При лучших условиях завершением воспалительных процессов является регенерация того, что было повреждено и выброс эфирным телом того, что было посторонним. Это то, что, к примеру, происходит при заживлении на первой стадии. Но дела не всегда идут так хорошо. Посторонние элементы, ставшие недоступными для человеческих эфирных сил составляют часто изысканную пищу для микроорганизмов, которые в них устраиваются и размножаются. Инфекция же является, как правило, вторичным процессом. Несомненно, мы можем экспериментально вызвать болезнь прививкой какого-либо вируса, но это имеет также мало общего с обычной инфекцией, как мало общего имеет пистолетный выстрел с пощечиной. При инфекциях защитные силы организма активизируются гораздо более мощно, чем при простом воспалении. То, что было локальным перегревом при воспалении, становится жаром при инфекции; формирование антител также может рассматриваться как проявление «Я», поскольку последние являются фактором индивидуализации крови. Астральное тело провоцирует, в добавление к боли, выделения на уровне экскреторных органов. Лейкоцитарная активность приводит к образованию гноя (т. е. она находится в зависимости от эфирного тела).
Старение и затвердение. Только что родившийся ребенок еще мягок, его формы не обозначены четко, его тело на 70% состоит из воды (тело подростка содержит 60%). Кости его черепа еще эластичны и незакончены, они образуют мембранное пространство, называемое родничком. Мало-помалу ребенок формируется; не только его кости, но и его кожный покров грубеет, и этот процесс продолжается вплоть до самой смерти. Такое огрубение сопровождается прогрессирующим уменьшением тенденций к воспалительным процессам.
Процессы сознания — причина старения. Если мы соотнесем этот факт с данными главы 4, мы должны будем допустить, что действие «Я» на верхний полюс, в конечном счете, гораздо более заметно, чем на нижний полюс, и что нейро-сенсорные процессы, в конце концов, начинают преобладать над процессами метаболизма. Если мы вспомним, что во время сна «Я» и астральное тело отделяются от верхнего полюса, при этом действие метаболических функций усиливается, то этот факт нас больше не удивит. На самом деле, человек спит в среднем восемь часов и бодрствует шестнадцать часов. Во время бодрствования нейро-сенсорные процессы доминируют, что ведет к деградации живых субстанций, к минерализации. То, что было разрушено днем, не в полной мере восстанавливается ночью, что объясняет постепенное старение организма, его деградацию, одним словом, организм отвердевает. До некоторой точки эти процессы являются нормальными, но, перейдя эту точку, они становятся патологическими.
Полярность между воспалением и склерозом. В затвердевании, минерализации тела и сопровождающей их структуризации, мы имеем процесс, полярный воспалению; воспаление в свою очередь тяготеет к распаду, выведению из организма. Эти два процесса часто чередуются у человека. Если воспаление является реакцией на минерализацию, затвердение, то склероз, напротив, часто реагирует на процессы распада. Это видно на примере заживления раны, когда после воспалительной стадии наступает стадия рубцевания. Ведь часто во врачебной практике мы можем наблюдать процессы склероза и старения, идущие быстро вслед за перенесенным инфекционным воспалением. Это потрясает при наблюдении большого количества больных туберкулезом, страдающих этим недугом уже много лет. То же мы наблюдаем у больных пищеварительной плеторой, воспалительным заболеванием, при котором развивается особенно быстрый и интенсивный склероз. Это правило маятника поможет нам лучше понять парадоксальные проявления a priori.
Apis... Лечение воспаления, прежде всего, должно заключаться в помощи организму в его усилиях по выздоровлению, но ни в коей мере не в прерывание этих усилий. Мы располагаем в этом случае двумя базовыми медикаментами: Apis (пчела) и Belladonna (растение красавка). Действие Apis описано уже в классической гомеопатии, однако причины этого действия и сам процесс выздоровления все равно остаются непонятны. Укус пчелы сопровождается четырьмя симптомами воспаления — calor, dolor, tumor, rubor. Мы не сможем понять действие Apis, не рассмотрев улей в его совокупности, поскольку пчелы в высокой степени являются коллективными существами. Улей представляет собой настоящий организм[15]. Этот организм обладает способностью, уникальной в мире насекомых: пчелы создают в улье гомеотермию с температурой, близкой к температуре человеческой крови. Такая способность приоткрывает нам связь подобия, существующую между ульем и тепловым организмом человека как физиологическим проявлением «Я». Назначая Apis, мы вводим в организм тепловые процессы, похожие на те, что проявляются при воспалении под влиянием «Я»; мы провоцируем в некотором роде небольшое искусственное воспаление, помогая организму защитить себя и подменить патологический воспалительный процесс контролируемым воспалением. Другая характеристика улья заключается в шестиугольной структуре сотовых ячеек. Здесь мы приближаемся к аналогии с минеральным миром, миром кристаллов — к горному хрусталю, имеющему такую же шестигранную структуру; существует настоящая полярность между почти человеческой температурой в центре улья и почти минерально-кристаллической структурой сот. Именно эта полярность и помогает нам, благодаря своему сходству с полярностью между минерализующим действием «Я» на верхнем уровне и его тепловым действием на нижнем полюсе человека. Ритмически вводя в организм препарат Apis, мы как бы задаем организму прообраз правильного равновесия.
...и Belladonna. Чтобы понять действие Belladonna, нужно представить себе это растение в его естественном окружении: влажная полутьма подлеска. Быстрый рост Belladonna весной является выражением интенсивных эфирных сил, потом внезапно с появлением первого листка, этот рост замедляется, создавая впечатление, что какие-то другие силы помешали его росту.
Почему растение ядовито? Мы видели, что обычно растение обладает лишь физическим и эфирным телом. На уровне корней доминируют минеральные силы, на уровне листвы — эфирные силы. С появлением цветка растение приближается к миру животных, оно вступает в контакт с астральными силами, но последние остаются внешними. Таков процесс «нормального» растения; но у ядовитых растений эта астральность вместо того, чтобы остаться снаружи и как бы овевать растение извне, проникает, внедряется в него, что в физическом плане выражается в появлении токсичных веществ, растительных ядов, главным образом алкалоидов. Вот почему в определенный момент (при активизации сил цветения) что-то начинает мешать росту белладонны: это астральные силы противостоят эфирным силам, тормозят их. Все происходит так, как мы это наблюдали у животных. Терапевтически употребляя подобные растения, мы вводим в организм инородный астральный элемент, который действует на подобное же развитие инородных астральных сил в человеке при интоксикации, сопровождающей воспаление.
Астральный процесс в белладонне. Наличие астральных сил в растении ведет к отождествлению их со свойствами, присущими животным; так, мы можем сказать, что у белладонны появляется своего рода «желание», «страсть» не только воспринять внешний мир, свет, но и почувствовать его. Однако растение не обладает органом, позволяющим ему видеть, смотреть. Образно говоря, оно хотело бы раскрыть глаза, но их нет. Белладонна может сделать это, лишь находясь внутри организма животного или человека, провоцируя расширение зрачка, и глаз реагирует так, как если бы мы находились в темноте.
Белладонна и воспаление. Другое проявление астрального принципа — это потребность в движении, дви-гательность. У белладонны как растения нет возможности свободного передвижения, нет органов для этого. Отсюда можно понять то специфическое двигательное возбуждение, которое характерно для отравления человеческого организма белладонной, и способность белладонны в правильной дозе бороться с возбуждением, связанным с воспалительной интоксикацией. Покраснение лица, головные боли, учащение пульса — это реакции астрального тела через эфирное тело, которое стремится противостоять прямому разрушительному воздействию астральных сил на физическое тело (происходящему, как правило, на уровне дыхательных органов, в их слизистой оболочке). Если Apis как лекарство действует в игре «Я» и физического тела, то Belladonna трудится, гармонизируя соотношение астрального и эфирного.
Лечение воспалений. Смесь Apis D3/Belladonna D3 аа является основным медикаментом при воспалениях, особенно в случаях, если воспалительный процесс захватил главным образом верхний полюс, дыхательные пути. При ангине мы добавим Bolus eucalypti comp, в глоточном опудривании параллельно с Mercurius cyanatus D4 каждые один или два часа. Нужно иметь большую смелость, назначая подобное лечение вместо обычного лечения сывороткой при дифтерии, но результаты настолько убедительны, что я сомневаюсь в том, что врач, хоть раз применивший подобное лечение, вернется к сыворотке. В случаях рожи, абсцессов, фурункулезов мы добавляем к Apis D3/Belladonna D3 аа dil (другое наименование — Erysidoron 1) параллельно, чередуя каждый час, Carbo betulae 5% / Sulfur D2 trit (другое наименование — Erysidoron 2).
Контроль за лихорадкой. Когда воспаление рискует стать опасным, становится необходимым контролировать его. В случаях высокой температуры, мы подумаем об укутывании больного, о горчичниках и особенно о ванне с температурой воды на два градуса ниже температуры тела больного (не забыв дать перед ванной какой-нибудь легкий сердечный препарат или, еще лучше, пять-десять капель Primula/Onopordon comp. [Cardiodoron]). После выхода из ванной больного укутывают банной простыней, не вытирая. Его вновь укладывают в постель, давая выпить настой бузины или липы, чтобы простимулировать потоотделение, которое, уменьшая температуру, помогает организму избавиться от токсинов. С помощью горчичника мы способствуем смещению заболевания к периферии, что является признаком улучшения состояния. Если температура держится, делаем один или два дня инъекции Argentum D20 или D30. Этот медикамент предназначен не столько для борьбы с самим жаром, сколько с теми вредными последствиями, которые может повлечь длительный жар.