Педагогика — это ни что иное, как Меркурий. По поводу стереотипности мышления. Не будем забывать, что наша современная интеллектуальная мысль страдает, прежде всего, от отсутствия подвижности. Она может добиваться успехов в технических областях, но реальность жизни от нее ускользает. В этом смысле современное западное человечество нуждается в Меркурии, который может принести так называемая «валь-дорфская» педагогика (основанная на идеях Штейнера), способная реально исцелить человека от материализма, не превращая его в слабого мечтателя.
Меркурий при «истерических» заболеваниях. Вернемся теперь к первому потоку Меркурия, которого мы коснулись, говоря об аденитах. Его избыток проявляется в усилении циркуляции жидкостей, что может также выйти за нормальные пределы. От этого могут возникать некоторые виды диарей, колитов и, чаще всего, различные типы гиперсекреции. Мы видели, что препараты ртути могут усиливать диурез; они могут также вызвать сиалорею (слюнотечение) и сперматорею. Образование пробок ушной серы в результате избытка секреции желез слухового прохода может также рассматриваться как меркуриальный процесс. Все эти проявления имеют один важный образный признак — «органическая истерия» (см. т. I, гл. 3). Они прекрасно лечатся ртутными лекарствами. При колитах и энтеритах мы будем использовать Mercurius viv. comp. (Mercurius viv. nat. D4 2 части / Nasturtium, herba 1 часть / Stannum met praep. D14 2 части, trit) три раза в день на кончике кофейной ложки. Этот состав является также основным лечением кишечного туберкулеза, для которого он и был изначально создан. Летние диареи хорошо реагируют на Mercurius viv. nat. D15, Trit. В отсутствие этого средства используется кофейный уголь (Carbo Coffea) из расчета три кофейные ложки в день. Выгода этого лекарства заключается в его эффективности и в легкости приготовления, доступного больному при любых обстоятельствах. Достаточно обуглить на сильном огне в металлическом сосуде маленькую горсть кофейных зерен и после охлаждения растереть их в порошок. Вся эта операция требует меньше получаса и может быть выполнена даже в условиях кемпинга. При заболеваниях, имеющих тенденцию к хронизации, применение Mercurius vivus D15 все же будет необходимо.
Бронхит и киноварь. Бронхит также является проявлением гиперсекреции. Его можно уподобить перемещенному пищеварительному процессу, другими словами, метаболической активности, захватившей неподобающий орган — бронхи. С помощью ртути в виде Cinnabaris D8-D10 можно переместить этот процесс, стремящийся ускользнуть из-под контроля организма обратно. А входящая в ее состав сера удержит пищеварительную активность в сфере метаболизма.
Возбуждение и мания. При психических проявлениях избытка первого потока Меркурия, близких к истерии и сопровождающихся логореей, неуравновешенностью, возбуждением, доходящим до мании, мы будем использовать другую «вегетабилизированную» форму ртути — в виде Bryophyllum Mercurio cultum D3 в подкожных инъекциях. Инъекции делают в нижнюю часть тела, как правило, в ягодицы. Позже используется сам металл ртуть — Mercurius vivus naturalis — предпочтительно в высоких разведениях.
* * *
Вот некоторые показания для использования ртути, которые далеко не исчерпывают всех ее терапевтических возможностей. Ведь ртуть — Меркурий — является поистине универсальным лекарством. Его многочисленные возможности подобны разнообразию функций бога Гермеса — Меркурия, от которого врачи унаследовали свой главный символ — жезл кадуцей.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ
Железо
Железо и человеческий труд. Имеется определенная связь между различными эпохами жизни человеческой цивилизациями и металлами. Использование металла всегда требует от цивилизации определенного труда, активности. С этой точки зрения, относительно легко было получать из руды и обрабатывать золото, серебро, медь и олово. Железо, если рассматривать его в этой связи, можно выделить в чистом виде и обработать только ценой больших усилий.
Для извлечения железа из руды необходима высокая температура, а чтобы превратить его в полезный для цивилизации металлический инструмент, следует затратить много энергии, источником которой в течение тысячелетий почти исключительно оставались человеческие мускулы.
С другой стороны, для изготовления и обработки железа требовалось больше изобретательности, то есть мысли, выраженной в технических средствах: прежде всего, требовалось построить печь или, по крайней мере, топку, позволяющую достигать необходимой температуры плавления, здесь впервые возникли воздуходувные меха. Лишь путем сложного выплавления и горячей ковки достигали качеств, благодаря которым и ценится железо: твердость и тягучесть. По-латыни — ferrum происходит от глагола ferio, что означает «бить», то есть «ferrum» — это «то, что били (или ковали)». В самом слове выражена работа, необходимая для получения этого металла. Греки называли железо «sideros», что напоминало им об его космическом происхождении, римляне же подчеркивали в своем термине уже чисто человеческую работу, деятельность, необходимую для получения железа. Sideros и ferrum, эти два слова хорошо выражают различие, которое и во многих других аспектах цивилизации отделяло греков от римлян.
Сталь. То, что мы обычно обозначаем словом «железо», не является чистым металлом, а бывает почти всегда сталью, т. е. соединением железа и углерода, свойства которого еще больше улучшаются благодаря закалке (быстрое охлаждение раскаленного до красноты металла), в некотором роде освящая «свадьбу» железа с углеродом. Эти два элемента имеют друг к другу большое сродство, и об этом мы еще поговорим.
Завоевание земли и господство людей. Почему металл, полученный с таким трудом, является таким желанным для людей, почему они отдают ему столько энергии? Какими преимуществами он обладает по сравнению с металлами, использовавшимися раньше, в частности перед бронзой? Что ж, это известно каждому — это твердость железа и его тягучесть, также эластичность, пластичность. С железными орудиями человек становился действительно способным овладеть землей: железной киркой и плугом с железным лемехом значительно легче было обрабатывать землю. Железным кайлом было легче разрушать горную породу, чтобы извлекать оттуда ее сокровища. С самого начала железо использовалось не только для изготовления орудий труда, но и для изготовления оружия, позволяющего тому, кто им владеет, навязать свою власть другому. Таким образом, железо становится орудием завоевания земли и инструментом воли и могущества. Орудие обработки земли и оружие — эти два аспекта железа были представлены двумя божествами, уже упомянутыми в связи с планетарными путями: Гефест (Вулкан) — кузнец, и Apec (Марс) — бог войны.
Рабство и свобода. Но из железа можно изготовить цепь, превращающую человека в раба, и римляне называли раба, носившего свои оковы, «ferritus». Таким образом, железо становится не только инструментом свободного овладения землей, но и символом слишком крепкой связи с нашим земным миром, вплоть до лишения этой свободы. Если железо, с одной стороны, разрешает человеку, в какой-то мере, освободиться от зависимости, связанной с материей, то с другой — оно таит угрозу превратить его в раба этой материи. С одной стороны, оно позволяет овладеть землей, но владелец, в свою очередь, подвержен риску порабощения.
Земной металл. Итак, железо является земным металлом по преимуществу. Тем более, что земная кора содержит его в огромных количествах, — железо занимает четвертое место по распространенности элементов, после кислорода, кремния и алюминия. Естественно, оно является самым распространенным и из наших семи основных металлов, среднее содержание которых, представленное в земной коре, расположено в порядке, представленном в таблице 8.
Таблица 8 Содержание металлов в земной коре
Железо 4,7% | Олово 0,0006% |
Медь 0,01% | Серебро 0,000004% |
Свинец 0,002% | Ртуть 0,000003% |
Золото 0,0000001% |
Эта таблица показывает, что железа на земле почти в 500 раз больше, чем меди, в 2500 раз больше, чем свинца, в 10000 раз больше, чем золота. Таким образом, распределение металлов придерживается логарифмической прогрессии.