В действительности, переход от первой стадии ко второй не столь ярко выражен, как это можно предположить, руководствуясь приведенными выше описаниями. Так, овуляция, являясь процессом выделения, требует вмешательства астрального тела. Она же указывает на вторую стадию, хотя и находится в конце первой. Напротив, образование желтого тела является процессом, относящимся к первой стадии, хотя он и продолжается немного во время второй стадии. Образование гормонов-фолликулина и лютеина, является свидетельством деятельности желез, исходящей от эфирного тела и принадлежащей первой фазе; но выделение этих гормонов в мочу является процессом удаления, принадлежащим ко второй стадии с большей активностью астрального тела. Это еще раз доказывает, что в организме вещество значит куда меньше, чем процесс, находящий свое завершение как раз в образовании вещества.
Во время беременности эти два гормона — фолликулин и лютеин, продолжают образовываться. Их синтез принадлежит, следовательно, к процессам созидания вообще, просто в отсутствии беременности первая фаза более ограничена по длительности.
Патологические тенденции. Такой физиологический набросок менструального цикла и его связей с основными членами существа человека, необходим для понимания причин расстройств менструации. Он может также подсказать и рациональные методы лечения этих расстройств. В принципе, мы видим возможность двух аномалий: одну — характеризующуюся избытком процессов созидания и размножения; другую, напротив, — избытком разрушительных процессов.
Избыток строительных сил размножения. Смещение равновесия в сторону тенденции к размножению приводит к железистой гиперплазии, к гипертрофии слизистой оболочки и к избытку фолликулина. Гиперемия, которая сопровождает первую фазу, продолжается и во время второй фазы — регулы тогда бывают крайне обильными. Выделенная кровь имеет ярко красный цвет, что свидетельствует о том, что она не полностью переработана и сохраняет артериальный характер. Кровянистые выделения являются здесь, в отличии от нормальных менструаций, не результатом разрушения слизистой оболочки, но следствием кровоизлияния в нее: это своего рода разрыв, которому предшествует воспалительный процесс. Такие расстройства часто сопровождаются головокружением, астенией, отсутствием внимания, забывчивостью, характерными для любого ослабления сознания. Женщины такого типа часто плеторичны, склонны к мигреням. Мы обнаруживаем здесь тип Calcarea carbonica гомеопатов. Образно говоря, у больных этого типа то, что соответствует мягкой живой субстанции устрицы, доминирует над мертвой минеральной субстанцией раковины.
Избыток разрушительных процессов в сфере органов размножения. Когда преобладает вторая фаза и берут верх процессы деградации, разрушения и смерти, мы наблюдаем явления застоя, который не ограничивается рамками внутриматочной слизистой оболочки. Вены растягиваются, конечности имеют синюшный оттенок; регулы — необильные, темного цвета, запаздывают. Перед нами тип «Pulsatilla» гомеопатов. Это больные, у которых доминируют силы земли, упрощенно говоря, «силы тяготения». Застой в венах является выражением действия сил тяготения. Тенденция к меланхолии, опущенные долу взгляд и голова являются также признаками избыточного действия сил тяготения. Ветреница (Pulsatilla) характеризуется сильным стержневым корнем, еще наполненным земными силами. Листья, напротив, тонко вырезаны и широко открываются действию космических сил. Появляющийся затем цветок, напоминающий по форме колокол, обращен к земле, и он, в свою очередь, подвергается действию сил земного тяготения. Наконец, после вызревания, стебель распрямляется, и перистый плод вновь обращен к космосу. Таким образом, все растение является выражением ритмичной борьбы между земными силами и силами космоса, заканчивающейся победой последнего. Этот пасхальный цветок концентрирует в себе смерть и возрождение. Предпочтение, отдаваемое ветреницей кремнеземным почвам, также указывает нам на полярность между типамаи Calcarea carbonica и Pulsatilla.
Аменореи. Когда силы «Я» слишком интенсивно действуют на верхнем полюсе — что часто встречается при чрезмерной интеллектуальной работе, например, во время учебы или подготовки к экзаменам, — они не могут быть использованы на нижнем полюсе для выполнения генитальных функций. Да и вообще интенсификация процессов разрушения в организме, к которому ведут интеллектуальные перегрузки, должна постоянно компенсироваться эфирными силами регенерации, что может привести к серьезным расстройствам, в первую очередь в сфере размножения. Такое постоянное насильственное изъятие сил «Я» и эфирных сил из нижнего полюса женского организма в пользу высшей психической деятельности верхнего полюса, делает невозможными процессы созревания яйцеклетки и разрастания внут-риматочной слизистой оболочки. Первая фаза цикла как бы подавляется, и, поскольку вторая фаза не может обойтись без первой, то нет больше ни цикла, ни менструаций. Здесь мы имеем дело с аменореей, развившейся вследствие изъятия, истощения жизненных сил. Критической точкой в этих патологических процессах часто становятся и другие факторы: резкое переохлаждение после купания или, например, психический шок.
Когда причины повторяются, например, при постоянном избытке интеллектуальной работы — излечение невозможно. Необходимо прежде всего изменить образ жизни. Однако и в этом случае добиться излечения трудно. «Я», которое на нижнем полюсе является непосредственным деятелем, актером, на верхнем полюсе ведет себя скорее как зритель и, устроившись однажды в ложе, больше не испытывает желания выйти на сцену и вновь взяться за свою роль. Иногда бывает нужно немало «хитрости», чтобы заставить «Я» вспомнить свою деятельную созидательную роль. Согревание нижнего полюса является одной из этих «хитростей», поскольку тепло является собственно элементом, в котором живет «Я».
Несколько отличается от описанной выше аменорея у анемичных девушек. В этом случае мы не находим избыточной интеллектуальной деятельности. «Я» вообще воплощается как бы нехотя, как на верхнем, так и на нижнем полюсах. Вспомнив предыдущий образ, мы можем сказать, что оно в этом случае вообще не любит ни сцену, ни ложу и приходит в театр весьма неохотно. Подобные аменореи требуют, прежде всего, лечения часто имеющейся у таких пациенток анемии. Добавим еще, что иногда эти две формы аменорей переплетаются.
Первичная аменорея. Обычно генитальные органы трансформируются под влиянием астрального тела в течение второго семилетия. Если последнее выполняет свою роль не корректно, эти органы не достигают своей зрелости, остаются инфантильными, и вторичные сексуальные признаки — волосяной покров, развитие молочных желез, ломка голоса и т. д. не появляются или проявляются недостаточно. Преобразования эфирных сил на функциональном плане не происходит, что ведет к сохранению таких чисто эфирных органов роста, как тимус (вилочковая железа). Так выглядит процесс первичной аменореи.
Аменорея, вызванная избытком эфирных сил. Среди вторичных аменорей есть те, которые мы выше характеризовали недостатком эфирной активности, существует и их противоположность, являющаяся отражением избыточной деятельности эфирного тела. Гипертрофия становится со временем в некотором смысле «непроницаемой» для действия астрального тела и «Я», которые в этом случае неспособны выполнять свои функции по дифференциации и специализации функций. Овуляции, следовательно, не происходит, т. к. разрушительные процессы второй фазы минимизированы. Пролиферация, которая должна была ограничиться слизистой оболочкой матки, пытается захватить весь организм, вызывая чрезмерную полноту и инфильтрацию. Это немного напоминает то, что происходит при беременности, и не так редко можно увидеть, как эта форма аменореи следует за беременностью.
Лечение менорагий. Вспомнив о Calcarea carbonica и Pulsatilla, мы указали себе пути обоснованной терапии. Мы используем известняк, когда чрезмерными являются процессы первой фазы цикла. И, напротив, используем Pulsatilla в тех случаях, когда слишком интенсивна вторая фаза. При тенденции к менорагий Р. Штайнер рекомендовал использовать Corallium rubrum, который в этом случае предпочтительнее, чем Calcarea. Мы назначаем его в форме D3, а еще лучше в форме ежедневных втираний в надлобковую область (Unguentum Corallii rubri compositi). В случае сильной меноррагии мы прибегнем к одной или нескольким инъекциям в надлобковую область Marmor D6 / Stibium D6 аа. Мы достигнем также хороших результатов с помощью такого растения как Capsella bursa pastoris (от 10% до D3).
Лечение гипоменорей. Когда доминируют процессы разрушения второй фазы, т. е. силы земного тяготения — при наличии симптомов застоя в венах и предрасположенности к меланхолии, — мы назначим Pulsatilla от D3 до D6. Необходимо также усилить действие эфирного тела, для чего мы выписываем Argentum, который лучше наносить вечером в форме мази (Argentum 0,4% Ung.), в надлобковую область. К таким втираниям мы прибегаем в течение первой фазы цикла, чередуя их с назначением Pulsatilla в течение второй фазы. Дополняя Argentum, мы назначим Prunus spinosa от D3 до D5.