Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 70 из 78)

Показания для железа не претендуют на исчерпанность темы; они всего лишь путеводная нить в широком диапазоне марсианской терапии и показывают, насколько обоснована поговорка «qui nescit Martern nescit artem».


ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

Медь

Медь привлекает к себе взгляд, как бы зовет руку человека прикоснуться к ней, одним словом, вызывает безусловную симпатию, причем больше, чем другие металлы. В любой квартире предметы из меди создают ощущения тепла и уюта. В отличие от вечно агрессивного железа медь, образно говоря, стремится к дружбе. Изделие из железа побуждает к действию, а медь располагает к радушию, принимает, она металл — реципиент, предназначенный преимущественно принимать. Не всегда бывает приятно взять в руку предмет из железа, поэтому железный инструмент, например ножи, обычно снабжены деревянными рукоятками. Нож, целиком сделанный из металла, скорее отбивает аппетит, чем помогает ему. Некоторые чувствительные люди испытывают настоящее отвращение, беря в руки железные предметы. Контакт же с медью, наоборот, вызывает приятное ощущение. Ее любят держать в руке, так как тепло тела идет навстречу тому, что излучается от нее.

Красота расцветок. Хорошо отполированная медь обладает живым розовым блеском, напоминающим румянец на лице. Медное зеркало отражает нам румяный образ, свидетельствующий о цветущем здоровье. Оставленный на воздухе металл начинает «наряжаться» в более теплые тона, затем постепенно тускнеет и принимает бронзовый оттенок. Со временем он покрывается прекрасным манто — миндально-зеленой патиной, еще больше оттеняющей его элегантность, постоянно предохраняющей его от ненастий, превращающей медь в идеальное покрытие для соборов. Какое отличие от железа, которое до основания разъедает язва ржавчины!

Цветовая гамма, происходящая от железа, поражает своим богатством. Цвета меди не столь разнообразны, но притягивают своим качеством, своей живостью, в них преобладают переливающиеся оттенки красного, радужные отблески. Итак, медь пробуждает чувство удовольствия; не без основания алхимики называли ее «куртизанкой металлов» — «Meretrix metallorum». Поистине медь — металл Афродиты, привлекающий, как и она, и взгляды, и руку.

Полярность «медь железо». Если расположить металлы по кругу, как мы это уже делали на рисунке 9, медь и железо займут симметричные позиции по отношению к оси, проходящей через золото, обнаруживая, тем самым, полярность, которая их разъединяет. Если рассмотреть их электрическое сродство, то обнаружим исключительную симметрию между электропозитивностью железа при +34°С и электронегативностью меди при — 34°С. Медь — металл довольно твердый, а по тягучести стоит в классификации семи основных металлов после железа, как свидетельствует об этом нижеследующая таблица:

Таблица 10 Тягучесть семи основных металлов в кг/мм3

Железо 60

Олово 3,9

Медь 35

Свинец 2,4

Серебро 28

Ртуть 0

Золото 16

Твердость меди увеличивается еще при холодной ковке, а умеренный нагрев позволяет проявиться всей полноте этого ее свойства, причем оно не теряется и во время быстрого охлаждения. Следовательно, медь не поддается закалке, как железо. В сплаве с оловом медь образует бронзу — сплав, более твердый, чем она сама, но менее твердый, чем железо, что позволяет изготавливать бронзовые орудия труда. В противоположность железу бронза не дает искр, когда по ней бьют кремнем. Поэтому на пороховых заводах используется бронзовый инструмент, любые же детали из железа исключены именно из-за опасности искрения.

Ковкость меди превратила ее по преимуществу в металл медника (жестянщика). Ей можно придать все желаемые формы. В антагонизме между медью, выдерживающей напряжение и сталью, которая не деформируется под ударами молота, мы вновь находим все то, в чем Венера противопоставлена Марсу. Кроме того медь — это металл, который лучше всего поддается обработке гравера, так как позволяет делать очень мелкие насечки или травление кислотой. Эта замечательная чувствительность меди удивительным образом проявляется в «методе чувствительной кристаллизации» по Пфайферу, где для косвенного выявления действия эфирных сил используется именно хлорид меди. Приведенная ниже таблица резюмирует эту полярность между железом и медью.

Таблица 11 Полярность медь/железо

Характеристики МЕДЬ ЖЕЛЕЗО
Реакция на свет Блестящая, теплая Тусклое, серое
Звучность Нежная Резкая
Контакт Удовольствие Неудовольствие
Электропроводность и теплопроводность Хорошие Плохие
Ковкость Поддается изменению формы С трудом обрабатывается на холоде
Использование Принимающее Агрессивное
Проницаемость Для электричества Для магнетизма
Заряд Отрицательный (-34-) Положительный (+34-)
Валентность Одновалентная Двухвалентное
Окраска минералов Разнообразная окраска, блеск Землистых оттенков
Распространенность минералов Редко встречающиеся Широко распространенные

Медь и железо вместе. Противоположные свойств меди и железа не мешают им нередко выступать вместе, как в человеческом организме, так и в природе. Эта их особенность используется в технике при производстве приборов, в которых имеется электрическая и магнитная части (электромагниты, динамомашины, электромоторы, трансформаторы, реле и т.д.): медь хороший проводник электричества, она способствует появлению магнитных полей различной интенсивности, а вот концентрировать и проводить эти поля позволяет только железо. Каждый из них в отдельности не смог бы реализовать то, что позволяет их союз.

Однако, такое объединение сил электричества и магнетизма, принадлежащих к мощнейшим силам земной природы, — или, лучше сказать, — «под-природы», может представлять серьезную угрозу свободе человека и человечества в целом, если мы в построении нашей цивилизации не будем предпринимать надлежащих мер предосторожности. Дело в том, что, будучи предоставлены сами себе, они не только оказывают множество технических услуг, позволяющих делать нашу жизнь с внешней стороны все более удобной и комфортной, но и оказывают на наше тело, душу и дух истощающее, мертвящее воздействие. Результаты этого воздействия пронизывают все области личной и общественной жизни. Никакие «экологические» предприятия не способны всерьез повлиять на сдерживание господства этих сил «под-природы» в нашей современной земной жизни, поскольку все они лишь чувствуют и понимают угрозу со стороны «под-природы», но не предлагают адекватных мер, способных в корне изменить ситуацию. Вопрос, разумеется, не в том, чтобы отказываться от услуг этих сил, но в том, чтобы каждый человек в отдельности понял необходимость противопоставления им сил «сверх-природных», то есть собственную душевную и духовную активность. Человеку следует по-человечески бодрствовать, а это предполагает мыслительное, эстетическое и моральное бодрствование, только тогда он оказывается господином этих сил. В еще большей мере это касается сил ядерного распада... Подробное изложение этой темы выходит за рамки данной работы, да и вообще узко медицинской сферы. Однако вдумчивый читатель поймет актуальность сказанного и ту роль, которую могут сыграть антропософская медицина и антропософские идеи вообще в исправлении создавшегося положения.

Разнообразие химического сродства. Но вернемся к меди. Медь не была бы металлом Афродиты, если бы она не вступала в соединения с различными элементами. Однако медь всегда сохраняет, если не истинное благородство, то определенную разборчивость и элегантность, проявляющуюся в красоте ее солей. Она легко подвергается воздействию даже слабых кислот, но эти соединения нестойки, и она легко возвращается в металлическое состояние. Поэтому медь часто находят в самородках в виде прекрасного древовидного разветвления. Следовательно, благодаря своим химическим свойствам, медь также является «meretrix metallorum».

Медные руды весьма разнообразны. Здесь представлена почти вся мыслимая цветовая гамма: красный и коричневый цвета куприта с металлическим блеском (показатель преломления света этих кристаллов выше, чем у алмаза); желтовато-золотистый цвет халькопирита; зеленые оттенки малахита, оливенита и блестящего диоптаза; голубой цвет азурита и фиолетовый ковелина. Один только борнит объединяет в своих радужных переливах все богатство этой планеты. Даже черный цвет представлен некоторыми разновидностями халькозина.

Основные руды. Основными разрабатываемыми медными рудами являются сульфиды, расположенные, в основном, на хорошей глубине. Когда жилы находятся вблизи поверхности, они подвергаются влиянию атмосферных агентов и трансформируются в карбонаты (малахит и азурит) или в окислы (куприт). Медь часто соединяется со своим «противником» железом (как серебро со свинцом) и образует вместе с ним различные руды (борнит, халькопирит, эрубесцит).

География меди. Интересные особенности представляет собой распределение меди по поверхности Земли. Чтобы их понять, нужно представить себе Землю в прад-ревних стадиях ее развития. Если допустить теорию Ве-генера о дрейфе континентов, то можно представить себе их положение на земном глобусе до начала дрейфа (рис. 18). Периферические области сильно деформированы; только Африка, расположенная в центре, более или менее сохраняет свою форму. Мы видим, как Южная Америка совмещается с Африкой, а Северная Америка с Европой, при этом место, которое, вероятно, занимала Атлантида, остается свободным. К востоку от Африки располагается австралийский континент, составлявший, возможно, часть исчезнувшего континента Лемурии. Континентальная масса, составленная объединением Европы, Африки, обеими Америками и Австралией, представляет то, что Гюнтер Ваксмут[103], работая над данными Р. Штейнера, назвал атлантическим полюсом. Земля, с еще не отделенной от нее Луной, имела в то время форму вращающегося эллипсоида (рис. 19).