Вместе с инфекционными заболеваниями сердца следует рассмотреть патологический процесс, прямо связанный с уравновешивающей, гармонизирующей функцией сердца. При преобладании метаболического полюса интенсивный поток крови «снизу» имеет тенденцию перегружать сердце, переполнять его. Диастола, в некотором смысле, становится сильнее систолы, формирующейся под воздействием структурирующих сил верхнего полюса. Со временем сердце начинает уступать этому натиску обмена веществ и дилятируется. Функционально этот процесс может усиливаться вплоть до асистолии и так же, как и при инфекционных процессах, приводить к деформированию органа. Обычно такое развитие патологии протекает медленно, прерывисто и скрытно. Преобладание полюса метаболизма над нейро-сенсор-ным ведет к торможению процессов сознания, поэтому эти заболевания протекают без болевой симптоматики. Этим можно объяснить частоту внезапных смертей среди таких пациентов. А порой достаточно было бы лишь внимательно расспросить их, чтобы тотчас же обнаружить небольшую одышку или быструю утомляемость, которым ни сам больной, ни врачи не придавали особого значения.
Терапия заболеваний сердца, связанных с преобладанием метаболизма. Итак, наверно уже ясно, что терапия таких заболеваний сердца заключается прежде всего в профилактике. При остром суставном ревматизме, скарлатине, ангинах и вообще при всех инфекционных заболеваниях необходимо разгрузить метаболический полюс, другими словами, назначить больному диету и постельный режим. Соблюдение этих условий требуется в течение нескольких дней и после падения температуры, конечно, смотря по течению болезни. Иногда бывает трудно заставить выполнять эти меры детей, но здесь необходимо привлечь весь свой врачебный талант и авторитет. Следует отменить употребление животных белков (мяса, яиц) и соли в течение всего периода выздоровления. Идеальными продуктами для «выхода из болезни» являются яблочный компот и рис.
Поскольку мышечная деятельность является активным метаболическим процессом, роль постельного режима очевидна. Но нужно также избегать слишком интенсивной работы нейро-сенсорного полюса до момента, когда он вновь сможет выполнять свои обычные задачи, следовательно, не рекомендуется смотреть телевизор, слушать радио и даже читать. Госпитализация, удаляющая больного из его обычного окружения и повседневных забот, уже одним этим играет иногда спасительную роль. Однако лишь при качественном уходе за пациентом, иначе госпитализация становится источником нервной нагрузки. При острых заболеваниях изоляция — неукоснительное правило; если же заболевание хроническое, то пребывание в палате с другими, конечно бла-гонастроенными пациентами может способствовать выздоровлению. При всех инфекицонных заболеваниях, представляющих угрозу для сердца, особенно при высокой температуре, необходимо с профилактической целью назначить препарат Primula / Onopordon comp, (в Германии, Швейцарии и ряде других стран он известен под своим изначальным названием «Cardiodoron»): взрослым по 7—10—15 капель 3—5 раз в день; детям — от 1 до 7 капель на прием. Отметим здесь лишь, что это препарат с огромной терапевтичеаской предисторией; он действует именно на регулирующую, уравновешивающую функцию сердца и имеет благодаря этому самое широкое применение в нашей медицине.
При инфекционных заболеваниях сердца мы используем Apis D3 / Belladonna D3 (Erysidoron 1) (взрослым по 5—7 капель на прием, детям — 1—3 капли), чередуя его с Carbo Betulae 5% / Sulfur D2 (Erysidoron 2) (взрослым по 1—2 таблетки, а детям по 0,5—1 таблетке). Здесь важен ритм чередования: например, Erysidoron 1, затем через 3 часа Erysidoron 2, в зависимости от тяжести состояния вплоть до ежечасного приема (см. также гл. 6, раздел о лечении воспалений). При подозрении на миокардит мы назначаем наперстянку (Digitalis е fol., Digestio D3 три раза в день по 5 капель). При перикардитах мы назначаем Bryonia D6 / Stannum D10 (см. также гл. 11, раздел о лечении забоелваний печени). В случаях подострого эндокардита или болезни Осслера назначается легкая растительная диета из сырых овощей и фруктов и внутривенные инъекции Аг-gentum D30 и Echinacea D3 (по 1 мл 1 раз в день попеременно). Мы используем также подкожные инъекции Aurum D10 (3 части) / Stibium D8 (2 части) и Lachesis D12 (или D15) (от 2 раз в неделю до ежедневной инъекции каждого препарата, по состоянию).
При всех сердечных заболеваниях метаболического ге-неза, в качестве основного препарата, мы используем Primula /Onopordon comp. (Cardiodoron) per os и в инъекциях, а также Aurum в низких потенциях (D10, при необходимости — D6). Мы можем также прописать вегетаби-лизированный металл — Hypericum Auro cultum D3, добавляющий к незаменимой терапии золотом тонизирующий нюанс. При сформировавшихся пороках сердца и состоянии декомпенсации целесообразно применение боярышника, отдельно как базового средства или в композиции следующего состава: Adonis Vernalis I % / Convallaria majalis 5% / Crataegus oxyacanta 2% / Scilla maritima 2% aa. Благодаря морскому луку эта композиция помогает схождению отеков.
Рассматривая растение Convallaria majalis, ландыш майский, можно увидеть, какую важную роль в его строении играет ритмическое начало. Ландыш можно назвать «музыкальным» растением: его цветки располагаются на стебле как ноты на нотной строке и часто образуют квинту (пять цветков), а иногда — октаву (целых восемь цветочков). Интересно, что тот же ритмический рисунок мы обнаружим в последовательном росте узлов корня этого растения. Если сравнить ландыш с другим, весьма похожим на него растением, с кушной (Polygonatum Adans), к тому же и растущим, как правило, рядом с ландышем, то можно увидеть, как внешние формы роста растений дают нам дополнительное знание об их лекарственных возможностях: два эти растения действительно очень похожи, однако ритмический элемент у ландыша более выражен в строении цветков, тогда как у кушны ритмическое (то есть гармонизирующее) более выражено в области корня. Иными словами, у кушны целительное ритмическое начало больше связано с силами тяжести, т. е. с элементом «земли», а в дополнение к этому надземная часть более расчленена, следовательно, более овеваема воздухом, более воздушна. Если мы вспомним, что основным белковообразующим органом, связанным с элементом «земля», являются легкие, то мы легче поймем, почему это растение охотно использовалось для лечения легочных заболеваний. В то время как ландыш майский, несущий свое целительное ритмизующее начало в цветках, связанных в большей степени с обменными процессами и с элементом «огня», терапевтически воздействует на сердце, в котором органически устоялись, то есть привели к деформации ткани, избыточные влияния обменных (метаболических) процессов.
У плеторических больных мы успешно используем Carduus ben. 10% / Paeonia off. 10% aa (no 10 капель 3 раза в день). Paeonia — пион, или «крестьянская роза», сам немного напоминает плеторическое лицо больного.
При всех заболеваниях сердца должен строго соблюдаться режим питания и жизни. Сердце гораздо сильнее испытывает перегрузки от питания, нежели от физической активности. Поэтому рекомендуется начать лечение с яблочной диеты сроком на одну неделю, а в последующие три месяца соблюдать вегетарианскую диету.
Болезни преобладания нейро-сенсорного полюса. Когда сердце постоянно подвергается жесткому структурирующему воздействию со стороны нейро-сенсорного полюса, мы обнаруживаем гораздо более пеструю симптоматику по сравнению с той, чье возникновение обусловливалось преобладанием метаболического полюса. Здесь систола преобладает над диастолой, сосуды, в особенности коронарные артерии, склерозируются и стено-зируются, спазмы артерий нарушают циркуляцию крови. Иногда тромб — продукт чрезмерного процесса структурирования крови — полностью перекрывает просвет сосуда. Подобные процессы ведут к стенокардии, инфаркту миокарда, тромбозам.
Боль и чувство стеснения в груди, предчувствие приближающейся смерти доминируют в симптоматике этих заболеваний, что контрастирует с отсутствием болевого синдрома у больных с избытком метаболического полюса. В принципе, кардиалгии и сердечные неврозы свидетельствуют об избытке «процессов сознания» на уровне сердца. Что касается тахикардии, то они являются реакцией сердца на внезапный приток крови из нижнего полюса, и поэтому их нужно отнести, скорее всего, к заболеваниям метаболического генеза.
Важно отметить, что стенокардия и инфаркт миокарда поражают преимущественно глубоко инкарнированных больных (то есть людей, «крепко сидящих в своем теле»), людей пикнического типа с холерическим темпераментом. При этих заболеваниях играет роль не врожденное преобладание нейро-сенсорного полюса, но его чрезмерная эксплуатация, характерная для определенного образа жизни. Пример менеджеров является типичным. Здесь действительно можно говорить о «директорском синдроме». Мы найдем неопровержимые доказательства влияния образа жизни в следующем замечании Эйноса и Холмса[30]: «Во время Корейской войны систематически практиковалось вскрытие американских солдат, погибших на полях сражений. Их средний возраст составлял 22 года. Аутопсия выявила в 77% случаев склероз коронарных сосудов, очевидно связанный с интенсивным, продолжительным и повторяющимся стрессом, которому подвергались американские солдаты. И, напротив, стенокардия и инфаркт миокарда никогда не встречаются у монахов из орденов, ведущих созерцательный образ жизни, причем вне зависимости от того, являются ли они вегетарианцами или нет».