С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:
1) обеспечение своего производства иностранным сырьем;
2) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;
3) размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;
4) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность.
С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике[4, c. 26].
Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов/
На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.
Па втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной. На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.
Названные три этапа являются типичными для процессов интернационализации бизнеса во всех странах, начиная с США.
Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.
Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций[12, c. 89].
Если учесть острые столкновения мнений по поводу сравнительных достоинств промышленной концентрации, станет очевидно, что государственная политика по отношению к концентрации была далека от четкости и последовательности. Так как основной упор в экономической политике делается на поддержку конкуренции рассмотрим подробнее основные правовые акты, которые легли в основу национальной системы законодательства в сфере регулирования объединения предприятий.
Исторически, законодательство, регулирующее объединения предприятий возникло в США. Другие же страны, перенимая опыт США адаптировали соответствующие норы и правила к национальной системе законодательства.
Исторические предпосылки
Исторически американская экономика, пропитанная философией свободных конкурентных рынков, представляет собой плодородную почву для развития подозрительного и полного опасений отношения общества к промышленной концентрации. Не слишком явное в первые годы существования государства это принципиальное недоверие к монополии расцвело пышным цветом в десятилетия, последовавшие за Гражданской войной. Перерастание местных рынков в национальные по мере совершенствования транспортных средств, постоянно возраставшая механизация производства и получавшая все более и более широкое распространение акционерная форма делового предприятия оказали мощное воздействие на развитие трестов, или монополий, в 1870-е и 1880-е годы. В этот период тресты развивались в нефтяной промышленности, производстве консервированного мяса, на железных дорогах, в производстве сахара, свинца, угля, виски и табачных изделий, а также в других отраслях.
Помимо того, что в процессе монополизации различных отраслей использовалась сомнительная тактика, полученная в результате власть на рынке почти постоянно применялась в ущерб всем, кто имел дело с этими монополиями. Фермеры и небольшие предприятия, будучи особенно уязвимыми для действий растущего числа гигантских акционерных монополий, были среди первых, кто осудил их развитие. Потребители и профсоюзы недалеко отстали в выражении своего неодобрения монопольной власти и монополистических объединений предприятий[1, 274 с.].
В таких условиях развития некоторых отраслей, когда рыночные силы больше не обеспечивали контроль, достаточный для поддержания общественно терпимого порядка, были приняты два способа контроля, заменяющие рынок или дополняющие его.
1. Регулирующие агентства. На тех немногих рынках, где сложилось экономическое положение, препятствующее эффективному функционированию рыночного механизма, то есть там, где имеется тенденция к естественной монополии, были созданы
общественные регулирующие агентства для контроля за экономическим поведением.
2. Антитрестовское законодательство. На большинстве других рынков, где благодаря экономическим и техническим условиям монополия не стала неотъемлемым элементом, общественный контроль принял форму антимонопольного, или антитрестовского, законодательства, предназначен для сдерживания или предотвращения развитие монополий.
Сначала рассмотрим главные элементы антитрестовского законодательства, которые усовершенствованные и дополненные различными поправками - составляют основной закон, касающийся размера корпораций и уровня концентрации.
Закон Шермана 1890 г.
Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами в 1870-е и 1880-е годы стало принятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства составлен на удивление кратко и на первый взгляд, прямо касается существа дела. С закона воплощена в двух основных параграфам Параграф 1 гласит:
«Любое соглашение, объединение в форме тщета или в иной форме либо тайный сговор, имеющиеся целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами либо с иными государствами, настоящим объявляю законными...»
Параграф 2 гласит:
«Любое лицо, которое попытается или монополизировать, или объединиться, или сговорись каким-либо лицом либо лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами либо с равными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления...»
Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и ограничений торге например, тайных сговоров в области ценообразования или раздела рынков между конкурент- в уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как Министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от монополий и неконкурентного поведения, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы или могли издаваться судебные предписан прекращающие те виды деятельности, которые г вались незаконными. Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть штрафы и тюремное заключение. Далее, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба.
Казалось, что закон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенных действий правительства против монополий.
Однако первые же судебные истолкования закона Шермана вызвали серьезные сомнения в его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная формулировка антитрестовских законов. Кроме того, деловое сообщество стремилось к более жесткой формулировке того, что является законным или незаконным.
Закон Клейтона 1914 г.
Необходимое уточнение закона Шермана приняло норму закона Клейтона 1914 г. Следующие параграфы закона Клейтона были призваны усилить и уточнить смысл закона Шермана:
Параграф 2 объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках.
Параграф 3 запрещает исключительные, или принудительные, соглашения, в соответствии с которыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний приобретает другие товары у того же самого продавца, а не у его конкурентов.
Параграф 7 запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции.