Славянофилы и их роль в русской культуре
реферат по геополитике
Выполнил:
Проверил:
2007
Содержание
Введение............................................................................................................................3
Глава 1. Истоки славянофильства...................................................................................4
Глава 2. Идеи славянофильства. Основные представители славянофилов................5
Глава 3. Роль славянофильства в культуре России.....................................................13
Заключение.....................................................................................................................14
Список литературы........................................................................................................15
Введение
Начало XX века ознаменовано расцветом русской философии. Как в литературе и искусстве, это время называется «серебряным веком», который дал миру целую генерацию крупных и самобытных философов [10].
В целом, философская картина того времени имела плюралистичный характер. Так, например, влиятельным духовно-общественным движением начала XIX века было русское масонство, проявлявшееся в различных формах, примыкавших к межконфессиональному христианству, а также разного рода мистическим религиозно-этическим исканиям. Новая линия в русской философии была связана с проблемами человека, обоснованием революционной традиции, проявившейся во взглядах декабристов и революционных демократов. В России возникают философские кружки (например, “любомудров”, Станкевича, Петрашевского и др.) [5].
Соединение философских идей Гегеля с теориями западноевропейского социализма на русской почве положило начало социалистической традиции в России. Ядром этого явилась философская школа Чернышевского, обогащённая идеями гегелевской диалектики, идеями Фейербаха, утопического социализма [5].
Особенности социального развития ставят в центр внимания русской философии осмысления национальных задач, перспектив будущего России. Эти задачи решают западники, выступающие за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитию России по “западному”, т.е. буржуазному, пути [5].
Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли [12]. По сути, славянофилы представляли из себя идеалистические философское течение, стремившиеся обосновать необходимость особого (по сравнению с западноевропейским) пути развития России [5]. Ни один русский религиозный мыслитель ХIХ-ХХ вв. не был свободен от влияния этого движения. Оно является своеобразным развитием святоотеческой и русской подвижнической традиции. Поэтому славянофильство всегда интересовало и до настоящего времени продолжает интересовать исследователей русской религиозно-философской мысли [1]. Как тема исследования оно неисчерпаемо. Ученых и общественных деятелей привлекали идейно-теоретическое, литературное, культурное наследие представителей славянофильства. Учение славянофилов, актуальное в дореволюционной России, вновь приобрело свою значимость в конце второго - начале третьего тысячелетия как историко-культурный и политический феномен в связи с потребностями познания России как самоценной цивилизации, поиска оптимального для нашей страны пути развития.
В чём же заключается суть этого философского учения, и какую оно сыграло роль в развитии культуры России?
Глава 1. Истоки славянофильства
В отечественной исторической науке понятие славянофилы в разное время использовалось для определения явлений, имевших разные хронологические и идейные рамки. В конце XIX — начале XX вв. этим термином определялся самый широкий спектр славянских симпатий. Но в настоящее время принята точка зрения, в соответствии с которой славянофильство определяется как идейное течение, основанное А. С.Хомяковым, И. В.Киреевским и их ближайшими единомышленниками. Согласно этой позиции, славянофильство как целостное направление общественной мысли просуществовало с 1839 по 1875. Выделяются 4 этапа его развития: период становления славянофильства (1839-1848); период утверждения славянофильство как одного из ведущих течений русской общественной мысли (1848 - 1855); период «действенного славянофильства», активной реформаторской деятельности славянофилов (1855 – 1861); период распада славянофильского кружка и разложения самого славянофильства (1861 - 1875) [14].
Историография славянофильства стала возникать еще до того, как сформировалась сама её школа. Это утверждение не так уж парадоксально, как может показаться на первый взгляд: всякое идейное движение, находящее отзвук у своих современников, порождает свою «историографию» в качестве этого отзвука уже на первых порах своего формирования [8].
Зарождению славянофильского сознания предшествовала эпоха Александра I. Эпоха эта ознаменовалась сильным мистическим движением; но это мистицизм был почти бесплоден в истории русского самосознания, он не оставил после себя традиции, и в настоящее время трудно отыскать его следы в русской литературе и философии. Мистицизм александровской эпохи был явлением заимствованным, не связанным органически с русским национальным духом и поэтому поверхностным [3]. Определяющее же влияние на всю историю русского самосознания XIX века оказала Отечественная война 1812 года. Этот факт углубил русскую душу, заставил призадуматься, стряхнул поверхностное западничество русского барства. Отечественная война подготовила почву, на которой зародилось славянофильское самосознание. После испытаний Отечественной войны родилось поколение более глубокое, с окрепшим чувством патриотизма.
Перед русскими людьми встал о национальном самоопределении и национальном призвании. Началась переоценка петербургского периода русской истории. Блестящий, по-своему культурный и стильный век Екатерины отошел в прошлое. Все народы проходят через моменты острого осознания своего национального призвания. В таком самосознании нет ещё ничего специфически русского и славянского. Но заслуга славянофилов в том, что они сделали первые шаги в этом великом для всякого народа деле. Славянофильство первое выразило в сознании тысячелетний уклад русской жизни, русской души, русской истории [3].
Также полагают, что славянофильство возникло из проблем России 30—50-х годов XIX века экономического и социально-политического характера [8].
Ситуация 30—50-х годов была ситуацией кризиса феодализма, крепостнических отношений, когда все более и более становилось ясно, что по-прежнему Россия уже жить не может, — хочет этого господствовавший класс помещиков и его монархическое государство или нет. Экономическая и социальная необходимость требовала существенного реформирования экономических и социальных отношений. Основоположники славянофильства Киреевский и Хомяков относились к такого рода представителям и идеологам класса помещиков, которые с большей или меньшей определенностью поняли неизбежность проведения соответствующих реформ. Они думали не о том, как бы избежать их (хотя поначалу Киреевский и надеялся еще на это), а о том, как провести их с учетом интересов помещика, как приспособить необходимые исторические изменения к этим интересам. Можно сказать, что социально-политические воззрения обоих основоположников славянофильства непосредственно определялись социально-политическими интересами консервативного русского дворянства середины XIX века. Консервативными воззрения славянофилов были в том смысле, что они желали провести реформу в интересах помещиков, а не крестьян и ориентировались в теоретическом обосновании своих проектов на идеалы патриархальных отношений и на религиозную идеологию — философию, этику, культуру в целом [8].
Следует отметить, что славянофильство имело и западные влияния – идеи Ф. Гегеля, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга [8]. Но как отмечает Н.И. Цимбаев, влияние немецких классиков «не может служить основанием для сведения истории славянофильства к истории интерпретации их идей в России» [14]. Изучив наследие европейского философствования, славянофилы сумели создать основы самостоятельной, собственно русской философии.
Глава 2. Идеи славянофильства. Основные представители славянофилов
Главная фокусирующая задача славянофильства заключена в поисках места культуры русского народа в системе культур Запада и Востока. В ответ на космополитизм западников славянофилы утверждали, что русская история, социальные структуры, быт, национальное сознание, т. е. вся культура, не должны подводиться под другие, неадекватные ей модели. Она обладает собственными жизненными ценностями и собственными перспективами [6].
Первоначальную философскую подготовку лидеры славянофильства Хомяков и Киреевский получили в кружке московских любомудров. Идеализм Шеллинга соответствовал их образу мышления, сложившемуся в результате религиозного домашнего воспитания. Позже ими была использована «философия откровения» для обоснования примата веры над знанием и несостоятельности рационального мышления. Система позднего Шеллинга и сочинения византийских богословов составили главные теоретические источники философии славянофилов [6].
Одним из основных вопросов обсуждения у славянофилов был вопрос о Церкви. Отношение Церкви к обществу и государству, о положении личности в Церкви, - все эти вопросы стали предметом постоянного внимания славянофилов и их единомышленников [1].
Отношение славянофилов к инославию складывалось параллельно с процессом формирования самого славянофильства как философско-религиозного движения. При всей критичности славянофилов к Западной Церкви, не следует делать вывод о том, что их отношение к ней было отрицательным. Все доброе и назидательное в жизни Западной Церкви не было обойдено вниманием славянофилов. Немало положительных замечаний было высказано ими в их полемических статьях, письмах, обзорах и критических разборах.