Лечение сердечных заболеваний с преобладанием нейро-сенсорных процессов. Если в случаях метаболически обусловленных заболеваний сердца мы назначаем больному медикамент, приготовленный из сочных плодов, например, из ягод боярышника, то при «отверждаю-щих» заболеваниях сердца, генез которых связан нейро-сенсорным полюсом, мы будем использовать препарат, приготовленный из твердого семени плода строфанта, стимулируя, таким образом, в организме силы, противодействующие затвердению[31]. Мы назначаем Oleum. Strophanti D3 и Aurum, но в данном случае Aurum metallicum praeparatum, в потенции D30, а при необходимости в соединении с Tabacum (другое название — Nicotiana) в разведении D10 (Р. Штейнер). Прописывая Primula Auro cultua D3, мы обращаемся к тонкой оживляющей стороне терапии золотом. Базовым медикаментом и в этих случаях является Primula/Onopordon comp. (Cardiodoron).
При стенокардии мы используем Cactus grandiflorus от Dl до D4 и Magnesium phosphoricum D3 Trit. В случае инфаркта мы обращаемся к оживляющим силам Prunus spinosa D2 до D3 в соединении с Skorodit D10 и Arnica pi. tota D10. Во время кардиалгии можно для купирования приступа и успокоения больного ввести подкожно в левую руку Arnica pl. tot. D10 + Nicotiana D10 (no 1 мл каждого в одном шприце). При тромбозах к Arnica добавляется Hirudo D4. Отметим также замечательный эффект от наносимой на сердечную область мази Aurum D5 / Oleum Hyperici 10% аа как при сердечных неврозах, так и при более серьезных заболеваниях.
Реальное излечение от этих болезней может быть достигнуто только в случае полной перемены образа жизни. Вначале, и это должно быть очевидным, полный отдых. Затем необходима спокойная жизнь, в которой погоня за материальными ценностями должна уступить место духовному развитию человека. Занятия искусством (живопись, эвритмия, музыка и т.д.) должны помочь больному найти гармонизирующий жизнь ритм.
Сердечный и солнечный ритмы. Ритмы человека связаны с ритмами космоса. Некоторые из них находятся в прямой зависимости от внешне зримого движения планет или земли. Другие же интериоризированы, то есть стали внутренними телесными ритмами, сохраняя лишь как бы «воспоминания» о своем космическом происхождении. Таков, например, менструальный цикл, являющийся воспоминанием, отражением лунного ритма (28 дней), но уже не находящийся, как правило, в прямой связи с внешним движением луны по небосводу.
Если мы рассмотрим ритм дыхания, который равен 18 дыхательным циклам в 1 минуту, то за сутки мы получим 25.920 дыхательных циклов (18x60x24=25 920). Эта цифра равна продолжительности солнечного (платонического) года, выраженного в земных годах. Теперь, двигаясь в обратном направлении, разделим платонический год на 12 и мы получим платонический месяц, равный 2160 земным годам. Это среднее время, за которое точка весеннего равноденствия проходит одно созвездие Зодиакального круга. Разделим теперь этот платонический месяц на 30, и мы получим 72 земных года, т. е. среднюю продолжительность человеческой жизни. Она, следовательно, равна одному космическому или платоническому дню. Но 72 — это также и средняя частота сердечных сокращений в минуту. Эти, на первый взгляд, абстрактные исчисления показывают нам, сколь прямо и четко сердечный ритм человека связан с солнечным ритмом.
Аритмии. Только неповрежденный орган может выявлять этот основополагающий ритм. Повреждения некоторых областей сердца приводят к его неспособности придерживаться этой гармонии, что обусловливает возникновение, иногда преходящей, но чаще постоянной аритмии. Аритмия всегда наводит на мысль об имеющемся, хотя и оставшемся незамеченным, серьезном повреждении, которое следует срочно искать.
Помимо собственно аритмии, существуют нарушения ритма, о которых мы уже упоминали, говоря о преобладании одного из полюсов, — брадикардия и тахикардия. Мы кратко рассмотрим три формы тахикардии, причины которых необходимо знать.
Болезнь Бувере (пароксизмальная тахикардия). Болезнь Бувере характеризуется внезапными приступами ускорения ритма сердечных сокращений — пароксизмальной тахикардией. По внезапности начала и прекращения кризиса эта болезнь расматривается в связи с нервной системой, то есть с инструментом астрального тела. Это ведет нас к мысли о том, что в момент этого пароксизма происходит внезапное и недолгое по длительности прекращение импульсов нервной системы, астральное тело при этом как бы отделяется — в определенном месте нервной системы, например, происходит внезапный и скоропроходящий паралич блуждающего нерва. Эта лабильность астрального тела позволяет минимальным причинам вызвать кризис.
Эмоциональная тахикардия. При эмоциональной тахикардии мы наблюдаем обратный процесс. В предыдущей главе мы связали эмоции с деятельностью почек. При эмоциональной тахикардии мы наблюдаем, как «кровь ударяет в голову»; французы говорят: «злость поднимается» (on sent la colere monter). Действительно, при эмоциональной тахикардии кровь приливает к сердцу. Однако в силу инертности кровяной массы, здесь нет спонтанности кризиса параксизмальной тахикардии, начало, и конец приступа носят более смазанный характер.
Базедова болезнь. Достаточно близко к эмоциональной тахикардии находится тахикардия Базедовой болезни. Впрочем, это заболевание вообще нередко развивается вследствие сильных эмоциональных потрясений. Она свидетельствует о значительной активности астрального тела во всем организме в целом, вот почему одни симптомы этого заболевания провоцируются активностью астрального тела на нижнем полюсе (тахикардия), а другие — такой же активностью астрального тела, но на верхнем полюсе (похудание). Это объясняет разнообразие клинических форм этого заболевания и некоторые противоречивые аспекты течения патологии. Все проявления, как гипер- так и гипофункции щитовидной железы показывают нам тесную связь, существующую между щитовидной железой и астральным телом.
Несколько слов о лечении Базедовой болезни. Чтобы смягчить и гармонизировать слишком сильное внедрение астрального в физически-эфирное мы используем медь. Для блондинов Cuprit D4, для брюнетов — Cuprum sulf. nat. D4. Точнее, нужно говорить о брюнетках и блондинках, поскольку речь идет почти всегда о пациентках. Мы используем также Nicotiana (Tabacum) Dl0, и в случаях с кардиальной симптоматикой — Oleum Strophanti D3.
Центр теплового организма. Как мы знаем из предыдущих глав, печень является полюсом тепла, а легкие — полюсом холода организма.
Сердце занимает среднее положение между этими двумя органами в силу своих уравновешивающих функций. Все тепловые процессы нашего организма немыслимы без крови и кровообращения, сердце же является центром нашего «теплового организма», без которого «Я» не смогло бы проявиться в теле человека. Как нервная система является инструментом астрального тела, так кровь (и сердце) является инструментом нашего «Я».
Сердце и элемент огня. Так же как минеральный остаток органического — пепел — образуется в процессе горения, являющегося для органического, процессом разрушения, деградации, так и образование тепла в организме находится в прямой зависимости от действия «Я», исходящего из верхнего полюса. Вот почему раздражение некоторых центров головного мозга вызывает лихорадку. Но само по себе тепло продуцируется в нижнем полюсе и позволяет «Я» — после соединения с астральными и эфирными силами — воздействовать на кровь и, используя ее, распространять свое действие снизу на весь организм. «Я» уравновешивает, таким образом, влияние нервной системы, распространяющееся с верхнего полюса. «Я» действует не только в физическом тепле, но и в душевном огне — как энтузиазм, смелость, личная инициатива, любовь. Вот почему совершенно оправдано связывать сердце с элементом «огня».
Сердце и темперамент. Все эти виды тепла конституционально свойственны «сердечным» людям, то есть тем, в телесно-душевном строении которых преобладает элемент «Я». Это, несомненно, сильные личности, способные настойчиво стремиться к достижению поставленной цели, со склонностью любыми средствами навязывать свою волю, но способные и на великодушные поступки; все зависит от цели, на которую ориентирована воля такой личности. Соединенная с мышлением эта воля может покорять самые высокие вершины. Впрочем она плохо переносит препятствия и предрасположена к приступам гнева.
Физически — это, скорее всего, плотный, коренастый человек, пикнического типа, но без мягкости и эластичности, присущих лимфатическому типу. В его походке ощущается желание оставить свой след на земле. Глаза чаще всего черные, горящие темным огнем, и этим отличаются от карих «бархатных» глаз некоторых представителей лимфатического типа. Мышечная система, в целом, развита хорошо. В качестве примера д-р Р. Штейнер приводит типичного холерика — генерала Бонапарта, однако подчеркивает, что когда он стал императором Наполеоном у него обнаружилась некоторая доля лимфатичности. Бетховен тоже был типичным холериком.
«Сердечный» психоз. Преобладание «Я» может трансформироваться в необходимость самоутверждаться во всем и против всех, в волю, требующую неуклонного продвижения вперед к поставленной цели, даже если эта цель уже признана ложной. То, что было храбростью, т. е. чувством, позволяющим сознательно преодолевать опасность, перерастает тогда в безрассудную отвагу, а то, что было волей, становится буйным помешательством. Здесь мы можем хорошо увидеть, что контроль, исходящий из нейро-сенсорного полюса, является, в принципе, тормозом воли. Когда действует исключительно верхний полюс, то воля тормозится настолько, что порой полностью парализуется. И напротив, в отсутствии контроля воля начинает неистовствовать. Такая концепция могла бы побудить нас к пересмотру понятия «моторного нерва», против которого не без основания выступал д-р Р. Штейнер. Недостаток самоконтроля и несдержанность — вот главные опасности, которым подвержен холерик. Иногда он доходит до саморазрушения и охотно увлекает за собой других. Это пожар, опустошающий все.