Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 16 из 78)

Наследственность и индивидуальность. То, что человек несет из духовного мира, взаимодействует с наследственным потоком в течение всего первого семилетия и завершается построением тела, соответствующего структуре нашего «Я» — такого тела, которое, по сути, является своего рода его орудием, инструментом. Достаточно внимательного наблюдения за развитием ребенка, чтобы осознать, что только наследственность и влияние окружения не могут объяснить феномен человека.

Пропорции тела новорожденного. Наблюдая новорожденного, мы бываем потрясены величиной его головы. Его тело и особенно конечности кажутся нам придатками головы. Это относительная важность головного полюса выражена тем ярче, чем меньше продвинут в своем развитии человеческий эмбрион. В самом начальном периоде зачатия оплодотворенное яйцо можно рассматривать всего лишь как голову.

Роль головы. Эта огромная голова новорожденного не умеет думать. Можно ли сказать, что она бездеятельна? Еще Р. Штейнер дал нам ключ к решению этой загадки. «Именно из головы, — говорил он, — происходят силы роста, которые лепят, „пластицируют" тело, и пока последнее не достигнет определенной ступени развития, эти силы не могут быть использованы для процесса мышления».

Силы роста и подражание. Эти силы роста и есть эфирные силы, которые физиологически реализуются в клеточной репродукции, то есть в увеличении количества клеток, в процессе повторения, подражания. Но, с другой стороны, они же проявляются психофизиологически в потребности ребенка к подражанию, характерной именно в первые семь лет жизни, так как подражание есть повторяющий, репродуктивный процесс.

Подражание является насущной потребностью, так как пример, подаваемый родителями и всем окружением ребенка, имеет огромное значение не только для формирования его нравственного облика, но и для создания физической структуры его организма. Ребенок, повторяя то, что видит, реально запечатлевает это в своей физической структуре. Это в равной степени справедливо как для хороших, так и для плохих примеров. Таким образом, гармоничное окружение, в котором живет ребенок, имеет глубокие последствия для всего его существа. Спустя некоторое время эфирные силы приступят к выполнению других задач, связи этих сил с другими составляющими человеческого существа изменятся и допущенные пробелы вряд ли можно будет восполнить. Нельзя будет исправить то, что было деформировано. Мы имеем типичный пример этого в так называемых «детях-волках»[17]. Эти дети, воспитанные животными, сами стали животными, и никакое последующее воспитательное усилие не способно было сделать из них настоящих людей. Менее трагичный случай донес до нас д-р Н. Глас[18] в своей книге «Раннее детство». Речь идет о ребенке четырех лет, доставленном в клинику с подозрением на сумасшествие, так как он не говорил и все время бегал и лаял как собака. Обследование показало, что ребенок воспитывался у кормилицы, которая, по сути, им не занималась, не разговаривала с ним, только мыла и кормила его. Обычно она оставляла ребенка в парке, где жило несколько собак, к которым кормилица была в вышей степени привязана, одаривая их многочисленными знаками внимания и нежностью. Когда нашли для этого ребенка понимающего и самоотверженного человека, он стал быстро развиваться и через полтора года стал совершенно нормальным.

Было бы совершенно неправильно искать здесь какой-либо подвох со стороны ребенка. Этот пример показывает нам потребность подражать, характерную для ребенка этого возраста. И в том, что это подражание было направлено больше на собак, нежели на кормилицу, равнодушную к ребенку, нет ничего удивительного. Мало того, внимание кормилицы к собакам на фоне полного невнимания к ребенку тоже побуждало его подражать именно собакам, а не кормилице.

Значение окружения и окружающей среды. Вышеописанный случай помогает нам глубже почувствовать исключительную силу примера, подаваемого взрослыми детям в течение первого семилетия, что особенно подчеркивал Р. Штейнер. Он говорил: «Воспитывать ребенка — значит воспитывать самого себя». Но важно не только человеческое окружение, важна вся атмосфера, в которой находится ребенок. Уродливо оформленное жилье, дурной вкус в обстановке, аляповатые, кричащие краски, механическая музыка или, еще хуже, постоянно включенный телевизор — являются ядом, травмирующим фактором, оставляющим на физическом теле ребенка неизгладимый отпечаток. Приведенный выше случай помогает нам также понять, почему Р. Штейнер не советовал давать детям, еще не умеющим ходить, игрушки в форме животных. Игрушки оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Нужно исключать как игрушки, карикатурно отражающие живой или животный мир, так и чрезмерно усовершенствованные, завершенные, технически законченные игрушки, не оставляющие места воображению ребенка. Атмосфера, в которой растет ребенок, имеет тем большее значение, чем меньше он сам. Поэтому с момента рождения для ребенка должны быть созданы гармоничные условия жизни. Холодная и безликая атмосфера родительского дома бесспорно далека от того, чего хотелось бы пожелать. Сколько ошибок делаем мы из соображения мнимого удобства. Например, изолируя новорожденного от матери, тогда как именно рядом с ней его нормальное место. Ему необходимо тепло матери, не только физическое, но и духовное — тепло материнской любви. Поскольку последнее невозможно измерить термометром, заявляют, что оно-де не существует или что оно не имеет никакого значения! И вот в один прекрасный день замечают, что меры, произвольно установленные в наши дни и свидетельствующие о полном непонимании человеческой природы, имеют последствия не только для психики, но и для физического здоровья, что эти меры провоцируют расстройства, последствия которых могут наблюдаться до самой старости. Пример: во все времена матери укачивали своих детей, они инстинктивно чувствовали, что это хорошо для ребенка. Но однажды какой-то педант заявляет, что укачивание вырабатывает в ребенке плохую привычку — догма, которую спешит повторить весь мир, поскольку метод «следования авторитету» как никогда пышно расцвел в наши дни! Американцы, имеющие манию к анкетированию, провели опрос взрослых, чтобы выяснить — укачивали ли их в детстве? Было выявлено, что те, которых укачивали в детстве, прожили более гармоничную жизнь. Когда укачивают малыша — дают пищу его ритмической активности, гармонизируют его эмоциональность. Из тех же соображений ребенку необходимо петь колыбельные песни, а чуть позже рассказывать народные сказки (прежде всего национальные, народные сказки, но и такие общемировые сказочные сюжеты, как у братьев Гримм, Шарля Перро, Г.-Х. Андерсена).

Вскармливание. Окружающая среда и эмоциональный контакт только часть того, что ребенок получает из внешнего мира. Питание и его влияние на развитие младенца не менее важно. До 6 месяцев все, что не является материнским молоком может быть использовано лишь в крайнем случае. Как говорила д-р Рита Леруа[19]: «Грудь, поначалу являющаяся главным выражением женской красоты, в дальнейшем должна превратиться в орган дарующей себя добродетели». Желание сохранить эту красоту в ущерб здоровью ребенка является проявлением эгоизма и позже приводит к раку груди. Мало кто знает, что половина женщин с раком груди никогда не кормили грудью и что вторую половину составляют, в основном, женщины, имеющие менее трех детей и кормившие грудью в течение только очень короткого периода[20]. Иногда удивляются тому, что столько женщин пользуются бутылочками с соской, тогда как кормление грудью проще. Можно предположить, что этой моде способствовала коммерческая реклама, в том числе консервированного молока. Впрочем, неверно утверждение, что при вскармливании грудью ее деформация неизбежна.

Рост и состав молока. Мы можем представить себе важность грудного вскармливания, сравнивая рост и состав молока у человека и трех млекопитающих графически:

Мы видим, что скорость роста практически пропорциональна процентному содержанию казеина и минеральных солей (CaO+MgO+P2O5). Процентное содержание жиров также следует этому движению, но более умеренно. Но процентное содержание лактозы обратно пропорционально росту. При этом употребление грудничком коровьего молока, разумеется, не приведет к убыстрению его роста в три раза, а вот минеральные соли будут концентрироваться в организме в соотношении 2,3 г на 100 г прибавки веса против 1,45 г при питании материнским молоком.

Рис. 3.

Следовательно, искусственное вскармливание обусловливает слишком быструю минерализацию. Легко заметить, что оно сопровождается преждевременным пробуждением самосознания, личностного за счет развития телесного. Таким образом, искусственное вскармливание порождает процесс акселерации, что затем приводит к преждевременному старению.

Пищеварение у грудного. Мы уже знаем, что для усвоения пища должна быть предварительно расщеплена (гл. 2). Возможности расщепления у грудничка весьма ограничены — у него еще нет сил необходимых для этого процесса. Вот почему он так предрасположен к различного рода токсическим пищевым инфекциям. Следовательно, важно не нагружать силы расщепления сверх их возможностей, предлагая неадаптированное питание, а приступать ко всякому изменению в рационе осторожно и постепенно.