Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 66 из 78)

Железо находится практически везде; его отсутствие в почве и в породах выражается их белым цветом — цветом, весьма редким для земной поверхности, да и то отсутствие железа является результатом вымывания, то есть связано не с изначальным происхождением, а относительно более поздними атмосферными явлениями. Цветовая палитра железа исключительно разнообразна: желтый цвет охряных земель, красный — песчаников и латеритов, серый — глины, краснеющей при обжиге, зеленый — оливинов и хлоритов, бурый — вулканических пород и т.д. Роль других металлов в окраске руд намного меньше, и мы можем утверждать, что без железа наш мир был бы весьма бесцветным!

Роль Марса. В своей космологии Р. Штейнер объясняет нам, почему железо уже чисто в количественном отношении занимает особое место в планетарно-металличес-ких процессах нашей планеты. Он описывает, как в начале так называемого «лемурийского» периода истории Земли планета Марс прошла сквозь тогда еще вполне еще мягкую водно-воздушную массу нашей планеты. Мы лучше поймем чем была тогда Земля, если будем рассматривать ее как живой организм. Она обладала весьма разреженной белковой атмосферой, а самые твердые составляющие Земли имели консистенцию воска. Ее размеры приблизительно соответствовали современной орбите Марса. Проходя через Землю, Марс, также сильно отличавшийся от того, чем он является теперь, оставил железо (точнее то, что затем стало железом в современном смысле), в качестве следа своего прохождения[99]. Интересно, что согласно Штейнеру именно в «лемурийскую» эпоху люди впервые получили сознание своего «Я»[100]. Таким образом, мы видим, как вырисовываются отношения между железом и «Я» человека, отношения, некоторые детали которых мы уточним в дальнейшем.

Географическое распределение месторождений. Хотя железо находится в земной коре везде, разрабатывают его, конечно, только в районах наибольшей концентрации. Основные месторождения имеют определенную закономерность — они расположены по окружности, параллельной экватору, на равном расстоянии от него на юг и на север — в так называемой умеренной зоне; кроме того, большие залежи имеются, конечно же, на Северном полюсе. Мы уже встречались с явлением такого порядка, говоря об олове, залежи которого распределяются по обе стороны большой окружности с наклоном к экватору в 23,5°. У железа, наоборот: пояс основных залежей образует малый круг, параллельный экватору, расположенный в умеренной зоне. Если мы будем пытаться провести сравнение между Землей как живым организмом и человеком, то экваториальные зоны, характеризующиеся теплом, влажностью и изобилующие растительностью, мы отнесем к метаболической области, к области обмена веществ. На другом краю располагаются полюса — Северный и Южный, где жизнь исчезает, напоминая картину нейро-сенсорной системы. Умеренные области с четкой сменой времен года и периодическим переходом атмосферных фронтов от холодных до жарких, со всей очевидностью, имеет связь, с циркуляторной и респираторной, т. е. с ритмической областью человека. Именно в этой умеренной области, особенно благоприятной для процветания человеческой цивилизации, и находят железо. Отметим также, что именно в этих областях расположены основные месторождения каменного угля, свидетельствующие, таким образом, о сродстве железа с углеродом.

Четыре основные руды. Самородное железо в природе не встречается; исключение составляют единичные залежи на острове Диско (запад Гренландии), причем интересно, что железо находится там, в виде многотонных глыб. В крупных месторождениях его обычно находят в четырех формах: в виде сульфидов, окислов, гидратов и карбонатов. Эти четыре класса руд можно сопоставить с четырьмя элементами алхимии: сульфиды — с элементом ОГОНЬ, окислы — с элементом ВОЗДУХ, гидраты — с элементом ВОДА и карбонаты — с элементом ЗЕМЛЯ. Эта классификация подтверждается даже внешним видом этих руд. Сульфиды существуют, главным образом, в трех формах: 1) пирротин — FeS, состоящий из кристаллов бронзового цвета; 2) пирит — FeS2 — красивые кристаллы желто-золотистого цвета с металлическим блеском, образующими либо кубы, либо пятиугольные додекаэдры (пирит всегда содержит немного золота и поэтому иногда ради разрабатывался не ради железа, но ради золота); 3) марказит, имеющий ту же формулу, что и пирит — FeS2 и представляющий узелковую форму Эти узелки имеют красивую внутреннюю кристаллическую структуру, образованную бледно-желтыми кристаллами, лучащимися от периферии к центру и имеющими некоторую аналогию со срезом лимона. Эта центростремительная ориентация в железной руде является настоящим знаком или (согласно Парацельсу) «сигнатурой», указывающей на характер динамического действия железа в земной коре и в земных организмах. Примечательно и то, что марказиты встречаются чаще всего в верхнем слое мелового периода.

В. Пеликан в своем труде о металлах показывает связь этих трех сульфидов железа с теплотой. Пирротин образовался при самой высокой температуре, пирит — при умеренной, а марказит, самый земной из трех, — при самой низкой. Эти минералы свидетельствуют, таким образом, о различных состояниях Земли, во время которых они сформировались.

Минерал родом из жизни. Немного выше мы рассмотрели Землю как живой организм. Для нее, как и для человека, минерализация считается признаком старения. Не будем забывать, что не жизнь произошла от минерала, как еще думают в современных научных кругах, а наоборот, минерал произошел от жизни. Когда Земля еще имела белковую атмосферу, она вся была насыщена только живыми процессами. Для нашей современной конституции подобная атмосфера была бы непригодна для дыхания, но там жили и процветали другие существа, реликтами которых являются, например, многие бактерии. Белковая атмосфера была богата серой, углеродом и азотом. Эти вещества оставались постепенно выпадали в осадок. Сера соединялась с железом сначала в виде пирритина, затем пирита и, наконец, в виде марказита. Углерод выпал в осадок в виде каменного угля, азот остался, в основном, в нашей современной атмосфере. Следовательно, процесс девитализации и минерализации частично связан с появлением железа. Без него жизнь в этой белковой атмосфере сохранила бы «стихийный», хаотический характер, о чем свидетельствуют каменноугольные окаменелости.

Железо и кислород. Если в сульфидах железо фиксирует элемент ОГОНЬ, то в окислах оно захватывает элемент ВОЗДУХ. Отношение железа к кислороду изменчиво и зависит от валентности этого металла. Будучи двухвалентным, железо образует закись железа или окись железа — FeO, но это соединение нестойко и никогда не встречается в природе в свободном состоянии. Напротив, его находят в соединении с другими элементами, такими как кремний, магний и т.д., в таких минералах, как оливин, диаллаж и, как правило, во всех основных зеленых породах. Когда железо ведет себя как трехвалентный элемент, оно образует с кислородом окись железа — РегОз с кислотными свойствами, называемый «сесквиоксид» железа (шестикислородное железо). Это соединение существует в естественном состоянии в значительном количестве под названием красный железняк или гематит, иногда кристаллизующийся в маленькие пластинки черного блестящего цвета, собранные в «железную розу». Чаще всего гематит представляет собой зернистые кристаллические массы более или менее красного цвета. От него получили свою красную окраску крупные геологические формации (пермского периода и пестрые песчаники триаса). Гематит — одна из основных руд железа.

Магнетит (магнитный железняк). Магнетит (другую окись железа с формулой — FeßO^ можно рассматривать как соединение основной закиси и кислотной окиси, следовательно, он может быть уподоблен соли. Наряду с пирротином он обладает магнитными свойствами, отсюда и его название. Он может кристаллизоваться в ромбовидные октаэдры или додекаэдры. Содержится в богатых месторождениях Швеции (Кирунаава), Урала, Северной Америки, и в менее значимых залежах в других местах. Магнетит — это более древнее образование, чем гематит, что позволяет рассматривать гематит в качестве продукта распада магнетита.

Гидраты железа. При фиксации элемента ВОДА железо образует гидратированную окись железа «гетит» с большим количеством разновидностей. Эта руда образовалась в неглубоких морях за счет других месторождений, разрушаемых под влиянием атмосферных факторов. Разновидность гидратированного железа, лимонит, составляет значительные залежи лотарингского бассейна. Даже в наше время еще можно наблюдать образование гидрата железа в некоторых озерах Финляндии: пириты, содержащиеся в местных породах, разрушаются атмосферными явлениями, трансформируются в гидраты, уносимые водами по пологому склону к берегам озер. Там гидраты осаждаются в неглубокую воду, по истечении нескольких лет слой становится весьма значительным, и их можно добывать почти открытым способом — хотя бы драгами.

Карбонаты железа. Четвертый класс железных руд составляют карбонаты, в которых железо фиксируется на элементе ЗЕМЛЯ — углерод. Эта руда, называемая сидерит, или железный шпат, с формулой FeCO3, образуется в результате взаимодействия угольной кислоты воздуха и железа. Она представляет собой некоторую аналогию с известняком со схожей формулой — СаСОз и иногда образует с ним смешанный карбонат — анкерит. Как и карбонат кальция, карбонат железа растворим в воде, насыщенной углекислым газом, отсюда существование железистых вод. Когда эти воды теряют углекислый газ, железо выпадает в виде ржавого осадка.

Как и гидраты, карбонаты являются относительно недавними формированиями.

Среди многочисленных форм, в виде которых железо проявляется в природе, имеется одна, особенно интересующая нас из-за своей лечебной роли, хотя она существует в очень небольшом количестве. На севере Италии в местечках Левико и Ронесньо находятся минеральные источники, содержащие уникальные соединения железа, меди и мышьяка, важные в медицинском отношении. Об этом мы поговорим позже.