C. rotundiventris Becker
C. scutellata Fallén
Volucella bombylans Linnaeus
Volucella pellucens Linnaeus
Sericomyia silentis Harris
Helophilus affinis Wahlberg
H. lineatus Linnaeus
Temnostoma apiforme Fabricius
T. vespiforme Linnaeus
Calobatidae
Compsobata commutata Czerny
Psilidae
Chamaepsila gracilis Meigen
C. humeralis Zetterstedt
? C. rosae Fabricius
Otitidae
Ceroxys urticae Linnaeus
Seioptera vibrans Linnaeus
Tephritidae
Orellia ruficauda Fabricius
Coelopidae
Fucomyia frigida Fabricius
Dryomyzidae
Dryomyza flaveola Fabricius
Sepsidae
Themira pusilla Zetterstedt
Nemopoda nitidula Fallén
N. pectinulata Loew
Sciomyzidae
Pherbellia brunnipes Meigen
Sciomyza dryomyzina Zetterstedt
Pteromicra glabricula Fallén
Tetanocera arrogans Meigen
Ilione lineata Fallén
Limnia paludicola Elberg
Lauxaniidae
Luciella affinis Zetterstedt
L. laeta Zetterstedt
Sapromyza hyalinata Meigen
Lauxania cylindricornis Fabricius
Chamaemyiidae
Chamaemyia juncorum Fallén
C. polystigma Meigen
Piophilidae
? Piophila casei Linnaeus
Mycetaulus bipunctatus Fallén
Amphipogon flavum Zetterstedt
Lonchaeidae
Lonchaea laxa Collin
Clusiidae
Clusiodes ruficollis Meigen
Clusia flava Meigen
Heleomyzidae
Suillia atricornis Meigen
S. bicolor Zetterstedt
S. flava Meigen
S. fuscicornis Zetterstedt
Milichiidae
Neophyllomyza acyglossa Villeneuve
Ephydridae
Notiphila aquatica Becker
N. cinerea Fallén
N. dorsata Stenhammar
N. uliginosa Haliday
Hydrellia griseola Fallén
Ochthera mantis De Geer
? Scatella sibilans Haliday
Lamproscatella quadrisetosa ? Becker
Coenia palustris Fallén
Ephydra alandica Frey
E. riparia Fallén
Chloropidae
? Conioscinella sordidella Zetterstedt
Meromyza sororcula Fedoseeva
Haplegis tarsata Meigen
Cetema myopina Loew
Thaumatomyia trifasciata Zetterstedt
Scatophagidae
Delina nigrita Fallén
Cordilura aberrans Becker
C. ciliata Meigen
C. pubera Linnaeus
C. pudica Meigen
Megaphthalma pallida Fallén
? Nanna tibiella Zetterstedt
Scatophaga litorea Fallén
S. suilla Fabricius
? Trichopalpus punctipes Meigen
Cosmetopus dentimanus Zetterstedt
Pogonota barbata Zetterstedt
Okeniella caudata Zetterstedt
Anthomyiidae
Chelisia monilis Meigen
Muscidae
Thricops rufisquama Schabl
Mesembrina resplendens Wahlberg
Calliphoridae
Calliphora uralensis Villeneuve
Cynomya mortuorum Linnaeus
Protophormia terraenovae Robineau-Desvoidy
Tachinidae
Phytomyptera nigrina Meigen
Cylindromyia pusilla Meigen
5. Характеристика и оценка водной флоры и фауны
5.1 Водоросли
Водоросли - наиболее чувствительный и надежный индикатор водных экосистем, с помощью которого можно диагностировать загрязнение до выявления его методами химических анализа. Она определяет структуру и функционирование всех ее элементов. Преимущество альгологических исследований при мониторинге водных экосистем объясняется коротким жизненным циклом водорослей, что позволяет даже при проведении ограниченных по времени наблюдений не только определить современное состояние водоемов, но и оценить возможные изменения.
Изучение водорослевых сообществ включало анализ флористического состава, экологию и распределение фитопланктона и фитоперифитона. Особое внимание было обращено на исследование структуры фитоперифитона так как именно сообществам прикрепленных водорослей принадлежит ведущая роль в функционировании экосистем малых водоемов, характерных для исследованной территории. За счет фотосинтеза фитоперифитона создается фонд органического вещества в небольших водоемах. Фитоперифитон свободен от кратковременного влияния случайных, локальных изменений гидрологического и гидрохимического режима и отражают средний, преобладающий в данном водоеме.
Пробы перифитона отбирались по отработанной методике (Комулайнен и др. 1989; Комулайнен, 2003) на 9 станциях выбранных в реках Ундукса (UN), Хлебная (CH), Лепручей (LR), в двух небольших озерах (L1, L2), а также в ручье вытекающем из озера Моржового и впадающего в Белое море (SP). Расположение станций было выбрано с тем расчетом,чтобы оценить структуру альгофлоры в наибольшем числе биотопов. Для оценки роли отдельных таксонов в формировании перифитона вычислялось средне взвешенное относительное обилие видов по численности (N%) и биомассе (B%). При помощи кластерного анализа станции были сгруппированы по принципу сходства видового состава.
Общая характеристика. В фитопланктоне исследованных водоемов определено 27 таксонов водорослей. Среди них несомненно доминируют диатомовые: Aulacosira italica (Ehr.) Kütz., A. islandica (O. Müll.) Simonsen, A. ambigua (Grun.) Simonsen, Tabellaria fenestrata (Lyngb.) Kütz. Сине-зеленые и зеленые водоросли играют меньшую роль. Преобладание диатомовых в планктоне характерно для водоемов различных географических зон и отмечалось ранее и для притоков Белого моря (Трифонова, 1973; Чекрыжева, 1990; Вислянская, 1998). Водоросли других отделов представлены в фитопланктоне менее разнообразно, среди них только Sphaerocystis schroeteri Chood., Ankistrodesmus pseudomirabilis Korshik. и Stenocalyx monilifera Schmidt. достаточно постоянны в альгоценозах. Фитопланктон исследованных водоемов характеризуется невысокой видовой насыщенностью и постоянным присутствием случайных форм. Особенно заметный вклад в формирование биомассы фитопланктона вносят прикрепленных Tabellaria flocculosa (Roth.) Kütz.,. Eunotia pectinalis Kütz. и нитчатые зеленые водоросли.
Фитоперифитон исследованных водоемов более разнообразен. В прикрепленных сообществах определено 70 таксонов водорослей рангом ниже рода, относящихся к 41 роду и 4 порядкам.
Сравнение роли различных отделов показывает, что видовое богатство альгофлоры перифитона исследованных водоемов и их участков также определяют диатомовые водоросли. Среди диатомей доминируют типичные для олиготрофных водоемов европейского севера виды: Tabellaria flocculosa, Eunotia pectinalis, Frustulia rhomboides, Gomphonema parvulum. Достаточно разнообразно представлены в перифитоне синезеленые водоросли,. максимального обилия среди которых достигают Capsosira brebissonii Kütz., Tolypothrix saviczii Kossinsk., Stigonema mamillosum (Lyngb.) Ag.. Среди зеленых водорослей доминируют типичные для альгофлоры северных водоемов нитчатые формы: Oedogonium, Bulbochaete, Zygnema.
Особенностью альгофлоры исследованных водоемов является относительная однородность группировок водорослей в систематическом отношении. Основное фитоценотическое значение имеет небольшое число представителей маловидовых родов при значительной выравненности структуры альгоценозов. Набор руководящих форм и выявленных комплексов почти идентичен во всех водоемах. В альгоценозах отсутствуют виды характеризующиеся высокой требовательности к фосфору и азоту.
Очень сходно и соотношение экологических групп водорослей. Большая часть выявленных видов - эпилиты и эпифиты. Обращает на себя внимание разнообразие ацидофильных и широко распространенных видов. Их относительная численность в перифитоне исследованных водоемов достигает 70%, что может быть объяснено поступлением с заболоченных водосборов кислых, низкопродуктивных вод. Комплекс, включающий Tabellaria flocculosa + Eunotia spp., является определяющим для альгофлоры. Это еще более усиливает однородность альгофлоры, ограничивает распространение многих видов и заметно нивелирует различия в структуре альгофлоры в исследованных водоемах.
По отношению к солености виды, определенные в перифитоне, относятся к олигогалобам. Вместе с тем обращает на себя внимание разнообразие галофильных форм. Причем в на устьевых участках рек Ундукса и Хлебная в перифитоне встречены морские формы: A. distans var. lirata (Ehr.) Simonsen, Melosira juergensii Ag. M. nummuloides (Dillw.) Ag. и Percursaria percursa (Ag.) Bory.
Все исследованные водоемы находятся в естественном состоянии, это определяет таксономический состав перифитона, в котором отсутствуют виды указывающие на увеличение антропогенной нагрузки. Значения индексов разнообразия, биомассы формируемых группировок перифитона также позволяют судить о высокой степени развития альгоценозов в реке, о их жизненной активности и устойчивости. Исследованные водоемы можно характеризовать как олиготрофные на основании преобладания в обрастаниях видов свойственных водам с низкой трофностью, и заметным обилием видов свойственных для бореальных водоемов с низкой минерализацией не подверженных антропогенному влиянию. Вода водоемов, судя по составу индикаторных видов, условно чистая, b-мезосапробная. Можно считать, что все исследованные водоемы имеют значительный очистной потенциал.
Сравнение таксономического состава перифитона позволяет выделить три группы водоемов (рис. 5). Специфичность альгофлоры в выделенных группах определяется четко выраженным доминирование, а также влиянием в формировании альгоценозов аллохтонной флоры. Первая группа объединяет реки Ундукса и Хлебная, в которых формирование перифитона происходит в условиях высоких скоростей течения. Поэтому массовыми в альгоценозах являются облигатные реофилы. Ко второй группе относятся небольшие водотоки, где доминируют зеленые нитчатые водоросли. Третья объединяет озера, где кроме типичных прикрепленных форм достаточно разнообразны планктонные водоросли.