Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 13 из 78)

... и ее лечение. Рецептом является, как мы это видели (гл. 4), Bryophyllum, который мы даем в 5%-ном растворе десять капель в 18 часов. У некоторых больных последствия прилива сил из нижнего полюса проявляются в форме стеснения в груди, сердцебиения, удушья (кардиалгии, чаще наблюдаются у неврастеников.) Мы выписываем им Primula / Onopordon сотр., чтобы гармонизировать их ритмические функции (10—15 капель три раза в день перед едой) или же еще Aurum metallicum D10, десять капель около 9 утра.

Вспомним, что бессонницы, вызванные расстройствами печени, о которых мы говорили выше, являются характерными для больных истерического типа, хотя «качество» нашего питания приводит к их появлению также у больных неврастенического плана. Напротив, бессонницы, вызванные избытком нейро-сенсорных впечатлении, характерные для современной жизни, появляются у неврастеников и не встречаются у больных других типов.

Обманчивые представления о снотворных средствах. Обратите внимания — до сих пор мы не использовали в нашем описании терапии ни одного снотворного. В целом, возможно обойтись без снотворных, но больным, которые долго пользовались ими, лучше пройти через период постепенного отвыкания в одну или две недели. Если привычка является не слишком застарелой, то можно сразу отменить снотворные, объяснив больному, что если он хочет восстановить нормальный сон, ему придется смириться с несколькими бессонными ночами. Никогда не нужно забывать о необходимости дезинтоксикации подобных больных. Всегда бывает хорошо напомнить им, что снотворные не обеспечивают им нормального сна, так же как таблетка аспирина не может вылечить грипп или кариес. Можно было бы усилить стремление организма к обретению здорового сна назначением симптоматического лекарства, такого как Ambra/Coffea comp, или Avena sa-tiva comp. Больным, имеющим затруднения с деконцентрацией внимания (необходимой для засыпания) или испытывающим чувство страха, прописывают пять капель Aconitum D20. Тем, кто слишком возбужден, назначаем Belladonna D20. Напротив, Coffea D6—D12 хорошо действует на больных с повышенной умственной активностью, имеющих множество отрывочных мыслей.

Лечение детской бессонницы. Причиной бессонницы у маленьких детей почти всегда является рахит или даже невыраженная склонность к нему, поэтому базовым лекарством является Phosphor D6 (пять капель утром). Мы находим здесь связь фосфора со светом. Детям с ночными страхами назначаем Argentum metallicum D6 тритурация: однократный прием перед отходом ко сну (при растущей луне) попеременно с Phosphor D6: однократный прием пяти капель в момент пробуждения (при убывающей луне). Это замечательное лечение должно проводиться в течение нескольких месяцев и подкрепляться затем терапией железом — Ferrum metallicum praep. D20 от одного до двух приемов в день. Часто я замечал, что дети, получившие значительную дозу витамина Д, по ночам видят кошмары. Такие дети производят впечатление особенно «затверделых», кажутся старше своих лет, имеют слишком раннюю интеллектуализацию (что вовсе не означает, что они являются очень умными, способными). Для последних полезно заменить Argentum metallicum на Argentum sulfuratum naturale (Argentit) D6. Наконец, хорошим средством, облегчающим засыпание нервозных младенцев или более старших детей, является Chamomilla rad, decoc. D6 dil (два раза в день по пять капель перед едой).

... и старческой бессонницы. Пожилым больным назначим Plumbum mellitum D12 или D20, о котором мы еще поговорим далее в терапии артериосклероза.

Бессонница и материализм. В цикле лекций по медицине, прочитанном врачам и студентам-медикам в 1924 г. Р. Штейнер[13] говорил о том, что во второй половине нашего века можно ожидать настоящей эпидемии бессонницы. Помимо дисгармонии и дисритмизации современной жизни, существует еще одна причина, в существовании которой мы не можем не отдавать себе отчет. Как говорил д-р Хуземанн[14], человек, видящий в ближнем лишь совокупность атомов, не может иметь такое же представление о своей собственной персоне. Он приходит, таким образом, к фундаментальным противоречиям. Мало-помалу его душа теряет всякую возможность контакта с духовным миром, который становится для нее пустыней. Факт возвращения в духовный мир во время сна — поскольку отрыв астрального тела и «Я» по сути и является частичным возвращением человека в духовный мир — воспринимается этой душой как падение в ничто, перед которым она испуганно отступает; эта неосознанная боязнь мешает отрыву, следовательно, сну. Однако у больных, которых постигла «бездна материализма», часто встречается неосознанная ностальгия по духовной пище. Можно прийти на помощь таким больным, посоветовав им посвящать ежедневно хотя бы пять минут медитации, одной из тех, что предлагает Р. Штейнер. При этом нужно остерегаться любого рода проповедничества и назидательности, уважая личную свободу больного, и рекомендовать подобные медитации так, как если бы мы выписывали лекарство. Однако, естественно, что советовать человеку ту или иную медитацию следует только в том случае, если сами мы уже в течение довольно долгого времени знакомились с работой над медитированием и представляем, что это такое. Ибо медитация является как достаточно мощным средством развития познавательных способностей врача, так и мощным терапевтическим орудием, поэтому прописывать то, чего мы сами еще не понимаем, просто нельзя.

Сон и бодрствование предстают перед нами как большой дыхательный ритм: утром мы вдыхаем наше «Я» и астральное тело, вечером мы позволяем им отделиться от низших тел, остающихся в постели. То, что происходит в большом масштабе за сутки, повторяется в малом масштабе при дыхании. Каждое вдыхание немного пробуждает нас, каждое выдыхание немного нас убаюкивает. Все в жизни ритмично.


ГЛАВА ШЕСТАЯ

Воспаление и склероз

Признаки воспаления. Цельс охарактеризовал воспаление четырьмя проявлениями, которые нам знакомы: calor, dolor, tumor и rubor. Исходя из того, что мы изучили в предыдущих главах, попытаемся выявить элементы, относящиеся к данным симптомам.

Связи с основными элементами. Мы видели, что «Я» имеет в качестве физической поддержки «организм тепла». Все тепловые процессы в человеке являются выражением деятельности «Я», и мы, естественно, отождествляем симптом calor с «Я». Боль является формой интенсивного осознания собственного организма, следовательно, симптом dolor мы должны отнести к астральному телу. Опухоль является вздутием, жидким приливом, отражающим действие эфирных сил. В физическом плане мы констатируем появление покраснения, что является выражением присутствия крови. Все вышесказанное мы можем оформить в виде таблицы:

Calor — выражение «Я» Dolor — выражение астрального тела Tumor — выражение эфирного тела Rubor — выражение физического тела

Воспаление, таким образом, является выражением одновременной активности четырех составляющих элементов, но деятельности скоординированной, организованной, в которой «Я» действует через посредство трех других составляющих элемента. С тем, чтобы дать более точное представление о том, что происходит, мы немного изменим нашу таблицу:

Я————————————> Calor

Я— астральное тело———————> Dolor

Я— астральное тело—> эфирное тело—> Tumor
Я— астральное тело—> эфирное тело———> физи
ческое тело--- > Rubor

Можно попытаться представлять себе изолированное действие эфирного тела, к примеру такого его проявления, как вздутие, отек. Но тот факт, что отекание имеет не только водную и лимфатическую природу, но вызывается при участии кровотока, свидетельствует о действии в этой ситуации «Я» на эфирное тело. Такое ступенчатое действие напоминает нам процесс, который мы изучали в связи с истерией. В самом деле, воспаление относится к тепловому полюсу организма, к полюсу метаболизма, вне зависимости от места, где оно появилось. Будучи патологическим процессом, оно усиливает действие «Я» через три тела.

Мы имели бы право удивиться, констатируя, что воспалительные процессы возможны на верхнем этаже организма, если бы не отдавали себе отчет в том, что верхний полюс является не исключительно, а всего лишь принципиально нейро-сенсорным, так же как и нижний полюс, где доминируют метаболические процессы, располагает и нервной системой.

Лихорадка и воспаление. Нам осталось узнать каковы причины воспаления, когда оно появляется? Мы можем ответить: каждый раз, когда инородное тело или инородный процесс проявляется в организме. Если постороннее присутствие имеет случайный характер (например, заноза), то оно приводит к дисфункции, потере равновесия в том виде, в каком мы изучали его в гл. 4. Инородные процессы могут быть следствием травмы, чрезмерного холода или жары. Типичный пример воспалительной реакции на попадание в организм посторонней субстанции — жар, спровоцированный у грудного ребенка, которому дали выпить 1% раствор морской соли. Так мы приходим к пониманию того, что воспаление является не собственно болезненным процессом, но реакцией организма (прежде всего, теплового организма) на болезненное воздействие, то есть попыткой к самоисцелению, направленной на изгнание посторонних элементов или процессов из организма. Эту мысль необходимо точно и ярко осознать любому врачу, который хочет быть достойным своего имени. Ибо подавлять воспалительный процесс при каждом поводе — грубая ошибка против природы. Может случиться, что по своей интенсивности или локализации воспаление принимает, так сказать, злокачественный характер и может представлять опасность для жизни, тогда долг врача обуздать его. Но необдуманно подавлять любое воспаление, значило бы попасть между Сциллой и Харибдой и подвергнуть организм не менее грозной опасности.