6) А.А. Бахрушин (Слайд 6)
Бахрушин Алексей Александрович российский купец, меценат, создатель частного литературно-театрального музея, ныне Театральный музей им. А. А. Бахрушина. В обширном и многообразном собрании выделялись три раздела: литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники, а также письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
Драматический раздел составляли декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актеров и драматургов, предметы театрального быта. Особую ценность представляли личные вещи прославленных актеров. В музее находилась и уникальная коллекция зрительских трубочек и биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времен и народов. В коллекции также были представлены предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, старинная утварь, материалы по истории европейского театра, проекты и чертежи театральных зданий, режиссерские чертежи и монтировки.
30 мая 1894 считается датой открытия первого московского литературно-театрального музея. В этот день Бахрушин впервые показал общественности свое собрание. К нему обращались ученые, издатели, историки театра, режиссеры. Свою коллекцию Бахрушин не раз представлял на выставках, в том числе в 1900 на Всемирной выставке в Париже.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.
Традиции благотворительности и меценатства уходят корнями в далекое прошлое. Идеи безвозмездной помощи и сострадания ближним в той или иной форме обязательно присутствуют в мировой культуре. К началу ХХ века общественная и частная благотворительность в России становится явлением повсеместным не на словах, а на деле, доказывая широту великой русской души.
Мы часто слышим такие слова, как: «благотворительность» и «меценат». А что же такое благотворительность и кто такие меценаты?
«Советский энциклопедический словарь», напоминает о приближенном императора Августа, выполнявшем его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценат нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Владимира Даля слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». [Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77–94.]
Выдающийся историк использует другое понятие - «благотворительность». Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для нас. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность» позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор». Вот какое определение этих слов дается в Толковом словаре С.И. Ожегова [Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва, 1984, (стр.899)]:
- Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости.
- Меценат – богатый покровитель наук и искусств.
- Меценатство - особое социально-культурное явление эпохи серебряного века. (Слайд 7)
Когда говорят "меценат", на память приходят имена колоссов русской благотворительности - Савва Мамонтов, Павел Третьяков, Савва Морозов, Алексей Бахрушин, Сергей Щукин, Павел Щетинкин, Муртаза Азимов, братья Апанаевы, Иван Лихачев, Мухаметсадык Бурнаев, Иван Алафузов.
Заключение
Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, оно охватывало самые разные стороны жизни и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия и купечество действительно оказывали заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. [http://www. planetashkol.ru › library/referat/section.php]
Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских и казанских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).
Меценатство в нашей стране в конце восемнадцатого и девятнадцатого - начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека.
В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу - отечественные меценаты в России «золотой поры» - качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов был глаз, и это, наверное, самое главное - эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.
Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди. [Власов П. В. «Благотворительность и милосердие в России», Москва, 2001]
Не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги - это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса.
Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты должны стремиться потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто и двести лет назад.
Традиции, заложенные Третьяковым, Солдатенковым, Мамонтовым, Щукиным, Морозовым, Бахрушиным, не забылись и не потеряли свою значимость. В новом веке, в новом тысячелетии, не обращая внимания на все перипетии, находятся люди, которые бросают вызов безразличию и жестокости, их имена станут символом меценатства и благотворительности нашей эры.
Сегодня рядом с нами немало людей, которые искренне пытаются помогать чужому горю - не на показ, не с расчетом, что на небесах зачтется... Традиции меценатов прошлого - Юсуповых, Алексеевых - подхвачены бизнесменами современности. Достаточно вспомнить казанского предпринимателя Асгата Галимзянова, много сделавшего для воспитанников детских домов и интернатов. Активно работают в этом направлении многие предприятия, большие и малые фирмы, бизнесмены и частные лица. Известно больше сотни тех, кто постоянно помогает малоимущим, сиротам, инвалидам. рассказывает Ралия Фатхутдинова, специалист Министерства соцзащиты. - У нас в стране многие богатых людей не любят, потому что уверены - черствые они, эгоистичные. Понятно, что это взгляд поверхностный: в любой социальной группе встретишь самых разных по ценностным ориентирам людей. Многие предприниматели, например, охотно перечисляют деньги детдомам, приютам, инвалидам, одиноким пенсионерам. Причем просят, чтобы их фамилии нигде не называли, дескать, для души стараемся, не для рекламы. Среди постоянных жертвователей и те, чьи фамилии никому ничего не скажут, и люди хорошо известные. Скажем, генеральный директор ОАО “Татнефть” Ш. Тахаутдинов из личных средств платит стипендию десяти студентам, певец Салават щедро спонсирует детские дома, министр внутренних дел Асгат Сафаров поддерживает детский приют в Раифе...
Традиции, в том числе и спонсорские, не умирают по той же самой причине, по которой и рукописи не горят. Добрые дела наших предков из глубины веков программируют наше поведение.