В выпускной квалификационной работе раскрываются порядок и проблемы формирования путем прямых и косвенных выборов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, а также других органов, которые формируются (или могут формироваться) путем избрания — органов территориального общественного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, контрольных и других органов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Система формирование публичной власти и место в ней муниципальных выборов
Власть в современном государстве — сфера многогранная, отличающаяся разнохарактерной комбинацией ее проявлений. Принято выделять уровни публичной власти в российском государстве (так называемое «вертикальное» разделение властей) — федеральный, региональный (уровень субъекта Федерации) и местный.
Отмечается, что важнейшим аспектом института местного самоуправления является степень самостоятельности данного уровня публичной власти и его социально-юридическая природа[3]. Сегодня уже не отрицается, что публичный территориальный коллектив — муниципальное образование — имеет свою долю власти.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, одной из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и ответственно решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов. Статья 12 Конституции Российской Федерации[4] установила, что местное самоуправление самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти. Появление данной конституционной нормы положило, с одной стороны, начало формированию в России нового института власти, с другой стороны, поставило местное самоуправление в особое положение, не вписывающее его в общий государственный механизм.
Современные исследователи отмечают отсутствие в российском обществе однозначного понимания и правильной оценки сути местного самоуправления, его природы, исторических корней и роли этого властного института в процессе преобразования России. В теории и практике муниципального строительства наблюдаются прямо противоположные, взаимоисключающие подходы. Первый содержит положение об отделении местного самоуправления от государства, исключающее всякое влияние органов государственной власти на организацию и деятельность местного самоуправления. Однако есть и иная позиция, согласно которой местное самоуправление является продолжением государственной власти на местах, входит в общую вертикаль власти и выполняет часть функций государственного управления[5]. Эти две позиции являются отражением не только внутрироссийских процессов, но и проявлением общемировых тенденций возникновения и развития местного самоуправления. Поэтому, несмотря на то, что названное положение статьи 12 Конституции Российской Федерации породило на практике немало проблем, однако, следует исходить из того, что государственная власть и местное власть имеют один источник - народовластие и принципиально общую задачу служения народу.
Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что местное самоуправление как форма самоорганизации населения несет в себе как признаки государства, так и признаки общественных институтов, то есть, имеет двойственную природу и по сути своей является общественно-государственным институтом. Представляется важным, чтобы этот институт не был противопоставлен государству, а тесно взаимодействовал с ним. Это как раз устойчивость любому государству придает разумное сочетание государственных институтов и самоуправленческих начал[6].
Однако поскольку целью выпускной квалификационной работы не является рассмотрение теоретических проблем местного самоуправления и отнесение его к различным институтам, дальнейшее более подробное рассмотрение точек зрения относительно сущности данного понятия представляется нам нецелесообразным. Поэтому позволим себе согласиться точкой зрения Г.Н. Чеботарева и возьмем за «ориентир» в данном исследовании мнение о том, что местное самоуправление является продолжением государственной власти на местах, входит в общую вертикаль власти и выполняет часть функций государственного управления.
Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует также о том, что оно всегда было тесно связано с государством и, по словам В.И Фадеева, историка земства и теоретика местного самоуправления, самоуправление — это оплот для воссоздания государственного порядка на правовых основах[7].
Мировая практика признает местное самоуправление в качестве одной из главных основ демократического общества. В Российской Федерации местное самоуправление является важной формой самоорганизации населения для решения вопросов местного значения. Вместе с тем органы местного самоуправления имеют право выступать с законодательной инициативой для привлечения внимания к решению проблем не только региона, но и страны в целом. Стратегическая цель организации местного самоуправления состоит в активном развитии муниципальных образований, которые являются реальным элементом конституционного строя и федеративных отношений Российской Федерации.
Муниципальные образования в регионах Российской Федерации выстраивают отношения с органами государственной власти через двухуровневую систему ассоциаций, которые способствуют поиску удовлетворительных решений обширного круга вопросов местного значения. Недостатки прежних форм взаимодействия властей были связаны с низким по качеству механизмом правового регулирования процесса децентрализации публичной власти и делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления. Обоснованная и завершенная децентрализация публичной власти в российских регионах должна установить оптимальное для каждого уровня соотношение предметов ведения, полномочий и целевых субвенций на их реализацию. Распределение полномочий и предметов ведения решает задачу максимального сближения потребностей местного населения и соответствующих функций власти.
Признание за местным самоуправлением свойств «муниципальной власти» вызвало к жизни проблему создания элементов гражданского общества, способных эффективно контролировать и государственную, и муниципальную власть. С момента реформ в начале 1990-х годов в России система местного самоуправления имела переходный характер. Большинство специалистов в этой области отмечают двойственный - одновременно общественный и государственный - характер местного самоуправления. Сейчас термин «муниципальная власть» используется некоторыми практиками государственного управления и учеными как синоним особого вида политической власти, близкой по своей сути к государственной. Так, ФЗ №131-ФЗ просматривается реальная возможность административной опеки органов государственной власти субъекта Российской Федерации над органами и должностными лицами местного самоуправления. Последние распускаются и отрешаются от исполнения своих обязанностей нормативно-правовыми актами высших должностных лиц и законодательных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Местное самоуправление, являясь одной из главных основ демократического строя, как обозначено в Европейской Хартии местного самоуправления, «обеспечивает соединение и взаимодействие прямой демократии с демократией представительной»[8].
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, что призвано гарантировать равные права граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. В ФЗ №131-ФЗ закреплены основные гарантии этого права, в котором отражается взаимное проникновение форм и институтов муниципальной демократии: прямой и представительной.
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется путем проведения референдумов, выборов, при помощи иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляются сходами граждан лишь в некоторых, небольших по численности населения муниципальных образованиях. Так, например, ФЗ №131-ФЗ указывает, что в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.