Смекни!
smekni.com

Задачи исследования заключаются в 1 анализе понятия «символ» 2 рассмотрении значений символов суда и правосудия в культуре Древнего мира (стр. 1 из 2)

МГПГЛ № 1505

Реферат по теме

Символы суда и правосудия в культуре

Выполнила:

Харыбина Мария, 9Б

Руководитель:

Полетаева М.А.

Москва 2009

Оглавление

Введение

Глава 1. Интерпретация символов суда и правосудия в культуре Древнего мира.

1.1 Понятие символа

1.2. Символы правосудия в Древнем Египте

1.3.Символы правосудия и суда в Древней Греции.

1.4.Символы суда и правосудия в Древнем Риме.

1.5. Символы суда и правосудия в христианском искусстве.

Глава 2.

*в разработке*

Заключение.

*отсутствует по понятным причинам*

Список литературы.

Введение

Актуальность работы связана с тем ,что очень часто основную смысловую нагрузку, или её часть, в изобразительном искусстве несут именно символы и без их знания не возможно понять смысл художественного памятника.

Италия и Греция являются «колыбелью» современной классической культуры, а Египет является изначальным источником цивилизации в Средиземноморье. Именно по этому и были выбраны эти страны для исследования.

Целью данного исследования является последовательное изучение изменения символов и их значений в хронологической последовательности.

Задачи исследования заключаются в

1) анализе понятия «символ»

2)рассмотрении значений символов суда и правосудия в культуре Древнего мира

3)представленности исторической динамики символов в рамках изучаемых культур

Источники и литература по теме исследования. Для написания этой работы я использовала словари Дж. Холла, Словарь Брокгауза и Эфрона, словарь Даля, Словарь символов и суеверий К.Хоула; статьи Алеева, интернет ресурсы: словари на www.yandex.ru, http://magiaworld.org.ru/dictonary, http://greekroman.ru/themis.htm, http://www.hellados.ru/texts/themis.php, http://www.slovarik.kiev.ua.

Глава 1 Смиволы в культурах Древнего мира

1.1 Понятие символа

Для начала нам необходимо понять что такое символ.

В словаре Даля нам даётся следующее определение:«СИМВОЛ м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическим, иносказательным значеньем»[1].Словарь Брокгауза и Ефрона определяет символ так: «Символ, греч., 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. Символами называются знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, Символом называются знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения. -2) Вещественный знак, предмет, словесный или пластический образ, заменяющий общее понятие»[2]. Современный эстетический словарь даёт нам следующее определение: «В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается С. Переходя в С., образ становится "прозрачным"; смысл "просвечивает" сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива»[3]. Но для данной работы наиболее оптимальным будет следующее определение. Символ [греч. symbolon — условный знак] — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию "знак", однако их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. Символ, напротив, более многозначен, содержателен. Символ — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии, что мы и попытаемся раскрыть на материале юриспруденции.

1.2. Символы правосудия в Древнем Египте

Все символы, которые будут рассмотрены ниже, связанны с богинями правосудия, с которых мы и начнём эту главу. Итак начнём мы с богини справедливости Маат, которая почиталась в Древнем Египте. «Маат (с древнеегипетского - тот, кто является истинным)— древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов.

Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы».[4]

Здесь мы видим три символа суда – это перо, весы и скошенный холм. Последний из них канул в лету и в наши дни упоминается крайне редко, так что его мы пропустим. Обратимся к первым двум – самому распространённому в наши дни символу – весам и перу, которое сейчас используется не так част, но всё же используется.

Итак, Весы. Означают справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. В древнем Египте они в основном был символом меры, и в меньшей степени небесного или земного правосудия.

Перо же было символом истины. Перо Маат - символ египетской Богини Маат, воплощающей правосудие. Египтяне полагали, что во время смерти, перо было на одну чашу весов Маат, а на другую клалось сердце умершего. Сердце, отягощённое грехом, перевешивало перо и было пожрано демоном Аммит, а легкое сердце означало, что личность была свободна от греха и имело право присоединиться к Осирису в светлом мире. Позднее перо перерождается в крылья, которые являются неизменным атрибутом гречиской и римской богинь правосудия. Но основной смысл символы остаётся неизменным.

В Книге мёртвых эти символы употребляется непосредственно на самом Суде Осириса в 125 главе, отрывки из сюжета которой уже были приведены выше. «Книга Мертвых» — нечто вроде руководства для умершего в загробном мире. В полном объеме она появляется во времена XVIII династии, то есть в XV в. до н. э. Здесь нет возможности даже коротко рассказать о ее содержании в целом, о ее происхождении и т. д. "125 глава «Книги Мертвых»" — одна из самых интересных ее глав. «Книга Мертвых», и, в частности, ее 125 глава, дошла до нас во множестве экземпляров, но вряд ли можно найти два совершенно тождественных. Тем не менее композиция и содержание 125 главы в основном во всех экземплярах одинаковы. Умерший после смерти попадает в загробный суд — Великий Двор Двух Истин, названый так в честь Маат, где председательствует «великий бог» Уннефер (одно из имен Осириса), суд должен рассмотреть поступки человека на земле и решить дальнейшую судьбу умершего в загробном мире. Сердце умершего взвешивается на священных весах, на одну чашу которых кладут сердце человека, а на другую перо богини Маат, символизирующее истину. Каждый из сорока двух богов — членов суда «заведует» особым грехом, и во второй речи умерший убеждает каждого члена суда в отдельности в своей невинности. Это чем-то напоминает суд присяжных, подобие которого было и на суде фараона, который так же символизировал суд божественный, т.е суд Осириса, и эти присяжные имели совещательную функцию и, скорее всего, большинство дел решали именно они.

1.3.Символы правосудия и суда в Древней Греции.

Богиней правосудия в Древней Греции можно назвать Немезиду, хотя изначально её роль в мифологии заключалась только в наказании одного греха – гордыни, но позже её «функции» были расширенны до богини мщения, наказывающей все преступления. Итак, в словаре Холла мы находим следующие описание этой богини. «Неземнида. В греческой мифологии одна из дочерей Ночи, каравшая за гордыню. Фигура Неземниды напоминает фигуру богини Фортуны, с которой она имеет некоторые схожие черты, поскольку обе могут с лёгкостью погубить человека. И та и другая изображаются в виде обнажённых женских фигур, крылатых, с завязанными глазами, с небесным шаром, служащим им подножием. В одной руке у Неземниды узда или верёвка, которой она обуздывает человеческую гордыню, в другой – ваза, полна богатств и почёта, которыми она награждает достойных».

Ещё в древнегреческой мифологии были две богини функции которых также являются функциями правосудия. Это Дике и Адрастея. Их имена сейчас преданны забвению, как и символы, являющиеся их атрибутами, но несколько слов о них всё же стоит сказать.

Дике - дочь Зевса и Фемиды. Богиня правды и справедливого возмездия, одна из трех Ор, которые сами - богини времен года и хранительницы небесных врат. В отличие от Немезиды - богини неотвратимого возмездия судьбы, она воплощает идею личной моральной ответственности. Однако, в Дике настолько мало живых черт, что она больше похожа на литературно-философскую иллюстрацию, чем на натуральную богиню.

Есть еще дева великая Дике, рожденная Зевсом,