Смекни!
smekni.com

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор (стр. 9 из 78)

Установив связь между болезнями и состоянием нашего сознания, было бы правильно спросить, почему астральное тело несет в себе этот болезненный потенциал? Ответ на этот вопрос выходит за рамки медицинской работы, но те, кто интересуется этим вопросом, сможет найти ответ на него в других работах по антропософии[7].


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Истерия и неврастения

Мы уже показали, что связи между физическим, астральным телом и «Я» на двух полюсах организма не одинаковы.

Взаимодействие членов существа на нижнем полюсе... На нижнем полюсе (полюсе обмена веществ и органов движения) «Я» действует в тесной связи с другими телами. Можно сказать и точнее, что его воздействие на организм осуществляется через посредство астрального, эфирного и физического тела. Это опосредованное действие метаморфизируется в организме в процессы созидания, оживления, регенерации, витали-зации, несомые потоком крови по всему организму вплоть до нейро-сенсорного полюса. Сердце регулирует и ритмизирует этот поток, и, хотя он распространяется по всему телу, своим происхождением он обязан метаболическому полюсу.

...и на верхнем полюсе. На нейро-сенсорном полюсе, напротив, действия «Я», астрального, эфирного и физического тел, в некоторой степени, разъединены[8]. На этом уровне «Я», вместо того чтобы действовать при посредничестве других тел, связывается напрямую с организмом. Это прямое действие «Я» осуществляется по нервным каналам, инициируя процессы деградации, смерти, структуризации[9].

Влияние верхнего комплекса на организм. Поток сил, исходящий из метаболического (нижнего) полюса, оживляет субстанции, «пропитывает их эфиром»; второй поток, происходящий из нейро-сенсорного (верхнего) полюса, их убивает, минерализует, но таким образом делает возможным осуществление процессов мышления, сознания. То, что убивает поток, исходящий из верхнего полюса, должно быть восстановлено оживляющим потоком, исходящим из нижнего полюса, в противном случае, организм погибнет. Налицо постоянная гармонизация двух потоков, осуществляемая посредством ритмической системы, более точно — сердцем.

Равновесие между этими различными потоками не одинаково у разных людей, и преобладание одного из них может спровоцировать различные болезненные состояния.

Истерическая тенденция... Процессы дегенерации, инициируемые верхним потоком, играют важную роль в пищеварении. Мы видели, что перед тем как перейти пищеварительный порог, элементы пищи должны потерять собственные характеристики, пройти расщепление, почти распад. Предположим, что верхние потоки слишком слабы для полного расщепления элементов пищи, тогда последние сохраняют собственные характеристики внутри организма, вводят в него посторонние вещества и силы — химию и физику внешнего мира. Комплекс расстройств, обусловленный присутствием посторонних сил в организме, Р. Штейнер именовал «истерия». В данном случае это слово обозначает не только знакомые медицине психические симптомы, но и всю совокупность расстройств, где истерия как психиатрическая категория является лишь кульминационной точкой.

...и неврастеническая тенденциия. Может случиться противоположное — воздействие сил верхнего потока, вызывающих старение, слишком интенсивно. Тогда «Я», исчерпывает свои силы на нейро-сенсорном полюсе и их уже недостаточно для полноценного охватывания нижнего полюса через посредство астрального, эфирного и физического тел и для процессов переработки веществ. Процессы смерти, старения берут верх, организм становится как бы слишком «интеллектуальным». Недостаточность регенерации перерастает в тенденцию к накоплению метаболитов, отходов, которые откладываются в организме и представляют собой чужеродные тела. Для этой второй разновидности расстройств, в которой преобладают процессы старения, Р. Штейнер употреблял термин «неврастения», взятый также в более широком смысле, чем тот, который принят у психиатров.

Очень важно понять живой образ этой динамической полярности между двумя вышеупомянутыми болезнетворными тендециями — между истерией и неврастенией. Можно сказать, что вообще все существующие болезни в большей или меньшей степени вписываются в первую или во вторую тенденцию.

Проявление этих тенденций. Не развив в себе способности к ясновидению, мы не можем напрямую наблюдать эти потоки, но мы можем обнаружить симптомы, реакцию организма на эти процессы. Симптомы, впрочем, бесконечно разнообразны и часто неопределенны. На инородное тело организм может реагировать воспалительным процессом, отторгая его, или инкапсуляцией — «склерозом», в зависимости от ресурса имеющихся у него жизненных сил. Несомненно, что любое воспаление — с плеторой, с интенсивными жизненными процессами — должно в этом контексте рассматриваться как «истерическая» тенденция. Однако бывает, что этот процесс является реакцией на «неврастенические» болезненные причины. Напротив, атеросклероз с его процессами старения, деградации, отмирания, седиментации является типично неврастенической тенденцией. Однако мы можем найти подобную реакцию и у больного истерического типа, чей организм, так сказать, «смирился» и более не способен на воспалительную реакцию. Знание подобных феноменов открывает путь чрезвычайно гибкой терапии, позволяющей поддерживать организм в его усилиях к самоисцелению, а не противоречить им. Ведь динамическое равновесие, заложенное в нашем организме, всегда предполагает естественное стремление организма к самоизлечению.

Мигрень. В свете вышесказанного интересно рассмотреть одно типичное «истерическое» заболевание. В случаях, когда пища из-за слабости верхних потоков, расщепляется недостаточно, ее элементы, перейдя порог кишечника, сохраняют свой инородный характер. В нормальном состоянии в начале пищеварительного тракта еще существует некоторая деятельность, чуждая внутренним процессам человека. Но после порога кишечника мы находимся «внутри» человека, где должны существовать одни лишь «человеческие» процессы. Все инородное действует здесь как яд, токсин, от которого организм должен избавиться. Это не всегда ему удается, особенно при недостаточной функции печени. Кровяной поток переносит эти токсины к нейро-сенсорному полюсу, который, в свою очередь, пытается их «допереварить», то есть докончить то, чем пренебрег пищеварительный тракт. Естественно, что органы нейро-сенсорного полюса не созданы для подобной деятельности. Астральное тело и «Я» как бы концентрируют свои усилия на этих органах, что ощущается как боль. Мы нарисовали картину мигрени, объясняющую симптом боли, на что уже указывал д-р Ф. Хуземанн[10].

Мы понимаем теперь, почему все, что уменьшает действие астрального тела и «Я» на верхнем полюсе, может способствовать развитию мигренеподобного синдрома. Так, менструальный период, требуя увеличения деятельности астрального тела и «Я» в нижнем полюсе, изымая и без того недостаточные силы у верхнего полюса, может быть причиной мигрени. В случае переедания верхний поток также не способен справиться со своей задачей, и страдающие мигренью инстинктивно стараются уменьшить количество потребляемой пищи. Эмоции, острые споры, интеллектуальные перегрузки, избыток впечатлений, сопровождающие современную жизнь, слишком сильно задействуют астральное тело и «Я», препятствуя выполнению их задачи по преобразованию пищи, что также может вызвать заболевание. Заметим, также, что у мужчин действие астрального тела и «Я» более интенсивно связано с верхним полюсом, и, в целом, они меньше подвержены мигрени, чем женщины, у которых, напротив, члены существа более тесно связаны с нижним полюсом.

Как справиться с начинающейся мигренью. Какую терапию предложить при этом ярко выраженном истерическом заболевании? В момент криза процесс уже слишком продвинулся и трудно поддается лечению, хотя это не означает, что не существует некоторых возможностей облегчения. Я процитировал бы здесь один рецепт, который иногда позволял мне купировать начинающийся криз: дышать над сосудом с заваренной кипятком горчицей. В нормальном состоянии это немедленно вызывает жжение в глазах, носу, а затем слезотечение. В случае мигрени можно дышать парами горчицы сколько угодно, не испытывая каких бы то ни было неудобств. Серные выделения горчицы призывают астральное тело к выполнению его задачи и переводят процесс на нижний уровень, уменьшая таким образом боль.

Опасность обезболивающих средств. Нельзя говорить о мигрени, не сказав ни слова об аспирине и других болеутоляющих средствах. Несомненно, что в случаях крайней необходимости, к примеру, при сдаче экзамена, нам не остается ничего другого как прибегнуть к помощи болеутоляющих. Тем не менее важно знать, что анальгетики лишь парализуют действие верхних тел на нейро-сенсорные органы (отсюда и происходит их болеутоляющее действие), а при частом использовании ослабляют верхние потоки, и без того разрушенные у больных, что, в конечном счете, приводит лишь к усилению предрасположенности к мигрени.

Основное лечение мигрени. Р. Штейнер, понимая социальную важность этого заболевания, учитывая широкое его распространение, вызванное условиями современной жизни, предложил замечательное лекарство для его лечения. Речь идет о Kephalodoron (в Швейцарии и во Франции — Biodoron [Ferrum sulfu-ricum 5%, Silicea 5%, Mel 5% aa trit]). Комбинация железа и серы действует в месте встречи пищеварительных и дыхательных процессов. Сера, которую мы уже встречали в горчице, интенсифицирует метаболические процессы; железо воздействует на дыхательные процессы, откуда вытекает роль его в гемоглобине. Прописывая комбинацию железа и серы, мы гармонизируем дыхательные и метаболические функции, и таким образом препятствуем прорыву пищеварительного процесса на верхний полюс.