Смекни!
smekni.com

3 Биологическое и функциональное значение коллагеновых аминокислот (стр. 12 из 63)

Процесс гидролиза убийственен для коллагена. Поэтому всевозможные коллагеновые гидролизаты, которые должны были стать эффектными компонентами косметических препаратов, потерпели полное поражение в этой области. Не лучше обстоит дело и с пищевыми добавками, питательными препаратами и «ускорителями» для спортсменов, производимыми на базе коллагеновых гидролизатов, чаще всего животного происхождения. Гидролизат коллагена, независимо от того, от какого животного он получен, является только и исключительно «пептидной падалью». Его накожная аппликация (например, в креме «с коллагеном») может давать лишь разовый увлажняющий эффект. Употребление же его в целях суплементации является, конечно, полезным для метаболизма белков, но оно столь же полезно, как например употребление желатина. Полным недоразумением является трата денег на гидролизаты коллагена, цена которых находится на уровне пищевых добавок. Они просто этого не стоят. Лучше за эти деньги съесть несколько раз обед, состоящий из рульки, раков или просто курицы в бульоне.

Если говорить о процессах гидролизации коллагена в человеческом организме, то протекают они так: ферменты лейкоцитов разрывают пептидные соединения на спиральном уровне. Расщепленные коллагеновые молекулы денатурируют при нормальной температуре организма, то есть около 37 градусов Цельсия, в то время как не атакованные энзимами могут выдержать даже состояние высокой температуры, приближенной к 42 градусам Цельсия. В свою очередь, денатурирующие элементы спирали становятся редкими, водянистыми и, наконец, переходят в форму желатина, чтобы, в конце концов, быть разрушенными другими, даже слабыми, ферментами. Гидролизация белков не является даже для здорового организма особо вредной. Кроме распада, например коллагена, большинство аминокислот (за исключением гидроксипролина) снова входит в новые метаболические процессы. Часть из них – анаболически активная - «воскреснет» как строительный элемент новых протеинов.

3.5. МЕЖКЛЕТОЧНЫЙ МАТРИКС И ТРАНСЭПИДЕРМАЛЬНОСТЬ ПРОДУКТОВ РАСПАДА КОЛЛАГЕНА, ДОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗВНЕ ОРГАНИЗМА

В многоклеточных организмах большинство клеток окружает среда, называемая матриксом внешне-, вне- или межклеточным. В действительности это сложный комплекс связанных между собой макромолекул. Эти частички (белки и полисахариды) в принципе производят основные, разнообразные белки, из которых в межклеточном пространстве создается более или менее упорядоченная сеть. Внеклеточный матрикс (ЕСМ – extracellular matrix) не является некой биологической «пустотой», несмотря на то, что свободные аминокислоты и даже крупные пептидные образования передвигаются в ней достаточно свободно. Не является он также белковой кашицей сам по себе. ЕСМ существенно влияет на местонахождение, развитие, размножение, организацию и метаболизм клеток, которые он окружает, включая мониторинг процесса превращения этих клеток в ткань.

Понятие межклеточного матрикса непопулярно в текстах (особенно медицинских) во всех странах. Намного охотнее употребляется общее определение соединительной ткани, как самой важной из тканей. Однако соединительная ткань это просто и есть межклеточный матрикс вместе со всеми «погруженными» в нем или окруженными им клетками.

На прочность, эластичность и общую кондицию соединительной ткани, а в результате – почти всего организма, решающее влияние оказывают несколько видов коллагена и эластина. К основным клеткам соединительной ткани мы относим фибробласты, остеобласты, хондроциты, макрофаги и тучные клетки.

Межклеточный матрикс, а конкретнее белково-полисахаридный гель, вид которого он чаще всего принимает, обеспечивает поставку этим клеткам кислорода и питательных веществ, а также очищение от токсинов и продуктов распада метаболических процессов всего околососудистого пространства.

Задачей соединительной ткани является, по определению, соединение всего, поэтому частью этой системы являются сосуды, кровеобразующие органы и лимфатическая система, органы, ответственные за иммунитет, а также всевозможные жидкости человеческого организма (кроме тех, которые находятся в пищеварительной системе и тех, которые мы выделяем). Сюда относятся также некоторые гладкие мышцы, мозговые оболочки и еще много других меньших органов.

Довольно существенным для понимания некоторых тезисов, которые затронуты в этой работе, является знание о том, что соединяет между собой, что придает общие черты столь разноплановым в биологическом смысле видам соединительной ткани. А дело, между прочим, в том, что любая ткань: нервная, мышечная, костная, эпителиальная и в том числе соединительная – состоит из клеток. Это широко известно, однако только соединительная ткань располагает веществом, которое мы называем внеклеточным матриксом (ЕСМ). Интересно то, что ЕСМ создает, как правило, те же самые клетки, которые позже закрепляются во внеклеточном матриксе и которые тем же самым ЕСМ питаются, также посредством снабжения их аминокислотами.

Для примера: внеклеточный матрикс для фибробласта, находящегося в дерме, помещенного на непосредственном стыке со слоем эпидермиса, построенного этим же самым фибробластом – выводит «отходы» производственных процессов, происходящих в этой строительной «верфи» коллагенов, эластина, энзимов и других протеинов. Говоря «верфь» мы имеем в виду также и ее «стапели». Когда мы пишем «отходы», мы имеем в виду белковые остатки, которые не играли главной роли в процессе коллагеногенеза и теперь могут быть подвергнуты повторному метаболизму.

ЕСМ, однако, может сделать гораздо больше в области клеток дермы. Мы наблюдали, что он абсорбирует и адаптирует непосредственно к областям вблизи фибробластов вещества, активно проникающие сквозь барьер эпидермиса, между прочим, доставленные и в косметических «носителях» (как например липосомы), также как и многочисленные аминокислоты, являющиеся продуктом распада (под влиянием температуры человеческого тела) биологически активного трехрядного коллагена, нанесенного в виде гидрата (белкового геля) непосредственно на эпидермис.

Эксперименты проводились с использованием готового дермокосметического препарата Натуральный Коллаген Q 5-26 – продукта, производимого в Польше, на исключительных правах для фирмы COLWAY. Натуральный Коллаген является препаратом действительно отличным от тысяч производимых в мире косметических средств: кремов, гелей, питательных веществ и т.п. Дело в том, что это почти чистый гидрат тропоколлагена, то есть водный раствор коллагена, сохраняющий за пределами донора (пресноводной рыбы) конформацию тройной хелисы! Это уникальное средство состоит исключительно из белков, связывающих воду, органической кислоты (<2%) и жировых кислот (в коротких цепочках), связанных обычным алкоголем (<1,5%). Отсутствуют ароматизаторы, красители, консерванты.

Это неслыханный в современной истории косметологии случай, когда препарат, произведенный по замыслу для защиты кожи от процессов старения (морщин), непосредственно экстрагирован из живой ткани позвоночных и остается постоянно живым (сохранена присущая только живым организмам конформация тройной хелисы), приобретая форму, готовую с потребительско-торговой точки зрения почти немедленно после того, как он покидает ткань кожи рыбы-донора.

Это бесспорная мировая сенсация и поэтому мы, имея в виду уникальное сходство продукта меркантильного с материалом строго исследовательским, решили начать исследования механизмов трансдермальности гидрата рыбьего коллагена.

Межклеточный матрикс принимает значительное участие в механизмах трансдермальности продуктов распада тропоколлагена, нанесенного наружно (на эпидермис). Наши наблюдения показали, что короткие пептидные цепочки либо просто свободные аминокислоты, на которые обычно распадается под влиянием температуры человеческого тела нанесенный на эпидермис трехспиральный коллаген – продираются межклеточным путем сперва вдоль отложений, а затем вдоль живых, но уже неспособных для воспроизводства кератиноцитовых клеток. Они пробиваются весьма эффективно, вопреки распространенным утверждениям, ошибочно формулируемым, ибо эти формулировки были сделаны на основе анализов о непроходимости сквозь эпидермис гидролизата животного коллагена или иных белков, состоящих из крупных частиц либо подобных им.

Гидрат рыбьего коллагена, находящийся в форме естественного геля, впитывается сквозь все слои эпидермиса один за другим, буквально в течение нескольких минут. Это происходит еще быстрее, если роговый слой был ослаблен, например механическим, лазерным или энзиматическим пилингом, а также в тех случаях, когда кожа «требует» коллагена, например в результате солнечного ожога.

Продукты диссимиляции коллагеновых низкорядных и растворимых белков (например, тропоколлагена – Натурального Коллагена) возникают почти немедленно после нанесения на эпидермис коллагенового геля. Под влиянием температуры тела молекулы коллагена распадаются до величины таких структур, которые эффективно проникают сквозь барьер эпидермиса. Хотя действительно и нелегко, но они проникают даже через самый плотный естественный слой – роговый. Дело в том, что роговый слой содержит клетки – кератиноциды, представляющие очень тяжелый барьер для проникновения любых субстанций, кроме газовых. Таким образом, трансэпидермальные процессы могут происходить лишь путем межклеточным – именно так всё и происходит. Несмотря на различные трудности, вытекающие из того, что множество каналов потенциальной трансдермальности «залеплены» кератином, микропептиды, возникающие в процессе разложения на поверхности эпидермиса рыбьего трехспирального и биологически активного коллагена, значительно легче, чем можно было бы судить на основании изучения доступной литературы, проникают последовательно сквозь все слои эпидермиса. Роговый слой эпидермиса (даже без стирания его при помощи пилинга) пропускает, словно дырявое сито, вопреки всем написанным еще в ХХ веке учебникам не только газы (кожа это орган 5% обмена дыхания), но также и такие субстанции как йод, мышьяк, сероводороды, ихтиол, эстрогены и аллергены, даже столь массивные как соли тяжелых металлов.