Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 34 из 78)

Слабое место. Часто констатируют, что рак бьет в слабую точку организма, например, по органу, подвергавшемуся более или менее давно хирургическому вмешательству, или же в местах старых травм. Классический пример — давнишний или оставшийся незамеченным ушиб груди (грудной железы) как фактор, открывающий дорогу раку.

Не претендуя на полное освещение вопроса, мы все же можем сказать, что коснулись всех основных причин той или иной локализации рака: закрепление «островков органообразования», травматизация (механическая, физическая, химическая и психическая) и, в более общем смысле, наличие «слабого места» в организме.

Отвечая на пятый из поставленных в начале главы вопросов, остановимся на эволюции ракового заболевания во времени и наметим возможности терапии.

Этапы заболевания. Раковая болезнь эволюционизирует в три этапа: предопухолевый, опухолевый и период распространения. Относительная продолжительность этих трех периодов очень вариабельна.

В течение предопухолевого периода структурирующие силы еще достаточно мощны для контроля процессов роста. Поэтому аналитические физические исследования остаются для врача в этот период еще немы, и только пристрастный опрос и внимательный осмотр часто выявляют факты, которые могут стать значимыми при их объединении в единую картину в процессе синтезирующего размышления, столь не свойственного современным врачам.

Семиология предрака. Один из первых симптомов, на который указывает больной, — это особый род усталости, отличающейся от той, которая возникает после интенсивной физической работы (например, после похода в горы) или интенсивного интеллектуального труда. Эта канкрозная усталость скорее есть следствие отсутствия активности или инициативы. Так домохозяйка, которая всегда жила ради содержания своего дома в порядке, начинает делать свою работу как бы нехотя. Или человек, который любит постоянно читать, начинает закрывать книгу на первых же страницах. «Мастер на все руки» бросает свои излюбленные дела и пускает их на самотек.

Эти люди не чувствуют себя больными, они редко жалуются. Окружающие чаще замечают изменения в их самочувствии и могут побудить их к врачебной консультации. Этот тип усталости (отвращения) часто проявляется и в их внешнем облике. Их глаза кажутся затуманенными, взгляд направлен скорее внутрь, чем вовне. Как хорошо сказал доктор Шох, «они производят впечатление людей, постоянно к чему-то прислушивающихся внутри себя».

Анамнез часто выявляет присутствие патологических проявлений «непереваривания» в качестве отправной точки этих нарушений. Это может быть результат утраты дорогого существа, с которой человек не может до конца примириться, это также может быть невозможность переносить существующие обстоятельства, в которых находится больной в данный момент, невозможность реализации чего-то, близкого сердцу. Так, молодой человек, созданный для музыки, вынужден бросить инструмент из-за заработка на хлеб, что противно его душе.

Симптом, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать, — это бессонница, как существующая, так и существовавшая ранее. Можно сказать, что любая бессонница, для которой не найдена причина, должна быть исследована с точки зрения латентно текущего рака. Так как часто сами больные на это не жалуются, необходимо целенаправленно расспрашивать их в отношении сна.

Первые проявления злокачественных опухолей просто удивляют своей бедностью, неяркостью. Такие пациенты часто говорят, что они никогда не болели. В частности, никогда не отмечалось высокой температуры и предрасположенности к воспалительным заболеваниям. Но у них имеется некоторая психическая особенность — у них замечается все меньшая и меньшая способность к общению, снижающаяся коммуникабельность.

Отметим, что канцерофобия встречается у этих больных довольно редко, так как душевно все дальше иссушаясь, они не обращают внимания на состояние собственного здоровья.

Замедление метаболизма часто является причиной нарушения пищеварения, и тогда нужно быть внимательными: к уменьшению аппетита, к различным проявлениям печеночной недостаточности, к атоническим запорам и т. п. У этих больных часто формируется более или менее выраженное отвращение к мясу.

При обследовании мы часто отмечаем «землистый» цвет кожи. Она не сухая, но оставляет впечатление плохо дышащей. Больной иногда говорит о кожных пятнах, нередко это невусы, появившиеся некоторое время назад. Отмечается также отсутствие признаков склероза, даже у пожилых больных.

Значение ранней диагностики. Дня врача особенно важно выявить эту первую фазу раковой болезни, т. к. терапия по-настоящему эффективна именно на этой стадии. Реальную помощь дадут только очень тонкие лабораторные методы исследований. В принципе, здесь возможны и те два метода, на которые обращал серьезнейшее внимание Р. Штейнер, — тонкая кристаллизация и капиллярно-динамические картины. Мы уже говорили о первом, который был разработан д-ром Пфейфером и удачно продолжен, в частности, Бессенихом. Второй был обьектом долгих исследований Колиско и изучался в течение сорока лет д-ром Кэлин[38] при раковой болезни. Эти методы позволили подтвердить, в частности, наличие трех этапов развития рака и всегда дают важные прогностические указания. Эти методы визуализации эфирных сил открывают качественный аспект этого патологического процесса. Они становятся более информативными, чем рутинные методы исследования. В настоящее время они используются во всем мире как для диагностики рака, так и различных качественных исследований. С другой стороны, рутинное определение содержания сывороточного железа и меди является более точным индикатором динамики и эффективности той или иной терапии. У здорового человека уровни железа и меди колеблются между 80 и 150 мг %. У раковых больных содержание сывороточной меди повышается, в то время как содержание сывороточного железа уменьшается. В течение трех лет доктором X. Мюллером систематически исследовалось содержание меди и железа в сыворотке раковых больных, которых лечили препаратом «Iscador» (см. ниже). Исследование констатировало прогрессивную нормализацию показателей меди и железа в сыворотке во всех случаях, когада одновременно наблюдалось клиническое улучшение, и, напротив, изменение нормы содержания меди и железа всегда указывало на возможность скорого рецидива или метастазирования. Мы не будем здесь останавливаться на второй и третьей фазах канкрозного процесса, поскольку они достаточно хорошо представлены в учебниках патологии. И все же необходимо сделать некоторые уточнения в этом классическом делении развития раковой болезни на три этапа.

Вторая фаза. Мы видели, что в начале процесса вегетативные силы еще контролируются структурирующими силами. Во втором периоде — собственно опухолевом, — защита в данной точке организма оказывается «пробита», и освобождается путь для процессов пролиферации. Однако организм не перестает бороться. Можно констатировать — причем вне зависимости от проводимого лечения — подьем паратуморальной температуры, которая указывает на напряжение защитных сил организма. Напротив, в первом периоде больной более чувствителен к холоду и ощущает чувство холода в месте, где в дальнейшем формируется опухоль.

Возвращаясь ко второй опухолевой фазе, напомним, что при ней находят многочисленные раковые клетки в крови, однако без малейшего намека на метестазирова-ние. Следовательно, эти циркулирующие канкрозные клетки еще разрушаются самим организмом. А вот и другое доказательство наличия защиты: на аутопсии некоторых умерших не от рака находят очаги злокачественных клеток в простате, щитовидной железе (неразрешившихся раком), и это при отсутствии всякой клинической симптоматики рака. Значит, эти очаги сдерживались собственными защитными силами организма.

Третья фаза. Только в третьей фазе, с появлением отдаленных метастазов, организм начинает покидать поле сражения. Однако, даже на этой стадии, он еще обладает терапевтическими ресурсами, способными приводить и к излечению.

Продолжительность развития. Она варьирует в зависимости от возраста. У молодых, с их очень активными жизненными процессами, развитие болезнь развивается быстрее и затушевывает свои этапы настолько, что их трудно разграничить. Напротив, у людей в возрасте, потерявших способности к регенерации, иногда наблюдают такое удлинение этапов, что рак не становится причиной смерти.

Лечение рака. В свете вышеизложенного задача лечения рака — восстановить равновесие между структурирующими и пролиферирующими силами. Рассмотрим подробно три основные положения адекватной терапии рака: 1 — усиление защитных сил организма и их способности к структурированию; 2 — улучшение способности метаморфизирования вегетативных сил; 3 — предохранение организма от внешних патологических воздействий.

Достижимы ли эти цели классическими терапевтическими методами?

Классические варианты лечения. Ни хирургическое вмешательство, ни облучение, ни цитостатическое лечение не приближают нас к достижению вышеприведенных целей. Они не усиливают структурирующие силы и не способствуют метаморфозе жизненных (эфирных) сил. Рентгенотерапия, как и хирургия, стремится к разрушению опухоли, являющейся только локальным симптомом ракового заболевания. Оба метода сильно ослабляют защитные механизмы организма, вот почему эти способы лечения часто обусловливают рецидивирование и усугубление общего состояния больного. Означает ли это, что их можно отбросить? Совершенно ясно, что опухоль, живущую за счет организма и являющуюся фактором ослабления и интоксикации, необходимо убрать.