Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 22 из 78)

Лечение туберкулеза легких. Лечение туберкулеза должно быть направлено на усиление процессов структурирования, исходящих из верхнего полюса. Будет совсем неплохо, если для достижения этой цели больной заставит себя заниматься строго логическими упражнениями ума, например, изучать геометрию. Мы можем уменьшить тенденцию метаболического полюса выползать из своих границ, изменив количество потребляемой пищи. Нет ничего более обманчивого, чем желание хорошенько кормить истощенного туберкулезного больного. Для того, чтобы воздействовать на процесс преобразования света, назначим Phosphor D5 утром. Однако назначение фосфора необходимо приостановить с апреля по июнь включительно, т. к. в это время он может стать причиной кровохарканья. На этот период мы можем заменить его Magnesium phosphoricum D6. Для стимуляции процессов воплощения назначается железо в форме Ferrum rosatum D3 — соединение, включающее в себя железо и лепестки розы. Одновременно полезно использовать препарат Graphites D15, который также является поддержкой структурирующих сил. Мы назначим Ferrum rosatum D3 / Graphites Dl 5 по 10 капель три раза в день. В случаях активного процесса мы отдадим предпочтение Ferrum chloratum comp. (Ferrum sesquichloratum D3 / Graphites Dl 5). Мы используем также структурирующие силы кремния, который лучше использовать в виде растительного Equisetum arvense. Никогда нельзя забывать об одновременном лечении печени при помощи Chelidonium и Hepatodoron. Правильная деятельность печени предотвратит распространение избыточных метаболических процессов в легкие.

Рождение «Я». Около двадцати одного года происходит «четвертое рождение», а именно — рождение «Я». Совсем не случайно этот возраст у многих народов избирался возрастом достижения совершеннолетия, поскольку лишь свободное распоряжение своим «Я» позволяет индивидууму сознательно выполнять возлагаемые на него обязанности. Между четырнадцатью и двадцатью годами мышление носит скорее эмоциональный характер, и только после освобождения «Я» оно получает возможность стать по-настоящему объективным. Речь здесь идет только о возможности и вовсе необязательно, что этой возможностью воспользуются. К сожалению, немало людей за всю жизнь не обретают эту способность объективного мышления.

В эволюции человека можно увидеть и дальнейшие семилетние периоды с их кризисными узлами и разрешением этих узлов, но так как они в большей степени связаны с чистым развитием сил души и духа и в меньшей мере связаны с телесной эволюцией, мы не будем затрагивать их в нашей книге. Отметим все же, что дары, полученные нами при рождении, активно ведут нас только до двадцати восьми лет. Кем мы станем, пройдя этот возраст, зависит уже только от собственной работы человека над собой. Поэтому ничего нет удивительного в том, что некоторые люди по своему умственному развитию никогда не переходят этот возраст.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫХ ОРГАНА

Некоторым органам или группе органов с давних пор отводилось главенствующая роль. Они обозначались как главные или кардинальные. Традиционно их соотносили с четырьмя природными элементами: землей, водой, воздухом, огнем — так же, как и с различными темпераментами. Антропософия показывает, что эти органы можно связать с четырьмя составными частями человека. В следующей таблице мы подведем итог всем этим соответствиям:

Таблица 3

Сущностные члены Главные органы Природные элементы Темпераменты
Я Сердце Огонь Холерический
Астральное тело Почка Воздух Сангвинический[24] или «Нервический»
Эфирное тело Печень Вода Флегматический или Лимфатический
Физическое тело Легкое Земля Меланхолический

Знание вышеприведенных связей позволяет лучше понять патологию этих органов. Мы постараемся показать, до какой степени наблюдение позволяет подтвердить эти связи, и опишем несколько типичных для каждого органа заболеваний как в их физическом, так и психическом проявлении.

Мы видели в главе 4, что расстройства могут проявляться в трех областях — в эфирной, или функциональной, в физической, астральной, или душевной. Мы постараемся в ходе последующих описаний выявить связи между этими различными областями и отчетливо продемонстрировать, как функционирует каждый орган в качестве «зеркала души». Это позволит нам выявить новые терапевтические импульсы, предлагаемые антропософской медициной.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Легкое

Легкое орган земли. Казалось бы, легкие в силу своей дыхательной функции а priori должны быть «органом воздуха». Но здесь значение имеет не проходящая через орган субстанция, а та роль, которую этот орган играет в организме. Итак, легкие — это прежде всего орган, связывающий нас непосредственно с внешним физическим миром. Пищеварительный аппарат, к примеру, не является органом немедленно связующим нас с внешним миром, т. к. пища перед процессом ассимиляции должна быть преобразована, что не происходит с воздухом. Легкие начинают функционировать в момент, когда мы приходим в этот мир, когда мы становимся земными существами, следовательно, они являются органами воплощения.

При первом вдохе астральное тело объединяется с физически-эфирным комплексом, а при последнем выдохе, в момент смерти, покидает его навсегда. Но при каждом вдохе эта связь между верхним и нижним комплексами усиливается, а при каждом выдохе — ослабевает.

Уже этого достаточно, чтобы рассматривать легкие как «орган земли», но существуют и другие факты. Легкие тесно связаны с нервной системой (следовательно, с полюсом холода организма), что проявляется как в процессе эмбрионального развития, так и при функционировании органа, более тесно связанного с нервной системой, нежели с сердцем, что позволяет изменять дыхательный ритм в зависимости от нашего желания.

Легкие — холодный орган с температурой около 35,5 градусов. А не является ли холод одной из важных характеристик элемента «земля»?

Наконец, легкие в силу своей способности регулировать содержание СОг участвуют в метаболизме карбонатов, преимущественно карбоната кальция — типично «земного» элемента, необходимого для приведения в равновесие слишком интенсивных жизненных процессов. Вообще, отложение известняка, например, в раковине устрицы, представляет собой процесс противоположный интенсивной витальности самой устрицы. В организме человека происходит то же, что и во внешней природе. И не назначаем ли мы Conchae (Calcarea carb) больным, у которых слишком интенсивные витальные процессы привели даже к поражению сознания, и они стали напоминать «моллюсков» в своих раковинах?

Астма. Поскольку легкие — орган земли, то совершенно необходимо, чтобы связь между физико-эфирным и астральным всегда оставалась в своих физиологических границах. Если вышеуказанная связь становится малоподвижной, слишком прочной, то это приводит к развитию таких заболеваний, как астма. Эта болезнь, как мы знаем, характеризуется спастическими проявлениями при дыхании. Воздух задерживается в альвеолах, т. к. астральное тело слишком сильно объединяется с этим органом. Больной как будто боится выдохнуть, и эта тревога является типичным проявлением действия астрального тела.

Естественно, что задержка воздуха препятствует выдоху. Слишком тесная связь астрального тела с легкими, «давление», которое оно оказывает на легкие, провоцирует выделение мокроты, что еще больше усугубляет затруднения дыхания. Не будем забывать о том, что процесс выделения из организма — есть функция астрального тела, а секреция того, что должно быть выделено или использовано (например, мокрота, ферменты), является, по существу, функцией эфирного тела. Мокрота при астматическом приступе плотная, структурирована в форму спиралей Куршмана и кристаллов Шарко-Лейдена, что отражает процесс минерализации, слишком ярко выраженную связь с элементом «земля», и спастичность вызывается попыткой астрального тела дойти до конца этой твердости, этого анормального сопротивления. При астме мы наблюдаем смещение процесса, который, будучи нормальным, в области головы, становится патологическим, спускаясь в легкие.

На самом деле, когда мы думаем с помощью головного мозга, мы выкристаллизовываем идею, запоминаем, структурируем ее — все это благодаря действию астрального тела. Обнаружение подобных процессов на уровне легких, где обмен с внешней средой должен осуществляться ритмично, гармонично, является аномалией.

Астма и туберкулез. То, что происходит при астме, противоположно тому, что мы наблюдаем при туберкулезе, когда метаболический полюс стремится подняться на уровень легких. В случае туберкулеза мы выявляем потерю формы, расплавление тканей, обнаруживаем патогенную флору и аномальную жизнь сапрофитов, тогда как при астме отмечаются спастические явления, процессы минерализации, структурирования — легкие становятся слишком «землей».