Выполнив эти преобразования, астральное тело становится свободным и может приступать к выполнению других задач. С ним происходит то, что происходило с физическим телом, когда оно пришло в этот мир при рождении, и с эфирным телом в семилетнем возрасте, т. е. мы можем сказать, что астральное тело «рождается» около четырнадцати лет.
В целом, этот период рассматривается как особенно трудный. Его достаточно успешно преодолевают ученики так называемых Вальдорфских средних школ, где педагогика базируется, прежде всего, на глубоком антропософском пониманиии душевных и духовных явлений.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
От четырнадцати лет до двадцати одного года
Рождение астрального тела. Высвобождение астрального тела, происходящее около четырнадцати лет, дает возможность подросткам, преодолевшим порог половой зрелости, обрести новые силы, которыми они должны научиться пользоваться. Характер овладения этими силами у мальчиков и девочек вновь подчеркивает различие процессов воплощения у двух полов. Девушки менее ин-карнированы (воплощены), астральные силы у них проявляются более поверхностно. Бессознательно девушки пользуются этими силами как одеждой или украшениями, меняя которые, поигрывая которыми девушка учится чувствовать, как их воспринимают окружающие. Если педагог поддается этой игре, то он впадает в ошибку, поэтому учителю требуется много внимания, терпения, а также юмора, чтобы сохранить свое лицо. Речь идет не просто об использовании авторитета, как это было в предыдущем семилетнем периоде. Тогда этот авторитет был на своем месте при условии, что он происходил из неоспоримого положительного превосходства, вызывавшего восхищение ребенка. Теперь же авторитет рискует переродиться в авторитарность и спровоцировать бунт.
У мальчиков освободившиеся астральные силы действуют гораздо глубже и более интимно, вызывая у них чувство неудобства, желание замкнуться в себе, превратиться в медведя (или другого зверька) и отвечать на вопросы рычанием и ворчанием. И здесь опора учителя на свой авторитет не приведет ни к чему хорошему.
Потребуется много такта, деликатности, чтобы показать юноше, что силы, которыми он еще не научился пользоваться, дают ему более высокую степень самосознания, способность к умозаключениям, которыми он не обладал прежде. Нескончаемые дружеские разговоры также очень характерны для подростков в этот период — они должны проработать новые возможности своей души.
Человек и животное. У животного развитие заканчивается с появлением способности к репродукции, которая одновременно знаменует начало старения.
У человека, напротив, развитие продолжается и после полового созревания и даже тогда, когда наступает инволюция на физическом плане. Духовный рост может продолжаться вплоть до смерти, если только человек не отдается полностью материальному миру, тем самым впадая в некоторую животность.
Итак, перед нами две тенденции, два характерных способа внедрения, интеграции астральных сил в организм: одна в большей степени характерна для женщин, вторая — более мужская. Доведенная до крайности, каждая из этих тенденций может вызывать различные заболевания. Если новорожденная астральность бесконтрольна у молодой женщины, если астральные силы будут неспособны под влиянием «Я» структурировать жизненную мощь эфирных сил, то их хаотичное бурление вызовет проявления, которые мы, в широком смысле слова, можем обозначить как истерические. Об истерии мы уже говорили в 4 главе. Если же преувеличена мужская тенденция, т. е. происходит слишком глубокое внедрение в организм астральных сил, то душа начинает слишком живо интересоваться материальным, особенно телом, что может вызвать влечение к эротизму и в некоторых случаях приводит к шизофрении. Возможны случаи истерии и у мальчиков, а у девушек склонность к эротизму или шизофрении, но обратное случается гораздо чаще.
Хлороз... Неглубокая инкарнация у девушек может быть причиной заболевания, ставшего редким в наши дни — хлороза или эссенциальной анемии. Занятия спортом, более интенсивная современная жизнь обязывают, в некотором смысле, «Я» к овладению организмом. При хлорозе «Я» как бы отделяется от организма, воплощается с запозданием, неохотно, из-за чего больная чувствует себя как бы посторонней на земле. На физическом плане недостаточность процесса воплощения реализуется гипохромной анемией. Метаболизм железа — металла инкарнации — не может правильно осуществляться без участия сил «Я». Здесь речь идет не о дефиците железа, а о невозможности его усвоения. Даже назначение очень больших доз железа лишь кратковременно облегчает симптоматику такой болезни.
...и его лечение. Терапия должна быть направлена на стимулирование метаболизма железа, что возможно благодаря использованию крапивы Urtica dioica, которая является одной из составляющих препарата Anaemodoron. Вторым составляющим будет земляника — Fragaria Vesca. Крапива действует скорее не железом, которого она содержит не так уж много, а «процессом железа», ее характеризующим. Что касается земляники, то мы можем сказать, что она ориентирует этот процесс на кровь. Мы можем также использовать вегетабилизированную форму Urtica Ferro culta D3 или даже D2, т. е. железо, прошедшее процесс динамизации через растение. Поскольку анемия связана со светом и «Я», мы, конечно же, подумаем, как и при других заболеваниях, связанных с процессом воплощения, о фосфоре (D6 утром). Наконец, «витающим в облаках» девушкам мы можем назначить немного свинца в D6 или D10, но с большой осторожностью. Не забудем также и о меди, делающей организм восприимчивым к железу. Как и в других случаях, мы будем использовать ее в виде мази (Ung. Cupri 0,4%) ежедневно втирая ее в область селезенки. Напомним, что железо имеет «братьев» — это элементы № 27 и № 28 периодической таблицы; использование одного из них — кобальта — может быть полезно в случаях резистентности к лечению.
Туберкулез. Туберкулез достаточно часто обнаруживается в третьем семилетии, хотя и не является заболеванием типичным именно для этого периода и может проявляться в другие семилетия. Этиологически он родственен истерии, которую мы охарактеризовали как избыточный процесс вегетативного роста, поэтому вполне уместно поговорить о туберкулезе именно здесь. Когда вегетативный процесс прорывается в область легких, он создает предрасположенность к туберкулезу. Следовательно, не инфекция начало болезни, она лишь результат продолжительных аномальных условий, установившихся в организме. Это не значит, что не существует заражения, но инфицирование происходит больше в душевной, чем в физической области. Люди, живущие вместе, помимо возможной типологической или наследственной склонности к тому или иному заболеванию, оказывают друг на друга сильное душевное влияние. Феномен подражания (мимикрия) появляется особенно у тех, кто имеет слабое «Я», что может привести к появлению однородных предраспо-ложенностей к болезни. «Истерический» тип со своей сильной душевной лабильностью более подвержен такому способу заражения. Эти факты совпадают с психоэмоциональными особенностями туберкулезных больных, для которых характерны полет фантазии, артистическое чутье, что само по себе находится в оппозиции к абстрактному мышлению, зависящему от структурирующих сил нейро-сенсорного полюса. Нередко можно констатировать у больных туберкулезом беззаботность по отношению к своему состоянию, доходящую иногда до полного отрыва от действительности, что является выражением отказа от настоящего воплощения. Не напоминает ли нам это состояние, которое мы уже констатировали при хлорозе?
Предрасположенность к легочному туберкулезу. Почему туберкулез отдает предпочтение именно легким? Интересно связать этот факт с низким содержанием кремния в этом органе. По сравнению с другими органами легкие содержат его меньше всего, тогда как поджелудочная железа, орган, особенно богатый кремнием, почти никогда не поражается туберкулезом. Надпочечник — орган также бедный кремнием — представляет собой еще одно излюбленное место для бацилл Коха. Эти факты еще более поражают, когда мы узнаем что правое легкое, у которого содержание кремния меньше, чем в левом, гораздо чаще поражается туберкулезом. Кремний в виде горного хрусталя выражает структурирующие силы верхнего полюса, он несет в себе образ света, ясности мысли, доходящей до абстракции,— как раз всего того, что отсутствует при туберкулезе, характеризующемся преобладанием вегетативных процессов, образованием экссудатов, казеоза и гноя. Последние являются выражением сил метаболизма. После того как туберкулез вылечен, верх вновь берут процессы минерализации и кальцификации. Наконец, легкое — самый нижний из органов верхнего полюса, в силу своего положения, менее подвержен действию сил структурирования.
Роль света. Мы уже указывали на тесную связь кремния со светом, который также играет важную роль при туберкулезе. Мы знаем, что недостаток света благоприятствует развитию болезни, знаем и то, что бациллы Коха чрезвычайно чувствительны к действию солнца, преимущественно к ультрафиолетовым лучам. Мы знаем также о благоприятном действии света на больных туберкулезом, речь идет, конечно, о специально дозированном свете. Напротив, чрезмерное увлечение солнцем может привести к развитию особенно тяжелых форм туберкулеза. Р. Штейнер говорил нам о метаболизме света. Свет, проникая в организм, претерпевает метаморфозу. Так же, как наша пища, перед тем как быть ассимилированной, должна полностью преобразоваться, так и свет, чтобы быть усвоенным, должен трансформироваться. Этот преобразованный свет также обладает бактерицидным действием. Если организм располагает достаточным количеством «внутреннего» света, бациллы не могут развиваться. Бывает, что недостаток внешнего света становится причиной нехватки преобразованного света, но гораздо чаще именно организм вследствие недостаточного действия «Я» на уровне кожи — органа преобразования света — становится неспособным трансформировать свет. Ничего нет удивительного в том, что человек, кожа которого подвергается излишнему воздействию солнца, делается неспособным трансформировать свет в своей коже и оказывается, особенно предрасположенным к массивному росту бацилл. Эту двойную этиологию — недостаток света с одной стороны и неспособность его трансформировать с другой — мы уже встречали при изучении рахита.