Смекни!
smekni.com

Революционное народничество середины 60-х первой половины 80-х годов XIX века (стр. 2 из 2)

В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал существование объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством – вопреки вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в «природу человека», свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.

Влияние великого русского анархиста ощущалось во всем революционном движении той эпохи. Бакунин оставил после себя заметные группы последователей в Германии, Великобритании, а особенно в Италии и Испании, где анархистское движение проявляло активность еще несколько десятилетий после смерти Бакунина. Его идеи оказали воздействие на программу и тактику народничества в России в 1870-х годах («Земля и воля»). В Бакунине проявились два основополагающих элемента русской революционной мысли – убеждение в революционном предназначении российского крестьянства и веру в призвание славян к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.

2. Пропагандистское народничество П. Л. Лаврова

а. Идеология

Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по расчету Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, имеющих основательную научную подготовку. Они должны идти в народ и при помощи терпеливой пропаганды помочь ему [народу] понять его потребности и силу. Когда интеллигенция построит справедливое социалистическое общество, она сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь интеллигенция получила образование и другие жизненные блага только благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

б. Биография Лаврова

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - русский социолог, экономист. публицист, философ. Родился в семье помещика в селе Мелихово Псковской губернии. В 1837-1842 годах обучался в Петербургском артиллерийском училище, считался лучшим учеником академика М. Остроградского. С июля 1844 года преподает высшую математику в этом же училище. Женился на вдове с двумя детьми. Впоследствии работал преподавателем истории и иностранных языков. сотрудничал в "Военном энциклопедическом лексиконе" и военных журналах. Дебютирует как поэт (два стихотворения опубликованы Герценом в Лондоне). В легальной печати появились "Письма о разных современных вопросах" (1857). "По поводу вопроса о воспитании" (1858). "Практическая философия Гегеля" (1859). В 1859 году в "Отечественных записках" опубликованы его "Очерки вопросов практической философии". На 1859 год пришлось знакомство с П. Чернышевским. В 1861 году Лаврова приглашают вступить в тайное общество "Земля и воля". В эти годы он работал редактором "Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами". После покушения Каракозова на Александра II Лавров арестован и сослан в Вологодскую губернию. Здесь в 1868-1869 годах написал "Исторические письма". С помощью Г. А. Лопатина зимой 1870 года из места ссылки бежал. В Париже был принят в члены Антропологического общества. С осени 1870 года - член одной из секции I Интернационала. Познакомившие!, с деятелями Парижской Коммуны, Лавров пытался организовать финансовую помощь коммунарам. Издавал за границей (Цюрих, Лондон) свой журнал, газету "Вперед". П. Л. Лавров писал: "На первое место мы ставим положение. что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для парода, по и посредством народа". Статьи этого периода составили книгу "По поводу самарского голода" (1873-1874). С весны 1880 года вместе с Г. Плехановым и И. Морозовым издавал "Социально-революционную библиотеку". С 1881 года - уполномоченный Общества Красного Креста "Народной воли". Умер в Париже.
СОЧИНЕНИЯ
П. Л. Лавров о религии/Сост. А. И. Володин. М.. 1989:
Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М.. 196.5;
Избранные произведения на социально-политические темы в 8-ми томах. М., 1934-1935:
Парижская Коммуна 1871 года. Л.: М.. 1925:
Этюды о западной литературе. Пг.. 1923;
Собрание сочинений Петра Лавровича Лаврова (Серия I-VI1. 14 ов). Пг.. 1917-1920:
рукописей 90-х годов. Женева, 1899.

3. Террористическое народничество П. Н. Ткачева

а. Идеология

В отличие от других народников Ткачев полагал, что крестьянство не может самостоятельно провести революцию. По его мнению, революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но эта организация должна была с помощью террора заранее «расшатать» существующую власть. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

б. Биография Ткачева

Ткачев Петр Никитич (1844, д. Сивцево Псковской губ. - 1885, Париж) - идеолог рев. народничества. Род. в мелкопоместной дворянской семье, но по условиям жизни был типичным разночинцем. Учился дома и во 2-й Петербург. гимназии. В гимназические годы Ткачев познакомился с оказавшей на него большое влияние соц. лит-рой: сочинениями А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, П. Прудона и др. Его кумиром и духовным наставником стал французский теоретик и практик заговора Огюст Бланки. В 1861 Ткачев поступил на юридический ф-т Петербург, ун-та, но учиться ему не пришлось. Как активный участник студенческих волнений Ткачев был заключен в Петропавловскую крепость, откуда выпущен через мес. на поруки матери. В 1868 Ткачев сдал экстерном экзамены за полный университетский курс и получил степень кандидата права, к-рая ему не пригодилась. Выйдя из крепости, Ткачев сблизился с участниками рев. кружков и неоднократно подвергался арестам. Его публицистическая деятельность в журн. "Русское слово", "Дело" и др. носила оппозиционный, революционно-демократический характер, преследовалась цензурой. В 1869 был арестован, в 1871 осужден по делу С. Г. Нечаева. Сосланный в 1872 в Псковскую губ., в 1873 бежал за границу. Работал в журн. П.Л. Лаврова "Вперед!", затем разошелся с Лавровым, полемизировал с Ф. Энгельсом. Издавал журн. "Набат", сотрудничал в газ. О. Бланки. Считая, что "для обновления России необходимо уничтожить всех людей старше 25 лет", последовательно исповедовал радикализм, утверждая относительность морали и провозглашая возможность захвата власти заговорщической интеллигентной группой. Ткачев считал возможной и близкой социальную рев. в России, т.к. самодержавное государство "не воплощает в себе интересов никакого сословия" и поэтому не имеет опоры. Рус. якобинство и бланкизм имели в России глубокую национальную почву в виде традиций бунтов и дворцовых переворотов, самодержавно-абсолютистского режима и появления широкого слоя разночинцев, что и отразилось в рев. борьбе народничества в последующем. В 1882 Ткачев заболел и умер в психиатрической больнице.

4. Народничество меняется

Главной целью народников являлась организация крестьянской революции в России. Представления о способах достижения этой цели у членов народнических организаций на протяжении 60-х – 80-х годов не раз изменялись в зависимости от приобретения ими опыта революционной деятельности.

В середине 70-х годов народники пришли к выводу о том, что им необходимо идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя». Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников. Они были слишком невежественными, чтобы понять сложные объяснения и рассказы революционеров. Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп. Так в конце 1876 года в Петербурге возникла организация «Земля и воля».

Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки крестьянству. Они считали, что осуществить эти цели возможно только путем насильственного переворота. Их методы предполагали уничтожение «вредных» чиновников (индивидуальный террор).Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких терактов, взбудораживших всю страну.

В августе 1879 года «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации: «Черный передел»(пропагандисты) и «Народная воля»(террористы).

Еще в июле 1878 года активные члены «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру II. Они были убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции

1 марта 1881 года было совершено последнее (седьмое) покушение на императора. Он был смертельно ранен и погиб.

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, сигналом к крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен жестоким убийством императора. Народническое движение зашло в тупик.

III.Заключение

Идеи, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усилилось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но «хождение в народ» и террор не подтолкнули крестьян к революции. Революционеры не смогли претворить свою программу в жизнь.

Пореформенная эпоха ознаменовалась резким обострением социальной напряженности в стране. Революционеров-одиночек сменили организованные революционные группы, вооруженные радикальной идеологией и непреклонные в своем стремлении нанести вред самодержавию. Относительно мирная пропаганда Герцена и Чернышевского меньше чем за два десятилетия обернулась разгулом терроризма и цареубийством. Все попытки властей сдержать общественное недовольство могли привести только к временному затуханию антиправительственной деятельности. На смену народникам приходили поклонники марксизма, чья разрушительная работа в недалеком будущем сметет с лица земли все традиционные устои русской жизни.

IV. Список литературы

· М. «Бог и государство.», 1906

· Должиков В.А. «Михаил Александрович Бакунин и Сибирь» Новосибирск, 1993

· Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. – Вопросы истории, 1994, № 3

· Колубовский Я. Н. «Материалы для истории философии в России»

· Материал с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/

·