пищеварительной системы, мы слишком активизируем силы расщепления астрального тела и «Я», исходящие из верхнего полюса; ничего удивительного в том, что тем самым мы мешаем их высвобождению, необходимому для нормального сна. Поэтому вполне естественно, что при избыточном ужине мы можем чувствовать некоторую сонливость, поскольку силы, участвующие для процесса расщепления не в состоянии заниматься на нейро-сенсорном полюсе процессами сознания. Однако в таком состоянии мы не можем ни в полную меру бодрствовать, ни обрести полноценный сон. Пока астральное тело не высвободится из активного пищеварительного процесса — нормального сна не будет. Случается также, что элементы пищи, как мы уже это видели в мигрени, переходят порог кишечной мембраны, не потеряв всех своих чуждых — «внечеловеческих» природных свойств. Они несут в этом случае инородные характеристики внутрь организма — и то, что не сделал до конца пищеварительный тракт, должны доделывать органы, отвечающие за совсем иные функции. Мы обнаружили подобный процесс у больных, страдающих мигренью; нужно знать, что существует и, «малая мигрень», — у больных подобного рода бессонница является доминирующим симптомом. Мы назначаем таким больным, как и больным, страдающим обычной мигренью, Kephalodoron.
Неврастеническая бессонница... Все вышеизложенное приближает нас к вопросу о конституциональных бессонницах, встречающихся у больных истерического и неврастенического типа. У последних, как мы это видели в предыдущей главе, связь «Я» и астрального тела с нейро-сенсорной системой слишком интенсивная, поэтому нет ничего удивительного в том, что при их отделении имеются трудности. Но у этих больных есть еще один симптом: они плохо пробуждаются утром. Если мы внимательно понаблюдаем за ними, мы увидим, что это неполное пробуждение заключается не в отсутствии сознания — их мышление достаточно активно, хотя и несколько рассеянно, — главное в том, что они неспособны к действию, к волевым проявлениям. Чтобы лучше это понять, используем следующий образ: вообразим стрелка из лука, правая рука которого — активная сторона — натягивает тетиву, выражающую силу воли. Левая рука направляет стрелу (образ силы мышления, исходящей из нейро-сенсорного полюса, которая направляет волю). Эти две силы являются выражением «Я» на различных уровнях организма. То, что не пробуждается утром у неврастеника, — это его «правая рука» — сила воли. Голова его пробудилась, но его «Я» не может завладеть метаболическим полюсом, пристанищем воли. У такого больного наблюдается множество мимолетных мыслей, поскольку мысль также концентрируется у человека при помощи воли.
... и ее лечение. Phosphor в слабом разведении (D5— D6) воздействует на «Я», как свет на человека, блуждающего в ночи, — проводя его влияние к нижнему полюсу. Он действует как «огонь Прометея» на волю больного. Помогая таким образом больному лучше управлять своим телом по утрам, мы косвенно облегчаем ему отход ко сну вечером, что показывает нам еще раз важность ритмического аспекта функций организма. По поводу фосфора мы можем спросить себя, каково будет его действие в высоких разведениях, например, D25? Если в D6 медикамент концентрирует «Я» на нижнем полюсе, то в высоких разведениях он его рассеивает, устремляет в космические пространства. Следовательно, мы можем назначать Phosphor D25 в однократном приеме вечером, чтобы облегчить засыпание.
Истерическая бессонница. В противоположность неврастеникам, долговязым астеникам, истерическая конституция наблюдается у людей упитанных, пикников с преобладанием пищеварительного полюса. Если мы вновь обратимся к образу нашего стрелка, то здесь конститутивное преобладание его «правой руки» — волевых сил. Она имеет тенденцию расходоваться без контроля, подчас до полной растраты (гл. 4). Здесь астральное тело и «Я», из-за того, что они слабы на верхнем полюсе, имеют тенденцию закрепляться, как альпинист на стене, чувствующий, что его силы истощились. Такая реакция противопоставляется потоку, исходящему из нижнего полюса. Но, поскольку астральное тело и «Я» «зацепились», они будут иметь большие трудности при отрыве. В этом причина бессонницы у истериков.