Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 62 из 78)

Лечение гидроцефалии. Избыток второго потока Юпитера характеризуется потерей формы. Типичным примером этого является гидроцефалия. Кроме свинцовой мази, накладываемой на область макушки (см. гл. «Свинец»), следует накладывать оловянную мазь утром на лоб (Stannum 0,1% Ung.). Или же делается шапочка из оловянной фольги, которую на ночь надевают ребенку. Per os дают Stannum met. ргаер. D15 — D20 Trit два раза в день на кончике кофейной ложки (или капли на воде для внутреннего применения по три капли на прием), подмешивая в детскую бутылочку с молоком (если ребенок получает грудное молоко, то медикамент дают непосредственно перед кормлением). Эти «гидроцефальные» дети сверхчувствительны ко всем стимуляторам нервной системы и органов чувств, особенно к свету; поэтому Р. Штейнер рекомендовал не подвергать их прямому резкому воздействию солнечных лучей в течение первого, и в случае необходимости, второго года жизни, а оставлять их в полутьме и выводить на улицу только в сумерки. Назначение и реализация такой меры определенно требуют мужества, но хорошие результаты этой терапии являются доказательством ее права на существование.

Stannum при экссудатах. Stannum D8 — D10 дается при всех воспалительных выделениях, плевритах, перикардитах, асцитах и при гидроартрозах в виде подкожных инъекций в «loco dolenti», в некоторых случаях в сочетании с Bryonia D6. Хорошо дополнять это лечение смазыванием поврежденных участков Stannum 0,4% Ung. Это лечение часто делает пункции излишними и, в общем, позволяет избегать остаточных явлений, в частности, спаек. Stannum D10 / Bryonia D6 будет также хорошим лекарством от бронхита.

Лечение артрозов. Артроз — главное показание для терапии оловом. Он представляет собой одновременно обезвоживание и потерю формы (которая может быть вторичной) суставных хрящей. Назначается Stannum 1%, затем 5% Trit. три раза в день. Одновременно нужно прописывать Phosphorus oleosum D3 сначала одну каплю, затем две, затем три, принимать по утрам (каждое утро) в небольшом количестве сахара. Затем следует вернуться к двум каплям, потом к одной. Затем на две недели прекратить прием как Phosphor, так и Stannum, далее повторить курс.

Stannum от D10 и вплоть до 5% может быть использован и при другом типе потери формы — при некоторых формах ожирения. При этом отметим, что в принципе необходимо соблюдать осторожность при назначении терапии Stannum худым людям, субъектам с ослабленной жизнеспособностью и в некоторых случаях предварять лечение оловом двухнедельным курсом Агgentum D6. Впрочем, мы уже упоминали о потере формы в организме, говоря о серебре; следует принципиально продумывать терапевтический выбор между этими двумя металлами.

Касситерит — лекарство от скарлатины. При скарлатине Р. Штейнер рекомендовал ванны или обертывания с добавлением одной ложки 0,1 % касситерита, природного окисла олова, с целью предотвращения осложнений этой болезни, таких как нефрит и ревматизм. Это объяснимо, учитывая, что при данном заболевании интенсивное воздействие «Я» может вызвать нарушения в водном организме. Отсюда можно понять, почему Р. Штейнер рекомендовал Cassiterit D2 попеременно с Cuprit в двух случаях Базедовой болезни.

Если, изучив, таким образом, олово, мы в дальнейшем увидим у себя на приеме больных с патогенезом Stannum, то мы лучше сможем понять фигурирующие здесь симптомы, эмпирическим путем открытые гомеопатами. При этом мы, конечно, не считаем, что исчерпали в этой главе случаи, оправдывающие применение Stannum.


ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Ртуть

«Живое серебро» между тяжестью и легкостью. Какой ребенок, разбив термометр, не пытался схватить капельки ртути, раскатившиеся по полу? Но только поймать их невозможно, они выскальзывают, рассыпаются на еще более мелкие и подвижные капельки, разбегаясь по всем углам комнаты, и чтобы их собрать, необходимо проявить большую хитрость; можно, например, закатить их на лист бумаги, где удается слить их в одну крупную каплю, вновь скатывающуюся при малейшем движении. Так «живое серебро» — ртуть — побуждает нас играть с нею, да и сама по себе она есть игра, правда, опасная для человека из-за токсичности этого металла. Если удается поймать немного ртути в ладошку, испытываешь странное ощущение тяжести, которое удивительно контрастирует с ее подвижностью. Ведь ртуть, после золота, самый тяжелый металл из семи основных металлов (ее плотность 13,5). Несмотря на это силам тяжести она подвержена, лишь когда она заключена в закрытый сосуд. Как только ее освобождают, ртуть стремится сбросить с себя тяжесть, испаряясь, распыляясь в атмосфере в виде чрезвычайно мелких капель. Эта дисперсия настолько быстра, что, уронив каплю ртути на пол в одном конце комнаты, через несколько мгновений обнаруживаешь ее следы в воздухе по всей комнаты. Речь действительно идет о диффузии, имеющей место даже в отсутствие потоков конвекции, которые потребовали бы намного больше времени, чтобы распространить пары ртути по всему помещению[91].

Если ртуть так легко рассеивается под воздействием сил «легкости», то не менее легко капельки ртути соединяются, как только начинают доминировать силы тяжести. Достаточно придать листу бумаги, на котором находятся капельки, слегка вогнутую форму, чтобы увидеть, как они сливаются в углублении и растворяются в одной большой капле. Этого нельзя сделать с другими металлами при обычных атмосферных условиях. Для этого нужно либо осуществить фриттирование, т.е. подвергнуть предварительно размельченный в порошок металл высокому давлению, либо привести металл в ртутное состояние — расплавить его. Но есть еще другой способ вновь соединить между собой металлические частицы без применения высокого давления или температуры — амальгама. Амальгаму получают как раз с помощью ртути. Например, частички серебра, растертые с несколькими каплями ртути, быстро срастаются и образуют постепенно затвердевающую массу. В этом процессе ртуть явно проявляет свою роль связующего вещества, или посредника, способного соединить то, что разъединено.

Меркуриалный процесс. Рассеивание-соединение[92]. Эта полярность замечательно иллюстрирована сказкой братьев Гримм «Дух в колбе». Ртутные силы представлены в ней маленьким существом — лягушонком по имени Меркуриус, заключенным в бутылку, но разрастающимся до размеров великана при его освобождении. Студент (другими словами ученик школы Посвящения), освободивший эти силы, должен остаться их хозяином и суметь снова заключить их в бутылку, что и удалось ему сделать с помощью хитрости. Взамен за свое освобождение дух делает ему подарок — пластырь, исцеляющий все раны (это, собственно, образ ртутных целительных процессов) и превращать железо в серебро. Это последнее свойство указывает нам на полярность «железо — серебро», представленной на рис. 15. (См. Р. Paede:» Der Geist im Glass oder der Weg Izur Heilkunst.» In: «Beitrage zu einer Erweiterung der Heilkunst», 1970/4.), чередование между этими двумя тенденциями, гармонизация между двумя полюсами, на самом деле, характеризуют не только ртуть как металл, но и все то в природе, что можно объединить под названием «ртутный процесс»; именно этот мировой принцип алхимики средневековья называли РТУТЬ или МЕРКУРИЙ. По их мнению, MERCUR — это особое состояние в природе, промежуточное между тем, что они именовали SULFUR (сера) и SAL (соль). В «соли» процесс концентрации продолжается вплоть до стадии минерала, обозначенного у них словом ЗЕМЛЯ.

Что касается серы, то в конечном итоге дисперсия вещества приводит в природе к состоянию «ОГНЯ», к теплу. МЕРКУРИЙ колеблется между двумя состояниями, никогда не достигая крайностей: его конденсация приходит только до стадии «ВОДЫ», а его дисперсия — только до стадии «ВОЗДУХ». Это позволяет нам установить отношения между тремя состояниями и четырьмя элементами: МЕРКУРИЙ бывает то ВОЗДУХОМ, то ВОДОЙ.

ОГОНЬ------------- СЕРА

ВОЗДУХ---------- МЕРКУРИЙ

ВОДА-------------- МЕРКУРИЙ

(Таким образом ртуть предстает то «Воздухом» то «Водой»)

ЗЕМЛЯ------------- СОЛЬ.

Рассмотренный в таком аспекте меркуриальный процесс может быть приближен к органическим процессам в человеческом организме, происходящим по одну и по другую сторону диафрагмы: над диафрагмой, в легком — органе планеты Меркурий — меркуриальность проявляется как «ВОЗДУХ»; под диафрагмой, в кишечнике — как «ВОДА». Постоянная подвижность кишечных ворсинок, сравнимых с каплями воды, и текучесть кишечного содержимого полностью оправдывает этот способ рассмотрения.

Природа дает нам много примеров меркуриальных процессов; типичной иллюстрацией тому является роса, с ее двумя аспектами — конденсацией и дисперсией. Первый приводит к образованию капель на траве, которые иногда объединяются в маленькие лужицы, подобно тем, какие можно наблюдать в углублении листьев манжетки, которые имеют форму полуоткрытого перевернутого зонтика. За этой ночной фазой конденсации на восходе солнца следует фаза рассеивания: роса испаряется и вновь становится «ВОЗДУХОМ».

Р. Штейнер выражает эту полярность следующим образом: «Подобно ткачу, меркуриальный процесс непрерывно связывает космическое с земным»; и в другом месте: «Меркуриальное является компенсацией между теллурическим (земным) и тем, что является в какой-то мере сверх-теллурическим, сверх-земным»[93]. Таким образом, МЕРКУРИЙ проявляется как посредник, как компенсирующий ритм между полюсами СОЛИ и СЕРЫ, приближаясь то к одному, то к другому, но, никогда не достигая их.

Живая клетка. Если своим самовоспроизведением, вечным повторением клетка принадлежит скорее к Луне, то по своей форме она должна быть отнесена к влиянию сил Меркурия. В клетке мы находим всегда две тенденции, а именно: тенденцию к рассеиванию, характерному для одноклеточных организмов, таких как амебы, и тенденцию к конденсации в протоплазменных скоплениях, называемых syncytiums, которые встречаются, в частности, в ретикулоэндотелиальной ткани. Опыт Арндта, описанный нами в первом томе, особенно хорошо иллюстрирует эти две тенденции: первая амебовидная фаза размножения соответствует рассеиванию, вторая — фаза образования грибов, соответствующая концентрации. В организованных многоклеточных тканях, каковыми являются почти все ткани нашего организма, обе тенденции уравновешиваются.