Славная, чтимая всеми богами, жильцами Олимпа.
Если неправым деяньем ее оскорбят и обидят,
Подле родителя Зевса немедля садится богиня
И о неправде людской сообщает ему.[5]
По функциональности смыкается с Дике. Впрочем, Гермий, пытаясь разобраться в зонах их ответственности, пишет: "От ... Дике она (Адрастея - tau) отличается как законодательная власть от судебной": то есть Адрастея назначает законы, а Дике карает за их невыполнение. Но в итоге они всё равно сливаются в одну богиню – Немезиду.[6]
Итак, у древнегреческих богинь правосудия мы находим судующие атрибуты: весы, крылья, меч, верёвка, ваза, полная наград, завязанные глаза и земной шар, в качестве опоры. Весы уже встречались нам в древнеегипетской мифологии и тут, мы можем только добавить, что весы теперь стали одни из основных атрибутов справедливости, а не второстепенным символом богини истинны. Теперь весам с полным правом можно дать следующее определение: Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.[7]
Следующий символ правосудия – крылья, нам уже встречался, но видоизменённым, в качестве пера. Но смысловая нагрузка символа абсолютно не изменилась, так что нам остаётся только повториться в трактовке их смысла. Крылья символизируют невесомость истины.
Теперь рассмотрим меч, который будем нам встречаться и в дальнейшем. Он не несёт отдельного смысла именно в данном кнотексте. Он, как и в большинстве случаев символизирует силу, в данном случае силу правосудия, так что мы не будем заострять наше вниамание на нём и приведём лишь краткое его определение: «МЕЧ — оружие воина, символ власти и административной справедливости».[8] Последнее значение, приведённое тут, приобретено данным значительно позже и сейчас в этом контексте и в одиночном виде используется довольно редко.
Перейдём к следующему атрибуту Немезиды, а через неё и правосудия – верёвке. Дж. Холл уже дал нам исчерпывающее значение этого символа в рассказе о самой богине, так что уточнение кажется мне излишним и я только повторю часть приведенной выше статьи. «…В одной руке у Неземниды узда или верёвка, которой она обуздывает человеческую гордыню …»[9] Мы видим, что основная функция этого атрибута карательная, позднее, в христианстве, эту функцию примет на себя меч.
Функции следующего атрибута Немезиды – вазы так же чётко указанны Холлом в его статье «…ваза, полна богатств и почёта, которыми она награждает достойных …». Т.е. этот символ призван показать, что правосудие не только карающее, но и милосердное по отношению к праведникам.
И последний, но очень знаменитый символ, появившийся у Фемиды, это завязанные глаза. Интересно заметить, что некоторые источники пишут о том, что повязка на глазах у справедливости появилась только XVI веке, а в Античности Справедливость славилась именно своей ясностью взгляда. Дж. Холл в своём словаре так же трактует завязанные глаза Немезиды как символ моральной и духовной слепоты, как показатель того, что она действует наобум. Но на более распространённое толкование этого символа это все же то, что правосудие беспристрастно. Возможно, что этот общеизвестный смысл появился позднее и к древнегреческой богине не имеет никакого отношения, а характеризует только древнеримскую Фемиду.
1.4.Символы суда и правосудия в Древнем Риме.
В Древнем Риме богиней правосудия была Фемида, которая позднее и сама стала символом правосудия. Она первая богиня именно правосудия, а не чего-то связанного с ним. Возможно, именно это и повлияло на её становление, как самого известного символа, а возможно наиболее важным фактором было то, что она появилась именно в Риме, откуда берёт начало всё современное право. Хотя эти факты взаимосвязаны и могут считаться едиными.
«Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была второй законной женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки. В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости - Юстиции. Римляне добавили своей "юридической" богине повязку на глаза - это весьма существенное дополнение.
Автор этой статьи приводит такие значения атрибутов Фемиды:
«Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невинность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.»[11] Мы видим, что значение данного символа нисколько не изменилось по сравнению с предыдущими его трктовками, так что переходим к следующему символу.
«Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он - символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия "правого дела".»[12] Итак, мы видим что меч явно пришёл сюда из древнегреческой мифологии, сохраняя карающую роль правосудия, добавилась только чётко определённая рука и его положение. меч указывает на небо, хотя раньше богиня, как правило, опиралась на него, что показывало, что правосудие опирается на силу.
«Мантия - торжественное ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.»[13] Как вы помните, в более ранних изображениях богинь правосудия в Античности они были нагими, что символизировало их красоту, хотя скорее всего это не было признаком именно этой богини, а было распространено в отношении всех богов и богинь, это как бы показывало их идеальность, которую греки как правило объединяли с физической красотой. Так что это особого значения не имеет.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на конкретные личности (истец или ответчик), на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву».[14]
[1] http://slovari.yandex.ru/dict/dal
[2] http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor
[3] http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2-0404.htm?text=%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB
[4] Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
[5] Гесиод, Труды и дни
[6] http://www.astromyth.tau-site.ru/Subjects/Astreya.htm#Adrastea
[7] http://mirnot.narod.ru/femida.html
[8] Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998
[9] стр. 345. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998
[10] "Нотариальный ВестникЪ", №4, 2006 г., Р.Х. АЛЕЕВ
[11] там же
[12] см. №7
[13] см. сноску №7
[14] см. сноску №10