Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 47 из 78)

Между Сатурном и Луной как со стороны первых (то есть инкарнирующих, создающих телесность) потоков, так и со стороны вторых — экскарнирующих, разрушающих тело, потоков разыгрывается сложная двойственная полярность, отражение которой мы найдем в конкретных вариантах патологии. Мы попытались представить это в общих чертах в следующей таблице, которая, конечно же, является упрощенной и незавершенной. Поняв принцип, читатель может развивать эту таблицу дальше.

Таблица 1

САТУРН

ЛУНА

СЕЛЕЗЁНКА, СКЕЛЕТ,

КОСТНЫЙ МОЗГ

ОРГАНЫ РАЗМНОЖЕНИЯ,

МОЗГ, КОЖА.

I Инкарнация

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

Смерть в пространстве — минерализация.

Формирование скелета (как мертвого образа «Я»)

Спленический гематолиз

Мелкоголовые дети со «старческими лицами» — ранняя интеллектуализация

Бесконечное повторение — репродукция

Увеличение количества клеток.

Большеголовые дети с «лунообразными лицами» — мечтатели.

Остеопетроз.

Продуктивный остеит.

Склероз, атеросклероз, отосклероз, катаракта, нефросклероз.

Микроцефалия.

Тяга к дурным запахам, жестокость, отсутствие чувства морали,

Гиперинтеллектуализм.

Мертвое, автоматическое,

Схематическое мышление.

Интерес к физическому.

«Рантье ума».

Доброкачественные опухоли — Бородавки.

Рак.

Лейкемии (при участии 2-го потока Сатурна).

Делирий, галлюцинации, сомнамбулизм (лунатизм).

САТУРН

ЛУНА

СЕЛЕЗЁНКА, СКЕЛЕТ,

КОСТНЫЙ МОЗГ

ОРГАНЫ РАЗМНОЖЕНИЯ,

МОЗГ, КОЖА.

II Экскарнация

ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО

Воскресение во времени — биография

Гемопоэтические процессы костного мозга

(при участии первого потока Луны)

Телесное тепло (как живое выражение «Я»)

Энтузиазм

Дифференциация

Формирование нервной системы и кожи

Критический ум

Рахитизм

Остеомаляция

Остеопороз

Болезнь Лобштейна

Лихорадка (жар)

Нарушения самосознания

Гипотрофия новорожденных

Дисменорея

Стерильность

Дегенеративные заболевания половых путей, craurosis vulvae

Кератоз, ихтиоз

Атрофии нервов, вирусные и дегенеративные заболевания нервной системы

Олигофрения


ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Юпитер и Меркурий

Юпитер — скульптор. Собрав необходимые силы из сферы Сатурна, человеческое «Я» продолжает свое нисхождение, спуск к Земле и пересекает следующую сферу — сферу Юпитера. Астральные силы, собранные в этой сфере, также проявятся в человеческом организме, но области приложения этих сил отличны от областей, подверженных силам Сатурна. В отличие от сил Сатурна, ответственных за сооружение твердой минеральной структуры кости, Юпитер воздействует на мягкие части организма, придавая им форму. Его влияние на ткани распространяется до уровня твердости, соответствующей хрящевой ткани. Юпитер обрабатывает материал, придает ему контуры. Воспринимаемый нами внешний вид человеческого существа является, в основном, творением Юпитера. Ведь внешнюю форму человеку придают не кости, не кожа (хотя без них эта форма не могла бы поддерживаться), но мягкие части — мускулы, соединительные и жировые ткани. Мы вновь встречаемся с силами Юпитера в мышлении. Не говорим ли мы: «сформулировать, оформить мысль»? Сказанное не находится в противоречии с той ролью, которую играют в мышлении эфирные силы (т. I, гл. 2). Потому что именно на них обращены юпитериан-ские силы оформления, так же как на телесном уровне юпитерианские астральные силы лепят, пластицируют эфирные процессы роста тканей.

Между растворением и сгущением. Невозможно лепить из глины, если она не размягчена, то есть если в ней нет воды. Так и силы Юпитера действуют с помощью жидкого элемента, постепенно уплотняя его. Благодаря им происходит переход из состояния золя в состояние геля. Тут уже нет незыблемых кристаллических структур Сатурна, здесь царство пластичности коллоидов. Эта игра между Solve et Coagula (уплотняй и растворяй — лат.) уже встречалась нам при изучении печени (т. I, гл. 11), поэтому нас не удивит, что «главный орган» Юпитера — это печень. Двойственность: «жидкость — твердость» обнаруживается также в суставах, в серозных оболочках и в других местах преобладания процессов Юпитера.

Форма и движение. Противоположностью застывшей форме является движение; более того, ни форма, ни движение не могли бы существовать друг без друга. Любое созидание предполагает наличие пластицирую-щего, оформляющего движения. Правда, форму можно получить и путем литья, например, из чугуна, бронзы и т. п. Однако в действительности здесь не будет процесса созидания чего-либо нового, но только процесс воспроизведения, что возвращает нас к ранее изученным лунным процессам[65]. Действия Юпитера больше похожи на лепку из глины, они создают округлые формы, выпуклости и углубления. В действительности, бесконечное разнообразие человеческих форм представляет собою противоположность безостановочному воспроизведению одинаковых форм, вечному размножению, которое связано с лунными силами.

А что же происходит с силами Юпитера, когда они завершат свою работу по созданию форм человеческого тела? А происходит следующее: они проникают внутрь созданной ими формы и придают ей подвижность. Вылепив мускул или сустав, они сами становятся его движителем. Ведь любой мускул, образующий пассивный контур тела, одновременно является и активным элементом движения этого тела. Так то, что было сначала только формой, превращается в движение — лицо человека, сформированное мышцами, обладает богатейшими мимическими движениями.

Эта связь между формой и движением проявляется еще и в процессах восприятия органами чувств. Обычно мы несколько наивно полагаем, что формы воспринимаются нами с помощью зрения. Если мы правильно изучим этот процесс, то увидим, что это неверно. Зрение позволяет нам воспринимать только свет и его различные качества, а именно — цвета. В действительности же, при восприятии формы мы прослеживаем ее контур, используя наше чувство движения. Чувство движения, с помощью которого мы воспринимаем формы, обычно бывает неосознанным. Легче понять, что мы имеем в виду под понятием «чувство движения», если проанализировать, как мы воспринимаем форму предмета или тела на ощупь, осязанием: мы делаем жесты весьма близкие к тем, которые необходимы скульптору, пожелай он вылепить, то есть создать, сам этот предмет или само это тело.

Чтение как обращение к чувству движения. Когда ребенок учится читать, он физически своим взглядом обводит контур каждой буквы. Внимательно проследите за ребенком, читающим букву «О», и вы увидите, что не только его глаза, но даже голова описывает небольшую окружность. На самом деле, даже все его тело в той или иной степени участвует в этом движении. Ребенок постарше и взрослый попросту приобретает навык, то есть эта деятельность движения переходит в эфирное тело и внешне уже не видна. Следовательно, можно значительно облегчить процесс обучения, предлагая ребенку крупно рисовать большие буквы и элементы букв (то есть дуги, окружности, овалы и прямые линии) на доске или на бумаге. Тем детям, которые испытывают значительные затруднения при обучении чтению, было бы полезно бегать по формам букв на земле, но, разумеется, не по заранее нарисованному контуру, но по мысленно представляемому рисунку. Чем быстрее продвигается обучение, тем менее заметными становятся эти движения и, в конечном итоге, они будут выполняться только мысленно. Этот процесс абстрагирования будет осуществляться тем лучше, чем больше в начале обучения использовалось чувство движения. Таким образом, ребенку следовало бы раньше учиться писать, а не читать. Когда мы применяем в отношении детей так называемый метод обучения скоростному чтению, то заставляем их мчаться без остановок и очень быстро вырабатываем навык абстрагирования, однако сам процесс чтения осваивается при этом плохо, впоследствии это может предопределить развитие дислексии[66].

Следовательно, форма и движение представляют собой два полярных аспекта сил Юпитера — физического аспекта и аспекта мышления. С помощью первого потока мы реализуем форму, с помощью второго — проявляемся в движении.