Смекни!
smekni.com

Революционное народничество середины 60-х первой половины 80-х годов XIX века (стр. 1 из 2)

Средняя школа №160 г. Санкт-Петербург

Реферат

Революционное народничество середины 60-х – первой половины 80-х годов XIX века

выполнил

ученик 8 класса

Андрианов Роман

учитель

Алексеева Светлана Алексеевна
Содержание

I. Введение. 3

II. Реформы Александра II. Революционные движения общества. 4

1. Революционный анархизм М. А. Бакунина в освободительном обществе. 5

а. Идеология. 5

б. Биография Бакунина. 6

2. Пропагандистское народничество П. Л. Лаврова. 8

а. Идеология. 8

б. Биография Лаврова. 8

3. Террористическое народничество П. Н. Ткачева. 10

а. Идеология. 10

б. Биография Ткачева. 10

4. Народничество меняется. 12

III. Заключение. 13

IV. Список литературы.. 14


I. Введение

Александр II посвятил всю свою жизнь реформам. Он должен был продолжить дело Николая, его отца, продолжая осуществлять реформы не для удобства правления, а для народа. Александр не хотел делать это, но Николай перед смертью взял с него слово, что тот продолжит крестьянскую реформу. Александр продолжил и сделал это. Но после проведения реформ крестьяне освободились и не знали, что делать. Этой гигантской массой людей было очень легко манипулировать. Опять пробудились народные движения в обществе. Появилось новое движение – терроризм.

II. Реформы Александра II. Революционные движения общества

Реформы Александра II состояли в улучшении жизни общества, но не смотря на это народ не устраивала скорость их проведения. Александр провел отмену крепостного права в 1861 году, но она имела такой смысл: крепостные становились свободными, они получали гражданские права, но они должны были выкупать у помещиков свою землю (или бесплатно получить четверть определённого законом надела), они должны были быть временнообязанными 9 лет.

Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян ранее в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6% годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка. Например, если ежегодно помещик получал от крестьянина оброк, равный 10 рублям, то выкупная сумма составляет: 10*100:6=166 рублей 66 копеек. Крестьянин должен был выплатить помещику сразу 20-25% этих денег. Чтобы дать возможность помещику получить всю выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. Как видно, это было сложно понять крестьянам, тем более то, что землями владели крестьянские общины, а не сами крестьяне. Это привело в большое заблуждение всех крестьян страны.

Также Александр провел серию либеральных реформ, предназначенных для всех положительных сторон развития страны: земскую, судебную, военную и реформу народного просвещения. Причем все эти реформы улучшили положение всего населения страны, помогли привести в порядок все части России. Но из-за крестьянской реформы промышленность долгое время не могла восторжествовать над ремесленничеством.

1. Революционный анархизм М. А. Бакунина в освободительном обществе

а. Идеология

Поводом для действий революционеров служили медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.

Идеи «общинного» социализма Герцена и Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции – народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х годах были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Тогда был очень распространен марксизм, но Бакунин резко критиковал его учение. Бакунин считал, что даже при подобном устройстве государства не нужна диктатура, так как она может путем навязывания крестьянам коммунизма вызвать бунт. Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция – «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий.»

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государства. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое «народное». Он предлагал взамен государства (централизованного управления) свободную организацию «снизу вверх» - рабочих ассоциаций (союзов), общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, - это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа. Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство.

б. Биография Бакунина

Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.

Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.

В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как «алгебру революции». Ключевой момент его жизненного пути в этот период – публикация в 1842 в журнале «Немецкие ежегодники»(«Deutsche Jahrbücher») статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: «Страсть к разрушению – творческая страсть». Царское правительство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848.

Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент – призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.

В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года – в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон.

Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала «Народное дело», но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет – Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и государство (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книга Государственность и анархия, оказавшая влияние на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.