Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 48 из 78)

Избыток формообразующего процесса. Знаменитый в антропософских кругах врач и педагог Бернхард Ливехуд в качестве иллюстрации избытка первого (формирующего) потока Юпитера приводит образ классического английского коммерсанта, в жестах и поведении которого нет ни одного лишнего движения, — там все застыло, все статично, выражение его лица холодно и вежливо. Мы также можем вспомнить профессионального игрока в бильярд, движения которого четко рассчитаны до строго определенного минимума. Рассказывают, что некоторые из них, часто страдающие подагрой, делают пометки мелом на сукне бильярдного стола с помощью тофуса[67], выступающего на суставе пальца. А ведь подагра является как раз типичным заболеванием преобладания первого (формирующего) потока Юпитера, это болезнь сидячего или застывшего образа жизни, заболеванием, которое еще в большой степени ограничивает двигательную активность. Короче говоря, болезни, приводящие к анкилозу, связаны с избытком первого потока Юпитера, — это артрозы, прогрессирующий хронический полиартрит и т. д. Случаи же обострения хронических полиартритов есть ни что иное, как попытки самоисцеления организма. Естественно, эти попытки болезненны и обычно малоэффективны, так как часто сопровождаются ухудшением состояния. Нередко случается, что лица, страдающие прогрессирующим хроническим полиартритом, сохраняют в своем облике и поведении нечто инфантильное и моложавое. Может показаться, что это находится в противоречии с симптомами заболевания, такими как неподвижность, ригидность, анкилоз, т. е. с признаками старости. Парадокс исчезает если осознать, что сам феномен — «оставаться молодым» — означает в некоторых отношениях отказ от развития, то есть своего рода застывание, неподвижность. В таком случае болезнь выступает как реакция, понуждающая больного осуществлять развитие, которого он хотел бы избежать. С этой точки зрения следует рассматривать ранние стадии суставного ревматизма и болезни Буйо. Тем более что осложнения этого заболевания препятствуют проявлению как раз сил молодости. В заболеваниях, связанных с нарушениями сил Юпитера, мы постоянно имеем дело с парадоксами. Так, при хроническом прогрессирующим полиартрите, называемым еще деформирующим ревматизмом, происходит последовательная утрата формы суставов, и в этой связи мы будем склонны относить это заболевание к избытку второго потока Юпитера. Но то, что мы называем здесь деформацией, по сути, есть проявление избытка формирующего процесса, совершенно отличного от процесса второго потока, растворяющего форму. Точно также узловатое дерево демонстрирует нам усиление формообразования, а не растворения.

Спазмы и судороги. К этой же группе нарушений относятся спастические заболевания мышц, особенно тогда, когда они, как и судороги, носят тонический характер. Оставаясь сокращенной, мышца подчеркивает свою форму в ущерб движению. Создается впечатление, что при клонических судорогах организм старается компенсировать процесс антагонистической реакцией.

Патология хрящей близка к патологии суставов и обычно кажется трудной для понимания. Здесь еще раз понятие полярности между двумя потоками Юпитера открывает путь для изучения и лечения этих заболеваний.

Циррозы. На уровне печени — органа Юпитера — преобладание первого потока выражается отвердением в виде циррозов и склерозов. Цирроз часто сопровождается асцитом, который можно было бы истолковать как склонность к разжижению, присущую второму потоку Юпитера. В действительности ничего подобного; здесь речь идет только о застойном явлении, о замедлении кровообращения, т. е. о неподвижности, о которой мы поговорим несколько ниже.

На психическом плане преобладание первого потока проявляется некоторой ригидностью мышления, склонностью к предвзятости, предубеждению, упрямству, догматизму, доходящем до фанатизма. Однако заметим, что этот последний случай включает в себя агрессивный марсианский элемент.

Усиление движения и растворение формы. Если образ английского коммерсанта послужил нам для карикатурного выражения первого потока Юпитера, то образ комедианта, а еще лучше — мима, великолепно иллюстрирует второй поток. У него все — подвижный жест, все — экспрессия. Когда этот юпитерианский поток экскарнации становится преобладающим, то у формы отмечается стремление к исчезновению, к растворению, а аспект подвижности при этом усиливается. В целом сюда относятся воспалительные заболевания, особенно когда они сопровождаются образованием гноя, что представляет собой процесс, характеризующийся растворением и потерей формы. Но при этом не следует забывать, что симптом повышения теплообмена, то есть лихорадки, связан со вторым потоком Сатурна. Туберкулез в своей экссудативной или казеозной стадии является типичным тому примером, но уже сопутствующий туберкулезному процессу фиброз свидетельствует о реакции организма, стремящегося противостоять растворению. Эта реакция при выздоровлении будет еще больше усиливаться процессами кальцификации, о чем уже говорилось в предыдущей главе.

Движение и метаболизм. На уровне печени избыток второго потока проявится гепатитами, а на уровне суставов — гнойными артритами. Все эти заболевания, обзор которых мы только что сделали, хорошо иллюстрируют потерю формы, но явно не сопровождаются возрастанием активности движений, т. к. такие лихорадящие больные не очень подвижны. Однако усиление движения существует, но, не проявляясь снаружи, оно поражает обмен веществ, который, по сути, является движением как таковым. Метаболизм и движение настолько тесно связаны друг с другом, что Р. Штейнер даже объединил их под одним названием — «полюс метаболизма и органов движения». При ряде других заболеваниях, таких как тик, хорея, белая горячка и т. п., также принадлежащих ко второму потоку Юпитера, анормальным, то есть превышающим норму является именно избыток мышечного движения. К этому типу заболеваний относятся также тремор головы, отмечаемый, кстати, у некоторых рахитичных малышей.

Гидроцефалия. С одной стороны, из-за недостатка кальцификации, рахит относится к избытку второго потока Сатурна, но при этом заболевании избыточен также и второй поток Юпитера — недостает сил формирования хрящевой ткани. Этот недостаток формообразующего процесса проявляется в синдроме гидроцефалии, которую можно рассматривать в качестве истинного прототипа заболеваний этого типа. Здесь Solve явно одерживает победу над Coagula — склонность, которую мы находим при многих патологиях, осложняющихся образованием различных выпотов (менингиты, плевриты, перикардиты, перитониты и даже гидрартрозы). Не следует, однако, путать эти воспалительные экссудаты с застойными явлениями, примером чего может служить цирротический асцит.

Психические симптомы. Среди психических проявлений излишней силы этого потока мы обнаружим невозможность концентрировать свое внимание, фрагментарность и расстройства мышления, что выражается в неспособности формулировать мысль, своего рода мыслительное разжижение.

Полярность Юпитер — Меркурий. Между Юпитером и Меркурием существует полярность, подобная той, которая противопоставляет Луну Сатурну. Меркурий тоже колеблется между формой и движением, но в отличие от Юпитера движение у него первично, а форма — вторична. Проследим за падением капли ртути. Она рассыпается в полете на необычайно подвижные, неуловимые капельки. Кажется, еще немного, и они оживут. Затем эти капельки вновь сливаются вместе и замедляют свое движение.

Меркуриальная подвижность. Эти повторяющиеся движения растекания и слияния, эта непрекращающаяся циркуляция находятся во всех жидкостях организма. Так жидкости рассеиваются в клетках, затем вновь сливаются в единый поток в венах и лимфатических железах. Точно также в пищеварительном тракте химус растекается между кишечными ворсинками, находящимися в беспрерывном движении, затем снова сливается в общий пищеварительный поток. Подвижность — это одно из основных свойств белых кровяных телец, осо-бенно многоядерных, которые благодаря своей пластич- ности проникают везде, способны к диапедезу и захватывают всевозможные остатки, препятствуя накоплению их в организме.

Рождение формы из недр потока. Когда поток встречает препятствие, или когда встречаются два потока, возникает водоворот, другими словами появляется новая форма. Эти явления были замечательно изучены д-ром Теодором Швенком[68], которому удалось, воздействуя на потоки жидкостей в лабораторных условиях, получить спиралевидные формы, напоминающие органические (сердце, гортань) образования, вполне сопоставимые с анатомической формой гортани и других органов и выраженные тем ярче, чем выше были скорости потоков.

Наши органы обездвиженные вихри. В организме такие формы рождаются повсюду, где существует поток. Так гортань является местом замедления потока дыхания. Сердце — другой яркий пример: его мышечные волокна четко указывают на формы завихрений, если сделать поперечный разрез от верхушки органа. Р. Штейнер прекрасно понимал, что сердце является не причиной циркуляции крови, а результатом, следствием встречи двух потоков (что с помощью более современных технических средств наблюдения можно просто увидеть в эмбриогенезе). Лимфатические узлы также зарождаются в точках замедления лимфатической циркуляции. Да и в легком — собственно органе Меркурия — альвеолы также являются местом встречи потоков — воздушного и кровяного.

Юпитерианские и меркуриальные формы. Такие меркуриальные структуры будут отличаться от структур первого потока Юпитера. Юпитер лепит так, как если бы он действовал снаружи, создавая по образу небесного свода полусферические формы: лобные бугры, черепной свод, купол диафрагмы, свод верхнего полюса печени, головки суставов и т.д. Эти формы мало детализированы, если только это не те детали, которые зарождаются на пересечении двух полусфер. В формах, зависящих от радиальной динамики, сферы вытягиваются наподобие веретен. Таковыми являются мышцы. Зато формы Меркурия, рожденные движением, кажутся выдолбленными изнутри. В своей основе они имеют спираль, которая тем ярче выражена, чем быстрее поток (сердце, гортань). Завихрения склонны к множественности; поэтому меркуриальные формы бесконечно разнообразны, проработаны до мельчайших деталей и часто асимметричны, как об этом свидетельствуют, например, отпечатки человеческих пальцев[69]. Капиллярные сети, в которых жидкости растекаются и снова сливаются, являются другим типичным примером меркуриального образования.