Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 44 из 78)

Познание материи. Какой бы материалистической ни была современная наука, ее знание материи очень несовершенно. Благодаря замечательной технике, наука умеет использовать материю в своих интересах, но в действительности не понимает ее. Еще не так давно существовала догма о стабильности элементов. Так, считалось, что некоторое количество материи не может ни создаваться, ни теряться и, что масса каждого элемента во Вселенной постоянна. Открытие расщепления атома почти не изменило этого предубеждения. Сегодня умеют превращать один элемент в другой, высвобождая энергию, умеют разлагать материю, но, конечно же, не умеют создавать ее. Все физико-химические процессы, в конечном итоге, ведут по пути постепенного разрушения физического и никогда по пути его создания. Похоже, что наша планета прошла пик своего развития как физическое тело и находится на пути постепенного разрушения, постепенной деградации. Согласно антропософскому воззрению на эволюцию, минеральный мир постепенно вышел из растительного и животного миров как продукт их выделения. В некоторых научных экспериментах делалась попытка доказать, что и в наши дни возникновение материи еще возможно, хотя преобладают всегда именно процессы разрушения[57].

Металлы и «Я». Среди минеральных веществ металлы занимают особое место. За весьма редкими исключениями они не встречаются в природе в чистом виде, и, чтобы извлечь их из их соединений, необходимо прибегать к техническим средствам. Таким образом, сами чистые металлы связаны с деятельностью человека, с цивилизацией, с развитием человеческого существа, о чем свидетельствуют понятия «золотой век», «бронзовый век» и т. д. В силу этого, металлы тесно связаны с силами «Я», то есть с силами, делающими человека человеком. Следы металлов рассеяны по всей Земле, но в определенных зонах они сосредоточены в рудах. В некотором роде они представляют собой некие органы того огромного живого существа, каковым является наша Земля. Согласно антропософии, всякое вещество является конечной точкой, результатом того или иного духовно продуктивного процесса. Можно сказать, что уплотняющийся духовный процесс исчерпывает себя, умирает в материи. Металлы и минералы являются конечными точками очень отдаленного процесса планетарного развития. Древние ученые знали о связях между планетами и металлами. В своей новой духовной науке Р.Штейнер прояснил эти связи светом современного разума. Материалистическая наука однозначно отнесла бы эти связи в разряд суеверных представлений. Однако эксперименты, подобные опытам Л. Колиско[58], подтверждают их реальность.

В нашей терапии мы обращаемся не к физико-химическим свойствам металлов в их грубо материальной форме. Насильственно введенные в организм в больших дозах они ведут себя как инородные процессы, факторы расстройств, разрушения и смерти. Но благодаря процессу гомеопатической динамизации, можно возродить созидающие планетарные силы, скрытые в металлах. Металлы представляют собой завершение планетарного процесса, и их можно использовать для восстановления гармонии между различными сторонами психофизиологического целого человеческого организма и, самое главное, направить силы «Я» в нужном направлении. «Любое минеральное вещество, введенное в организм,— говорит Р. Штейнер,— обязательно должно претерпеть некую трансформацию, пройти через несубстанциональную стадию, стадию теплового эфира, прежде чем стать пригодным для данного организма. Подобный процесс требует от сил „Я" интенсивного участия. „Я" предстоит выдержать настоящую борьбу с минералом, и мы свидетельствуем глубокое уважение в отношении „Я", считая его способным одержать победу в этой борьбе».

Наши органы «интериоризированные в нас планеты». Чтобы рационально использовать эти сверхчувственные свойства металлов, необходимо знать не только их связи с планетами, но и характер проявления планет в организме. Мы видим, что лунный ритм внедрился в органы размножения, причем по преимуществу в женский организм. Такой процесс интериоризации имеет куда более общий характер, потому что каждой планете в человеке соответствует какой-то орган или, точнее, совокупность функций. Человек-микрокосмос есть истинное отражение макрокосмоса. Говоря об «интериоризации», мы сразу же приходим к размышлению об астральном теле (том I, гл. 1), которому свойственен именно этот процесс, начинающийся с гаструляции и постепенно дающий всем нашим органам структуру при посредничестве эфирного тела.

Планетарные сферы... Хотя наблюдение за физическим телом раскрывает механизмы его формирования, тем не менее, оно не дает никакой информации о причинах этих механизмов. Формирование наших органов, на самом деле, является результатом процесса, который начинается задолго до рождения и зачатия. Готовясь к новой инкарнации, «Я» — единственный постоянный элемент человеческого существа, последовательно пересекает планетарные сферы. При этом планеты, наблюдаемые нами на небе, представляют собой лишь физическую, точечную локализацию силовой сферы их воздействия. Так, сферу Сатурна можно представить в виде огромного шара, с диаметром, соответствующим приблизительно его орбите.

...и прохождение «Я» через них. Приближаясь к земле для инкарнации, «Я» последовательно пересекает все планетарные сферы, в которых оно пребывает более или менее длительный срок[59]. Во время этого пребывания в разных планетарных сферах оно с помощью высоких духовных индивидуальностей постепенно формирует сверхчувственный элемент своего существа, который принято называть (теперь понятнее почему) астральным телом (то есть «звездным телом»). В зависимости от продолжительности пребывания в каждой из этих планетарных сфер астральное тело человека наделяется различными качествами, которые позже проявят себя в функционировании органов. Жизненный путь не определяется мгновенным влиянием созвездий в момент рождения, как это думают некоторые астрологи. Конфигурация небесных тел при рождении — это опять же лишь результат долгой подготовки к нашему приходу на землю, она свидетельствует о том, что человеческое «Я» подтверждает свою верность избранным им путям данного воплощения, свою верность встрече с землей. Одно сравнение позволит лучше понять эту связь. Никому бы не пришло в голову утверждать, что табельные часы на заводе являются причиной прихода служащего в определенный момент, они только фиксируют этот момент. Но его приход на завод именно в конкретный момент времени указывает на то, что, отправляясь в дорогу и по пути на работу, служащий находился в совершенно определенных соотношениях с самим собой и с окружающим миром, которые позволили ему прийти «вовремя», в соотношениях, которые были бы иными, если бы он пришел в другое время. Точно так же и для души факт прихода на землю в определенный момент сопряжен с конкретными условиями, о которых нам говорят «небесные часы».

Эти астральные (звездные) характеристики будут проявляться в организме в течение всего земного существования, они будут влиять на работу органов. Следовательно, необходимо, чтобы в медицине знали симптомы проявления этих влияний, особенно они важны для применения металлотерапии.

Инкарнация и экскарнация. Все, что является жизнью, есть ритм, состоящий из двух полярностей, проявления которых чередуются и уравновешиваются. Так, за длительным процессом воплощения, инкарнации, следует экскарнация, развоплощение, а моменту рождения противостоит момент смерти. После смерти мы вновь пересекаем планетарные сферы, но в противоположном направлении. Процесс инкарнации не заканчивается мгновенно при рождении, а продолжается, постепенно затухая по мере приближения смерти. Точно так же, процесс экскарнации начинается не со смертью, а постепенно начинается с рождения. Процесс умирания начинается, хотя и незаметно, с самого момента нашего прибытия на землю. Этот процесс ускоряется по ходу нашего земного существования. Таким образом, рождение представляет собой начало процесса экскарнации, а смерть — конец процесса инкарнации. Между этими двумя процессами устанавливается равновесие, это равновесие различно для каждого данного возраста. Смещение этого равновесия в том или ином направлении будет проявляться патологией. Эти два потока можно изобразить схематически (рис. 8).

Следовательно, земной организм испытывает влияние не только первого потока, т. е. инкарнации, но и с самого рождения ощущается влияние второго потока, т. е. экскарнации, чьи проявления уравновешиваются проявлениями первого.

Рис. 8. Двойственный процесс инкарнации и экскарнации через планетарные, сферы.

Эти понятия могут показаться абстрактными, поэтому хорошо бы их проиллюстрировать. Рассмотрим первый процесс — инкарнации. Мы видим, что он ведет к созданию земного человеческого существа. Но дальше человек как создание сам становится создателем. Создание человека — это материализация духовного потока. Когда человек, в свою очередь, становится создателем, когда он рисует, лепит, строит дом,— что он тогда делает? Он действует в обратном направлении: он овладевает мертвой материей и вводит в нее духовный элемент, которого без него в ней не было, он одухотворяет материю. Так второй процесс, т. е. экскарнация, является процессом одухотворения, альтернативным материализации, уплотнению, т. е. — инкарнации. Существуют еще полярности другого порядка, которые противопоставляют планетарные сферы друг другу. Так, мы находим полярность действия между сферой Сатурна и сферой Луны, сферой Юпитера и сферой Меркурия, сферами Марса и Венеры. Солнце стоит в этом ряду отдельно и представляет собой центральный пункт, вокруг которого концентрируются вышеуказанные полярности. Эти предварительные выкладки позволяют нам приступить к конкретному рассмотрению различных аспектов этих процессов.