ДЕЛО РЯДОВОГО КУЗНЕЦОВА
Одним из наиболее резонансных дел 2009 г. стало дело рядового Антона Кузнецова. Суть его состоит в том, что призванный осенью 2003 г. из г. Липецка на срочную военную службу в ряды Российской Армии А. Кузнецов, прослужив около года в в/ч 6752, дислоцированной в г. Махачкала Республики Дагестан, пропал без вести и неожиданно объявился дома спустя пять лет. Командование воинской части объявило, что солдат дезертировал, в то время, как по утверждениям молодого человека, с весны 2005 до весны 2009 годов он находился практически на положении раба на кирпичных заводах в Дагестане, пока не совершил побег. Антон месяц автостопом и пешком добирался от Махачкалы до Липецка и сразу же пришёл в военкомат, где заявил, что был продан в рабство офицерами своей воинской части. Его взяли под стражу, направив на время следствия в в/ч 5961 г. Липецка.
После возвращения домой против А. Кузнецова было возобновлено уголовное дело, возбужденное в июне 2005 года военной прокуратурой Махачкалинского гарнизона о самовольном оставлении части. Следователям предстояло решить, кем был солдат – потерпевшим или он совершил должностное преступление, самовольно оставив воинскую часть. Требует изучения и сама правомерность призыва А. Кузнецова на срочную военную службу, т. к. он является сиротой, и на момент призыва оформлял документы опекунства над престарелой бабушкой.
Первоначальную информацию об этом человеке Уполномоченному сообщили журналисты. Узнав в общих чертах о ситуации, познакомившись со статьями в прессе, Уполномоченный связался с бабушкой Антона Кузнецова. И публикация журналистов, и добытые лично свидетельства показали, что ситуация сложная и делать какие-либо выводы преждевременно. Необходимо дождаться окончания следственных действий.
Чтобы получить информацию из компетентных органов, Уполномоченный направил запрос в военно-следственный отдел при военной прокуратуре Тамбовского гарнизона. Состоялся разговор с командиром воинской части, где служил Антон, сотрудниками военкомата Липецкой области.
В соответствии с российским законодательством, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ не наделён функциями проверки действий следственных органов, поэтому в сложившейся ситуации Уполномоченный отслеживал ситуацию через официальную информацию должностных лиц военной прокуратуры, контакты с А. Кузнецовым, сообщения печати, радио и телевидения.
С большим удовлетворением многие липчане восприняли известие о том, что солдат вскоре был отпущен домой под подписку о невыезде.
В дело о судьбе А.Кузнецова были подключены ряд общественных и государственных организаций, в том числе Уполномоченный по правам человека в РФ, Союз солдатских матерей, несколько столичных правозащитных организаций.
По данному факту Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин обратился к главному военному прокурору и заместителю председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации – руководителю военного следственного управления с просьбой проверить указанные факты и принять меры прокурорского реагирования, а также процессуальное решение о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности.
Депутат Государственной Думы РФ от Липецкой области, Н.В. Разворотнев обратился с протокольным поручением Комитету Госдумы по обороне запросить информацию у Министерства обороны о правомерности призыва Антона Кузнецова на срочную службу и решить вопрос о его дальнейшей судьбе.
В то же время, как сообщили СМИ, начальник пресс-службы МВД Дагестана Марк Толчинский заявил: «что в сводках министерства внутренних дел Дагестана не имеется сведений о российском солдате Антоне Кузнецове, который, по его словам, был продан в рабство руководством воинской части». По словам исполняющего обязанности командира бригады махачкалинской воинской части № 6752 Валентина Немировского, «сведения о якобы имевшем место случае продажи солдата в рабство не соответствуют действительности».
Последующая информация от следственных органов произвела эффект «разорвавшейся бомбы» - государственное информационное агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы сообщило: «Как установила проверка, А.Кузнецов с лета 2005 года по сентябрь 2006 года находился в местах лишения свободы». По данным источника, он был осужден за три кражи автомагнитол и радиоколонок из автомобилей в Махачкале. «12 августа 2005 года Кировский районный суд Махачкалы приговорил его к одному году лишения свободы в колонии общего режима. Позднее, 26 января 2006 года Ленинский суд Махачкалы признал его виновным в совершении еще двух краж - из строящегося дома и из парикмахерской. Путем частичного сложения наказаний его приговорили к 1 году 4 месяцам лишения свободы», - сообщили в правоохранительных органах. При этом, как установила проверка, в суде он проходил как Антон Харламов и опознать его удалось лишь по отпечаткам пальцев.
«Для того, чтобы скрыть, что он является военнослужащим, Антон представился работникам правоохранительных органов Дагестана не как Кузнецов, а как Харламов, прибавив к своему возрасту еще три года и сообщив, что он бомж», - отмечается в документе.
Кроме того, по информации, полученной из информационного центра УВД по Липецкой области, установлено совпадение отпечатков пальцев Кузнецова с отпечатками пальцев, снятыми по факту кражи из автомобиля, совершенной в августе 2002 года - этот факт зафиксирован еще до его призыва на военную службу.
Поучительная во многом история. В том числе и для тех, кто по воле закона или долгу совести занимается правоохранительной деятельностью, так или иначе оказывает влияние на общественное мнение.
Остается добавить, что судьба липчан, призванных на срочную службу в ряды Вооруженных сил РФ, будет и впредь оставаться в центре внимания Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Тем более, что в условиях реформирования армии осложнились многие процессы, не вызывавшие прежде беспокойства. Важно, чтобы и военкоматы, и общественные, и молодежные организации никогда не оставались наедине со своими проблемами, могли рассчитывать на поддержку государства и общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь нашей области в 2009 г. проходила под знаком последствий мирового экономического кризиса. Год был сложный, непростой. Тем ценнее экономическая стабильность, которую нам, несмотря ни на что, удалось сохранить. И не только стабильность. Некоторые отрасли хозяйства показали хороший рост, есть интересные инвестиционные проекты, за которыми будущее. Всё это вселяет уверенность в завтрашнем дне.
Тем не менее, мы живем не на острове. У нас большая страна с разнообразными регионами, которая уже 20 лет пытается найти своё место в новом международном пространстве. Всё, что мы достигли за это время, все реформы, все преобразования поставлены перед необходимостью проверки на прочность новыми социально-экономическими вызовами.
В эпоху экономических потрясений особенную ценность приобретает социальный мир, который может быть установлен только на основе доверия граждан к органам власти, друг к другу, общественным институтам. В основе доверия лежит справедливость, которую обеспечивают демократия и право.
Один из выводов, который можно сделать за прошедшие годы, заключается в том, что готовность государства соблюдать права человека велика лишь настолько, насколько этого требуют его граждане. В соответствии с этим важнейшую роль в побуждении государства соблюдать права человека играет гражданское общество.
Права человека не созрели, получили соответствующее определение в вакууме; они основываются на опыте прошлых кризисов и понимании того, что за игнорирование социальной справедливости приходится платить огромную цену. Они могут и должны быть руководящими принципами для политиков, когда предстоит сделать трудный выбор. Преодолеть множество опасностей и соблазнов. Важно помнить о том, что права человека уже попирались во имя безопасности. Сегодня нельзя допустить, чтобы под предлогом восстановления экономики сжимались социальные гарантии и права.
Усилия Уполномоченного по правам человека в Липецкой области направлены на то, чтобы оживить гражданскую активность жителей, направить её в созидательное русло. Именно для этого развиваются такие проекты, как третейский суд, примирительные технологии, информационная открытость.
Настоятельно требуется возрождения программы правового просвещения жителей региона. Незнание своих прав, своих возможностей нередко приводит к тому, что граждане не используют всех мер социальной поддержки, и иногда только благодаря посредничеству Уполномоченного получают возможность ими воспользоваться. Необходимы новые инструменты и системы коммуникации между человеком и государственным учреждением. И речь здесь не только и не столько о новомодных информационных технологиях, которым человека, особенно старшего поколения, ещё нужно обучить (и это тоже задача правового просвещения!). Речь идёт о совершенствовании, модернизации уже сложившихся схем работы, обмена опытом с другими регионами, где есть много интересных социальных находок, привлечении и поощрении гражданских инициатив.
Вместе с тем, практика работы Уполномоченного в 2009 г. наглядно показала, что проблемы, затронувшие большие группы граждан, резонансные случаи были вызваны главным образом несовершенством федерального законодательства и неповоротливостью, медленной реакцией федеральных исполнительных органов. Они порой медлят там, где необходима оперативная корректировка применяемых нормативных актов, требуется оперативное разрешение конкретных ситуаций.
В последние годы было предпринято много действий по усилению централизации государственных полномочий в самых разнообразных сферах. Однако механизм функционирования центральных органов до сих пор не отлажен для конструктивного взаимодействия с регионами. Это усложняет и затрудняет взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти. Во многих ситуациях, затрагивающих практически всё население субъекта федерации, регионы и муниципалитеты могут быть лишь механическими исполнителями воли Центра. Невозможность для местных властей разрешать сложные ситуации (как это произошло с применением Постановления Правительства № 307) подрывает их авторитет, дестабилизирует социальную обстановку. Причём «виноватыми», в представлении граждан, оказываются именно местные и региональные органы власти.
Всё это приводит к тому, что доверие общества переносится не на государственные институты, а на определённых лиц, занимающих высокие государственные должности. Государство в России – персонифицируется. Этот факт уже стал общим местом во многих исследованиях ученых. Они же отмечают, что последнее обстоятельство является источником политической нестабильности. Как показывает история, это очень опасная и тупиковая тенденция.
Тем не менее, у нас один путь – путь конструктивного диалога и тесного сотрудничества всех органов власти и гражданского общества. Только вместе мы можем обеспечить соблюдение прав человека, преодолеть кризисные явления в экономике, модернизировать наше государство.
Уполномоченный по правамчеловека в Липецкой области Загнойко Н.И.