Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 5 из 78)

Вертикальное положение. Животное, как мы уже констатировали, — «горизонтальное существо» по своему привычному положению в земном пространстве; переходя к изучению человека, мы начинаем исследовать вертикальное положение. По отношению к растению животное эволюционно выполнило поворот в пространстве на 90°, человек же — на 180°. Тот факт, что человек рассматривается как высшее животное, является одной из ошибок материалистической науки, которая больше всего мешает развитию наших знаний о человеке и эволюции. Между человеком и животным, так же как между животным и растением, существует эволюционная пропасть, и поиск непосредственно «переходных» видов или типов является в обоих случаях непростительной и наивной попыткой упростить бытие в угоду стройности материалистической науки. Вертикальное положение человека является лишь одним из наиболее впечатляющих проявлений этой эволюционной пропасти. Безусловно, есть животные, способные на короткий промежуток времени подняться на задние лапы, но это положение требует от них напряжения, которое они не способны долго выдержать. У человека, напротив, масса всего тела так великолепно сбалансирована, что усилие, необходимое для прямостояния, является минимальным. Тенденция к вертикальности в мельчайших деталях прослеживается во всем его облике и особенно в скелете. Достаточно сравнить скелет человека со скелетом человекообразной обезьяны, чтобы понять это. У обезьяны, к примеру, тяжесть лицевого массива должна быть компенсирована могучей мускулатурой затылка, тогда как у человека равновесие головы поддерживается позвоночником. Последний распрямлен и сохранил лишь легкое воспоминание о гибкости змеи, вполне достаточное, чтобы придать ему необходимую эластичность.

Речь и мышление. Следующей характеристикой человека является речь. Животные кричат, говорит только человек (попугай лишь имитирует звуки, которые лишены для него какого бы то ни было значения). Реакции животных являются, в некотором роде, автоматизмом, и при помощи дрессировки можно получить новые виды подобных реакций. Человеческий язык приобретается не с момента рождения. Он должен быть освоен, так же как и положение стоя, причем ценой беспрестанных усилий. Третьей способностью, а именно — способностью мыслить, обладает тоже лишь человек. Мышление развивается далеко не сразу, и поэтому у нас всегда вызывает удивление маленький ребенок, у которого мы обнаруживаем первые проблески мышления.

Индивидуальное «Я». Животное полностью зависит от внешних стимулов и своих инстинктов. Обстоятельства, в которых оно находится в данный конкретный момент, сталкивают его с обстоятельствами прошлого, живущими в нем в виде инстинктов и рефлексов. Только человек может сознательно вспоминать о прошлом, погружаться в него по собственному желанию. Человек может также замыкаться в себе самом и исследовать свои собственные мысли. Он может становиться объектом для изучения себя самого и может называть себя коротким словом, которое нельзя распространить ни на кого другого: «Я». Он не только осознает внешний мир, который его окружает, как это было в случае с животным, он отличает себя от внешнего мира и имеет самосознание. Это «Я» не является абстракцией, как считают некоторые философы, но представляет собой существо столь же реальное, как физическое, эфирное и астральное тела; это — человеческий дух. Именно из него исходит сила, которая придает нашему организму особую конфигурацию, сила, которая заставляет ребенка встать, говорить, мыслить. У живого человека она имеет, как и другие тела, материальную основу: тепловой организм. Если бы было возможно «отсоединить» тепло от нашего организма, мы увидели бы тогда, что оно не является везде одинаковым, но наше тепло представляет собой высокоорганизованную структуру (которую, впрочем, частично можно увидеть при помощи инфракрасной съемки), поэтому совершенно оправдано употребление такого термина как «тепловой организм». Именно через «тепловой организм» действует «я», так же как астральное тело имеет в качестве поддержки «воздушный организм», а эфирное тело — «водный организм». Мы можем резюмировать все вышесказанное в следующей таблице:

Таблица I

Основные элементы человека

Органическая основа

Природные элементы

Физическое тело

Минеральный организм

Земля /Минерал/

Эфирное тело

Водный организм

Вода /Растение/

Астральное тело

Воздушный организм

Воздух /Животные/

"Я» /Дух/

Тепловой организм

Огонь /Человек/

Человек имеет, таким образом, минеральное начало в виде своего физического тела, растительное начало в виде своего эфирного тела и животное начало в виде астрального тела, но лишь он один обладает «Я» или человеческим духом.

Человек и свобода. Каждое из этих начал противопоставляется некоторым образом предыдущему началу. То же мы обнаружим, сравнивая животный мир и человека в их отношении к жизни инстинктов. Животное полностью подчинено своим инстинктам, импульсам. Человек, в силу своего «Я», в состоянии им противостоять. Он имеет в себе «возможность» свободы; он может делать выбор в соответствии со своим идеалом морали. Эта свобода не является данностью (иначе она не была бы больше свободой!), но человек способен завоевать ее с помощью своей собственной воли. Страсти, влечения, инстинкты у нас общие со всеми другими людьми; отличаемся мы друг от друга тем, как управляем своими страстями и инстинктами.

Человеческая индивидуальность. В рамках одного вида животные являются взаимозаменяемыми, они не обладают индивидуальностью. Каждый человек, напротив, является единственным в своем роде существом. Это проявляется и в физическом строении, например, кровь одного человека никогда не бывает полностью идентичной по составу крови любого другого человека. Эта индивидуальность проявляется в мельчайших деталях, вплоть до состава белков. Тем не менее не физическое тело обеспечивает постоянство индивидуальных характеристик; оно лишь получает при посредничестве астрального и эфирного тел отпечаток «Я». На самом деле, физическое тело полностью обновляет каждые семь лет весь свой минеральный состав; следовательно, невозможно поддержать структуру человека в ее совокупности без действия «Я» на физическое тело при посредстве астрального и эфирного тел. Это обновление субстанции каждые семь лет не раз подчеркивалось Р. Штейнером; и только недавно, благодаря искусственным радиоэлементам, были получены доказательства того, что подобное обновление действительно существует. Несмотря на это обновление, мы сохраняем уверенность в нашей собственной идентичности. Наша субстанция изменяется, наш вид также мало-помалу меняется, психика также трансформируется, и несмотря на это, мы ни на минуту не сомневаемся в том, что мы остаемся тем же индивидуумом, богатым воспоминаниями, собранными в течение нашей жизни.

Связь между четырьмя элементами. Эти четыре составляющих элемента более или менее тесно связаны друг с другом. Физическое тело и эфирное тело тесно связаны и разделяются только в смерти. Они образуют нижний физико-эфирный комплекс. Верхний комплекс — астральное тело и «Я» — также тесно связаны между собой, но здесь уже нельзя говорить о связи пространственного характера, которую мы имеем в виду в материальном мире, здесь речь идет уже о ступенях сознания. Связь между верхним комплексом, с одной стороны, и нижним комплексом, с другой, является менее прочной и подвержена различным изменениям. Во время сна верхний комплекс отделяется от нижнего, и то, что остается в постели, можно сравнить с растением, с той, однако, разницей, что у человека верхние элементы производят остаточный импульс на эфирное тело. Постепенно этот импульс ослабевает и, поскольку человеческое существо не может жить без этого импульса, необходимо, чтобы «Я» и астральное тело вновь воплотились в нижнем комплексе, другими словами, чтобы человек проснулся. Пробужденное сознание и самосознание в действительности связаны с присутствием «Я» и астрального тела в нижнем комплексе. В момент смерти эфирное тело покидает физическое тело, последнее возвращается в минеральный мир, где оно разлагается.


ГЛАВА ВТОРАЯ

Человеческая триада

Узнав о существовании сверхчувственных элементов человека, мы сделали первый шаг в понимании человека как телесно-душевно-духовного единства. Теперь нам необходимо изучить связи, существующие между этими элементами и различными областями физического тела.

Трехчленность человека. Наблюдение раскрывает нам полярность, существующую между «верхом» и «низом» нашего организма. Почти сферическая форма черепа противостоит лучевой структуре конечностей. Кости черепа представляют собой мощную оболочку, защищающую мягкие части; напротив, в конечностях твердые части занимают середину. Как это ни странно звучит, рассматривая отдельно голову человека, его можно отнести к беспозвоночным, рассматривая его конечности — к позвоночным. Мы еще лучше представим себе лучеобразную структуру конечностей, если пересчитаем кости: одна в бедре, две — в голени, пять — непосредственно в конечностях. Двух полюсов недостаточно для создания человеческого существа. Необходим центр, элемент связи, без которого полюса не могли бы существовать. Таким элементом является грудная клетка. Рассматриваемая в целом, грудная клетка сохраняет еще некоторую сферичность головы, но если рассматривать каждую сторону отдельно, можно увидеть удлинение, характерное для конечностей. Грудная клетка также является оболочкой для мягких тканей, но сама она защищена солидной мускулатурой. Позвоночник, в целом, является удлиненным сооружением, окруженным мускулами, как и конечности, тогда как каждый позвонок, рассматриваемый отдельно, представляет собой маленький череп, закрывающий мягкие части костного мозга.