Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 24 из 78)

Влияние легких на психику. Функция легких состоит в постоянном воздушном обмене с внешним физическим миром. В психическом плане их роль заключается в реализации душевных связей человека с его окружением. Поскольку, как мы это уже отмечали, социальный контакт также является формой дыхания, деформация пограничных с внешним миром структур органа мешает ему выполнять роль «зеркала души», нарушая нормальные связи с окружением. Причины подобных нарушений могут быть конституциональными, проявляющимися в темпераменте. Деформации могут появиться и значительно позже и стать причиной различных психических расстройств.

Меланхолический темперамент. В тех случаях, когда легкие (орган «земля») по своим тенденциям начинают преобладать над другими органами, весь организм устремляется к реализации принципа «земля». Организм становится более плотным, более физическим, каковым он быть не должен, и тогда «Я» вместе с астральным телом испытывают трудности при воплощении. Эти верхние элементы оказываются в положении человека в шубе, тяжесть которой не пропорциональна затрачиваемым силам на ее ношение. Человек оказывается «легочником».

Физическое тело таких «легочников» в действительности тяжелое, плотное, малоподвижное. Поступь больных тяжела, будто на ногах гири. Голова часто опущена, спина согнута — тело как бы притягивается к земле. Вот портрет меланхолика.

Обладание телом, которое тяготит и которым он не может до конца научиться управлять, источник страданий для меланхолика, и он стремится замкнуться в себе самом. Он боится окружающей среды и толпы. Но скорее предпочтет анонимность больших магазинов маленьким лавочкам, которые обязывают к более тесному и личному контакту с продавцом.

Связь психозов с легкими. Когда описанные выше тенденции акцентируются и приобретают патологический характер, появляются такие психические симптомы, как боязнь пространства. Для подобных больных, например, необходимость пересечь многолюдную площадь превращается в пытку. Усиливается замкнутость, обставляемая мечтами, но с бледной фантазией. Неподвижность мышления (не путать с тупостью) проявляется фиксацией на идеях, от которых больной не может освободиться, хотя и осознает их абсурдность. Эта «задержка» идей напоминает нам задержку воздуха при астме. В конечном счете, пациент все более погружается в глубокую меланхолию или в бредовые представления.

Лечение меланхолических психозов. При лечении психических расстройств, связанных с легочной патологией, нужно прежде всего думать о теплых серных ваннах. Мы также можем назначить Sulfur или Hepar-sulfur. Сера активизирует метаболизм и помогает преодолеть тенденцию к отвердеванию. Однако специфическим лекарством является ртуть, великий мобилизатор, в форме Nasturtium Mercurio cultum D3 вместе с Pulmo D6 (смешать в шприце и вводить подкожно на уровне грудной клетки 2—3 раза в неделю или же в каплях по 3 раза в день 5—7 капель каждого препарата на прием). Заметим также, что Р. Штейнер[25] рекомендовал заинтересовывать больных с меланхолическим темпераментом страданиями других, что препятствует им слишком замыкаться в себе. Детям с меланхолическим темпераментом он рекомендовал давать больше сахара.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Печень

Печень орган жизни. Познать печень почти так же трудно, как проникнуть в тропический лес. Тропический лес жарок и влажен. Но эти качества характерны и для самой печени. Печень, главным образом, венозный орган, до такой степени богатый жидкостями, что содержание сухих веществ в нем едва больше, чем в крови. Печень является полюсом тепла организма с температурой тканей примерно 40°. В противоположность легким, имеющим сверхчеткую архитектонику бронхиального дерева, печень мягка и структурирована слабо. По сравнению с почками она обладает высочайшей способностью к регенерации — в экспериментах с животными можно наблюдать регенерацию печени после 80% ампутации. Такая витальность встречается только в растительном царстве.

В немецком языке слово «печень» — «leber» тесно связано со словом «leben» (жизнь). В английском языке «liver» — производное от «to live» (жить). Это указывает на то, что люди уже давно инстинктивно чувствовали связь между этим органом и жизнью. Возможно, французское «foie» имеет в основе «ficator» — с корнем «растительный», «живой». Смоковница или фиговое дерево именуется в Библии «деревом жизни». Происхождение слова «figer» — «сгущать» — означает, что некая жидкость приобретает «консистенцию печени», то есть состояние, которое у алхимиков называлось «Solve et Coagula» и соответствовало границе между жидкой и твердой фазами, между процессами растворения и коагуляции. К тому же многие другие факторы, наряду с механическими, подтверждают роль печени в водном обмене: влияние на диурез, тканевую проницаемость, возникновение отеков и асцита при портальной гипер-тензии, которая обусловлена более глубокими, а не просто механическими нарушениями. Наконец, такое состояние, как искусственно вызванная опсиурия, экспериментально подтверждает связь печени с водой. Эта жидкая фаза не зависит от происходящих в этом органе интенсивных химических процессов. Таким образом, печень — центр водного организма, носитель нашего эфирного тела. Поэтому нет ничего удивительного в том, что как говорил Р. Штейнер и доказал в своих работах Т. Швенк[26], качество воды региона, в котором мы проживаем, оказывает сильное влияние на состояние нашей печени.

Центр метаболизма. Химия или алхимия? В той мере, в какой печень более любого другого органа является анклавом окружающей природы, она ассоциируется с химиком. Благодаря ей в нашем внутреннем разыгрываются процессы свойственные внешней природе, можно сказать, что печень работает как некая химическая лаборатория. Именно поэтому так легко изучать процессы печени при помощи лабораторных методов исследования. Но печень — это и алхимик в той мере, в какой эфирные силы причастны к трансформациям, синтезу и распаду гликогена. Гликогенез или гликогенолиз подтверждают нам это. При гликогенезе печень преобразует глюкозу крови в гликоген — в нерастворимую субстанцию, близкую к крахмалу. При гликогенолизе гликоген вновь превращается в глюкозу. Эти процессы, типичные в качестве примеров «Coagula» и «Solve», чередуются ритмически независимо от приема пищи. Синтез гликогена, процесс ассимиляции, происходит преимущественно ночью, начинаясь с 15 часов, он достигает максимума к 3 часам утра. Обратный процесс — гликогенолиз — начинается около 3 часов утра и достигает максимума к 15 часам, являясь, следовательно, дневным процессом[27].

Интересно отметить, что мы находим схожие ритмы образования крахмала и сахара у растений, что сближает нас с растительным миром и эфирными силами (с упомянутым выше тропическим лесом). Тот факт, что печень помимо систем артериального и венозного кровообращения, которые мы находим во всех органах, обладает еще и портальной системой кровообращения, поставляющей ей дополнительно СОг, свидетельствует о схожести метаболических процессов печени с таковыми в растительном мире, особенно, в листе.

Полюс тепла. Обратимся теперь к аспекту тепла. И здесь этимология подсказывает нам, насколько верна народная мудрость: по-русски «печень» происходит от слова «печь», без которой не обходился ни один русский дом. Эта тепловая функция печени необходима для метаболизма жиров и желчных процессов. Желчь потребляется вместе с панкреатической липазой в пищеварении жиров — субстанции, необходимой для поддержания температуры тела. Желчная секреция — процесс, связанный с расщеплением пищи в пищеварительном тракте, является также ритмическим процессом, аналогичным суточному ритму синтеза и распада гликогена. Он начинается в 3 часа утра, достигая максимума к 15 часам. Желчь накапливается в желчном пузыре и используется в пищеварении по мере необходимости.

Тот факт, что эти две функции — регуляция содержания Сахаров и секреция желчи обладают собственным ритмом, не зависящим от времени приема пищи, подтверждает концепцию о том, что печень является анклавом внешнего мира.

Влажность и тепло — эти два принципа обеспечивают физиологию печени и соответственно доминируют при ее патологии. И среди заболеваний, связанных с печенью, мы найдем болезни, характеризующиеся, в одних случаях, избытком, в других — недостатком влаги, так же как и патологию, обусловленную либо избытком, либо недостатком тепла.

Расстройство водного обмена. Когда печень не обеспечивает корректного метаболизма воды, последняя проявляет тенденцию к независимости, становится как бы инородным телом для организма, не циркулирует, а застаивается. Вслед за этим появляются отеки и транссудаты, порой настолько удаленные от печени, что врачи не всегда ищут причину именно в ней, а, более или менее гипотетически, ищут локальную причину. И только при проводимой терапии выясняется истина. Иногда, при определенных условиях, в транссудатах обнаруживаются признаки воспаления, так как застойная жидкость является для организма инородным телом, и он стремится освободится от нее с помощью воспалительного процесса. Противоположное мы наблюдаем при циррозах, которые правильнее называть склерозами печени. Эти заболевания характеризуются затвердением органа — «Coagula» одерживает верх над «Solve». В этом случае печень не в состоянии выполнять свою роль «витализатора», особенно по отношению к жидкостям, что проявляется в их застое в форме асцита. Выпот в синовии и артрозы можгут рассматриваться, как последствия подобных расстройств метаболизма воды, связанного с печенью. Эти потери формы, вызванные либо избытком жидкости, либо процессами затвердения арти-кулярных и переартикулярных тканей, могут быть устранены терапией печени.

Нарушения желчной функции. Расстройства желчной функции связаны с элементом «тепло». Мы отмечаем это, например, при катаральном гепатите. В этиологии этой болезни нередко можно найти злоупотребление жирами или использование жиров низкого качества. Когда организм неспособен правильно преобразовывать жиры, они начинают вести себя как инородные тела, создающие, по выражению Р. Штейнера, «очаги паразитического тепла», которые в свою очередь являются питательной средой для некоторых вирусов, вследствие чего возникают воспалительные процессы. Связь гепатита с теплом объясняет также его большую распространенность в теплое время года и в жарких странах. Эти воспалительные процессы сопровождаются приливом крови в область печени, что вызывает увеличение выделения желчи, которая уже не может проходить по желчным путям, и тогда все происходит так, как при пожаре в кинотеатре, когда обезумевшие зрители блокируют выходы. Тогда желчь попадает в кровь и, распространяясь по всему телу, обусловливает желтуху или иктерич-ность.