Смекни!
smekni.com

Беседы по философии эволюции (стр. 21 из 25)

Теория Дарвина о пангенезе совпадает с нашими идеями о регуляции лимфоцитами роста различных тканей и передачи с их помощью приобретенных признаков потомкам. Дарвиновские пангены – это и есть лимфоциты в сегодняшнем понимании.

Иммунология может быть полезной в объяснении нарушения окраски у березовой пяденицы (Biston betularia). Примеры с этой бабочкой нам известны еще со школьных учебников. Но прочитаем, что написано у О. и Д. Солбригов в “ Популяционной биологии и эволюции” (М.: Мир, 1982 ):

“Примерно 100 лет назад коллекционеры, ловившие бабочек в окрестностях Бирмингема (Англия), обнаружили другую форму березовой пяденицы, которую они назвали carbonaria, потому что крылья у нее были серо-черные… С течением времени численность этой формы в промышленных районах Англии и вокруг них все более возрастала и в настоящее время стала преобладающей. Что же случилось? С наступлением промышленной революции лишайники вымерли в результате загрязнения воздуха, так что стволы и ветви деревьев стали темными. Вследствие этого окраска пядениц, бывшая ранее покровительственной, перестала служить им защитой и они стали более легкой добычей для птиц. Что же касается формы carbonaria, то она, напротив, стала более многочисленной… Изменения возникли также и в генетической структуре популяции”.

Таким образом, воздух в районах обитания бабочки был насыщен продуктами сгорания угля: бензопиреном и другими органическими веществами, которые вызывают депрессию иммунитета, что, собственно, служит во многих случаях причиной возникновения опухолей. Так не является ли иммуносупрессия у бабочек исходным моментом в изменении окраски? Быть может, мимикрия возникла не как следствие приспособляемости путем естественного отбора, а как направление развития, запрограммированное угнетенной иммунной системой?

В литературе высказывается мнение, что насекомые являются тупиковой ветвью эволюции. Однако в книге Э. Купера “ Сравнительная иммунология” (М.: Мир,1980) можно встретить данные о том, что для бабочек и молей характерна специфичность гуморального иммунного ответа. Членистоногие по сравнению с кольчатыми червями и моллюсками являются более развитыми животными. Гемолимфа низших животных лишена некоторых компонентов гемолимфы, функционирующих у членистоногих.

Более высокое развитие иммунной системы у насекомых, чем у кольчатых червей позволяет предполагать, что они все же способны к совершенствованию. Фагоцитарная система у гусениц, подобно большинству членистоногих, несмотря на онтогенетическую незрелость, уже хорошо развита. Согласно мнению Э. Купера, гемоциты таракана могут быть функциональными предшественниками фагоцитирующих клеток позвоночных.

Теперь, когда вы получили новое представление об основных эволюционных идеях, предстоит самим выбирать ту, которая на ваш взгляд лучше отражает картину развития природы. Здесь помогут ваши практические наблюдения органического мира и, конечно же, интуиция, которая и осуществляет выбор.

Если признать реальность, хотя бы частичную, наследования приобретенных свойств, то следует, на мой взгляд, уменьшить и роль борьбы за существование с ее естественным отбором.

Надеюсь, наши беседы помогут вам более взвешенно относиться к односторонней пропаганде дарвиновской эволюции. В конце концов, молодым биологам и медикам в Советском Союзе пора знать и то, что долгое время запрещалось, но было достоянием всего цивилизованного мира – весомость и распространенность антидарвиновских идей. М. Малкей в книге “Наука и социология знания” (М.: Прогресс, 1983) писал: “… Единственным нововведением дарвиновской теории было применение аргументов Мальтуса для объяснения возникновения новых видов… Предлагая теорию эволюции, осуществляющейся посредством механизма естественного отбора, он [Дарвин] на деле не вводил никакого механизма. Скорее он представлял общее описание того, как могли бы сохраняться благоприятные изменения. Он был вынужден ограничить это описание определенным уровнем абстракции, ибо как он сам признавал, ему не удалось ни сформулировать законов изменчивости, ни уточнить те способы, посредством которых сохраняются изменения”.

Определенную систематизацию в применении эволюционных идей предлагает научный подход пермского ученого Л.В. Баньковского. Важность его понимания природы состоит в том, что он рассматривает органический мир неотрывно от геологического пространства. Он считает, что когда условия позволяют видам занимать новые незаселенные территории, то видообразование преимущественно идет путем дивергенции признаков. Если геологическое пространство сужается, то преобладающим направлением в развитии является конвергенция. Как конвергенция, так и дивергенция не исключают процессов взаимопомощи в процессе выживания.

Завершая наше длительное и, надеюсь, небезынтересное обсуждение проблем материалистического органического мира, пора выказать и свой мировоззренческий итог, который родился, наконец, в процессе бесед : эволюция происходит не в результате действия естественного отбора, а сама эволюция ведет к отбору особей… И спасибо вам…

Post Scriptum

Вот и последний фрагмент, с которого, - пусть не покажется вам это странным – и началась для меня эта книга. Он включает вопросы существования души. Имеет ли душа отношение к обсуждаемым проблемам, вы поймете лишь в конце этой части. Хотелось бы думать, что таких понятливых найдется больше, чем несколько. Учтите, что это ваш пробный камень…

Душа… Душа человека… Тысячи лет тысячи философов пытаются понять то, чего никто не видел и не дано увидеть никому, что не может постигнуть разум. И что понять может только душа. Но где она, наша неуловимая спутница, находится и как погрузиться в ее живое тело?

Наш век, который считает себя самым умным, требует конкретности и все невидимое признает несуществующим. Как мечтой любого заурядного человека является стремление заполучить на рубашку или штаны казенную этикетку, заметную взору таких же “меченых” индивидов из другой команды, так невозможность пристроить ярлык на вместилище души является для многих доказательством ее отсутствия. Не будем спешить с обозначением локализации и мы, хотя ради этого и взялись за наш труд.

В сей бездушный век (а точнее 70-летие) разговоры о существовании души для многих сродни попыткам изображения Земли, как она есть, в плоской форме, хотя бы даже и в воображении. Но у России уже давно плоский разум. Как раз потому, что совершенные круглые формы ему способна придать только душа. Но что это такое, скажите нам, мудрецы мира, и чем ее понять?

Великий мыслитель язычества Плотин так говорил тем, кто ничего не видит на вершинах самосозерцания: “Необходимо прежде всего создать орган зрения похожим и равным объекту, который он должен созерцать! Глаз никогда бы не видел солнца, если бы сам не принял форму солнца. Равным образом душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным, божественным”.

Душа – божество в человеке. Да разве нет у нас в организме систем, обладающих всеобщими, вездесущими функциями? Например, нервная, эндокринная и кроветворная. Если команды этих систем не выполняются, то за “ ослушание ” организм расплачивается болезнями и гибелью. Какой же из этих систем отдать предпочтение? Для этого надо в них проникнуть. Зрение и слух здесь не самые лучшие помощники. Мы часто здесь будем цитировать М. Метерлинка. Не сердитесь. Ведь это он вывел меня на чистую дорогу познания души. Он писал: “ Изучение тайны во всех ея видах - самое благородное, чему может посвятить себя наше сознание. Впрочем, такое изучение и составляет работу всех тех, которые в науке, в искусстве, в литературе и философии возвышаются над наблюдением и воспроизведением маленьких реальных фактов и маленьких общепринятых истин. Они достигают большого или меньшего успеха, заходят в своих знаниях более или менее далеко и высоко, соразмерно с тем уважением, которое питают к тому, что еще им неизвестно, соразмерно с тою полнотою, которую их воображение или разум сумеет придать силам, недоступным знанию”.

Итак, подобное познается подобным. В дали веков меняется отношение мыслителей к тому, где может обитать душа – в головном мозгу, сердце, крови или… пятке. Советские психиатры у душевнобольных лечат якобы головной мозг, при этом часто и не задумываясь о существовании души. Можно ли так кого-то вылечить, и не вредят ли такие психиатры больным?

Меня сближает с Метерлинком то, что он определяет для души место, удаленное от головного мозга: “ Мысли разума не имеют никакого значения рядом с правдой нашего существования, которая заявляет о себе в молчании.” “ Мы живем, обремененные тяжестью нашей души, и нет соразмерности между ею и нами. Она, быть может, никогда не думает о том, что мы думаем, и что читается на наших лицах”. “ Одного лишь душа никогда не простит – принуждение видеть, встречать уродливый поступок, слово, мысль, или принимать в них участие. Этого она никогда не простит. Ибо прощать в этом случае значит отрицать себя. Существует тысяча каналов, по которым красота души может подняться до нашей мысли. Самый изумительный и центральный из них – канал любви ”.

И все же для Метерлинка душа – это “ бесплотная сила, которая светит в нашем сердце, должна, прежде всего, светить ему самому”.

Итак, душа в сердце. И вместе с тем бесплотная сила. Но не все мыслители склонны наделять душу воздушной оболочкой без плоти. Вот что пишет в трактате “ Человеческая природа ” английский философ Томас Гоббс, которому недавно исполнилось 400 лет: “ Под словом дух мы понимаем естественное тело, до того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее пространство, так же как ею заполнило бы изображение какого-нибудь видимого тела. Следовательно, представление, которое мы имеем о духе, есть представление о фигуре, лишенной цвета… Мы говорим, что человеческая душа есть дух и что духи бессмертны, но для нас невозможно познание их, т.е. они не могут иметь для нас естественной очевидности… Но хотя в писании и признается существование духов, в нем однако, нигде не говорится, что они бестелесны, т.е. лишены протяженности и качества. И я вообще не думаю, чтобы во всей Библии мы могли найти слово бестелесный”.