Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется. Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты индивидуально или социально предпочтительнее иных идеей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.
Особое место в ценностной сфере занимают ценности труда, и именно они являются базовыми координатами организационной культуры и всей ценностной сферы человека.
Некоторые ценности разделяются всеми членами общества или нации. Они распространяются и поддерживаются законами, культурой, общественной средой, обычаями, средствами массовой информации и всеобщим одобрением. В любом обществе есть люди, чья работа или роль прямо или косвенно состоит как раз в прояснении и поддержании ценностей. В то же время есть ценности, которые разделяют лишь члены отдельных организаций или групп людей.
Деятельность современной организации в любой отрасли производства или услуг обязательно включает в себя ценностный аспект, т. е. наличие явных, а чаще – скрытых, ожидаемых стандартов поведения, которым должны следовать работники. Предполагается, что следование этим стандартам не носит принудительного характера, а рассматривается самими работниками как достойное и корректное поведение. С какими же ценностными альтернативами сталкивается большинство работников организации. Некоторые из них представлены в табл. 9. 1.
Таблица 9. 1
Ценности и ценностные альтернативы, с которыми
регулярно сталкиваются работники организации
Власть | Нужно ли выполнять любое указание, если оно исходит «сверху»? Можно ли подвергать власть сомнению? Следует ли подчиняться лишь под угрозой наказания? |
Закон | Нужно ли всегда ли следовать букве закона? Соглашаться с выражением: «Закон, что дышло: куда повернул, то и вышло»? |
Работа | Является ли работа главным занятием в жизни человека? Можно ли по-настоящему работать, занимаясь нелюбимым делом? Можно ли пожертвовать здоровьем и личной жизнью ради дела? |
Результат | Есть ли цель, ради которой можно использовать любые средства? Какой результат можно считать удовлетвоным/достойным? |
Возраст | Возраст – «богатство» или «утрата»? Является ли возраст достаточным основанием для уважения? |
Образование | В какой мере можно доверять мнению эксперта? Что важнее: знание или «природная смекалка»? Можно ли судить о человеке по его образовательному уровню? |
Равенство людей | Могут ли национальные различия влиять на отношения людей? Нужно ли относиться одинаково к мужчинам и женщинам? Должны ли женщины иметь особые привилегии? |
Отношение к риску | Должна ли жизнь человека исключать риск? Оправдан ли риск, если неудача может повлиять на жизнь других людей? |
Помощь другим | Нужно ли помогать старикам, больным, бедным и безработным? Стоит ли выполнять «чужую» работу, если вознаграждение не предусмотрено? Следует ли привносить в свою работу чувства и эмоции или необходимо быть предельно рациональным? |
Поощрение или наказания | Что заставляет людей изменить поведение: наказание или поощрение? Чем можно действительно заинтересовать людей? Могут ли люди хорошо работать, если над ними не будет угрозы наказания? |
Удовольствие | Должен ли человек заслужить право на удовольствие? Может ли работа быть удовольствием? |
Люди приходят в организацию, имея в своем багаже системы ценностных представлений. Эти представления не являются пассивными. Ценности работников оказывают влияние на их оценочные суждения относительно объектов, людей и событий. Оценочные суждения не имеют столь выраженного нравственно-этического аспекта, как ценности, и отражают те чувства, которые индивид испытывает по отношению к чему-либо. Например, если работник убежден, что поощрение должно основываться, прежде всего, на результатах деятельности, он вряд ли будет относиться с одобрением к системе стимулирования, вознаграждающей работников за стаж работы. По-видимому, такой работник будет чувствовать себя обиженным, видя, что его старания и профессионализм ценятся организацией ниже, чем стаж менее старательных сослуживцев.
Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений, и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия – это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.
Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник – это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно, чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи.
По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.
Ценности относительно стабильны и устойчивы.
Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт. Они выделили шесть типов ценностей.
1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины.
2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды.
3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство.
4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям – любви, дружбе, преданности и т. д.
5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния.
6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определенной системе представлений (вере).
Ценностные представления также могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре.
Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, отражающими виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид: тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный и т. д. В отличии от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.
Несмотря на стабильность и прочность, ценности подвержены изменениям ,и, следовательно, руководитель может оказывать влияние на ценности своих сотрудников. Кроме того, новые поколения могут приносить с собой в организацию новые системы ценностей.
9.2. Формирование ценностных ориентаций
Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные решения в отношении себя и других людей. Эти решения оказывают фундаментальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с его типологией, люди могут быть довольны собой и считать себя успешными (со мной все – «ОК», «я – в порядке») или, наоборот, быть недовольны собой («я – не в порядке») и воспринимать себя неудачниками. Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:
1. «Я – в порядке» + «все – в порядке». Люди, придерживающиеся этой жизненной позиции, относятся к себе в основном положительно. Они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склонны чувствовать себя удовлетворенными своим положением и довольствуются тем, что имеют. В своих воспоминаниях они сосредоточиваются на приятном и радостном. Они ценят одобрение своего поведения окружающими и стремятся к установлению добрых отношений с ними. Они считают других такими же способными, как они сами, и уверены, что все люди могут добиться хороших результатов и успеха. Они лишены сентиментальности и разборчивы в средствах достижения своих целей.
2. «Я – в порядке» + «все – не в порядке». Люди, следующие этой позиции, в основном положительно относятся к себе, но постоянно ощущают и подчеркивают существенную разницу между собой и окружающими. Они считают, что обладают многими важными качествами (умом, честностью, нравственностью, привлекательностью, опытом и т. д.), которых явно недостает большинству людей. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это всем, и себе в том числе. Они могут выглядеть надменными, отчужденными и высокомерными.