Такие и подобные им исследования проводились много раз и во многих научных центрах. Отдельным аспектом проблемы, с которой сталкиваются в таком случае ученые, является тот факт, что с точки зрения сугубо медицинской, исследуемых в обеих такого рода группах следует причислить обычно к разряду людей здоровых. Если же они здоровы, в том смысле, что не выказывают никаких болезненных симптомов, требующих немедленного лечения, тогда почему же они так много весят?
На этот вопрос медицина еще не знает вполне удовлетворительного ответа. Однако с некоторого времени мы знаем только, что чем больше мы придерживаемся диеты, тем худший сценарий чаще всего реализуется – мы вскоре прибавляем в весе еще больше. Мы уже знаем также, что это происходит в результате задержки воды в организме. Однако это вовсе не такая простая задержка, с какой мы могли бы справиться, например, применяя мочегонные средства, вызывающие обезвоживание. Удержание воды в организме наступает, однако, не в кровеносной системе, а в межклеточном матриксе. Причем, биологические причины этого явления до сих пор не выяснены.
В нашем организме постоянно поддерживается осмотическое давление. В его регулировании участвуют углеводы и белки с большой молекулярной массой. Неправильное аминокислотное хозяйство приводит к снижению осмотического давления, что вызывает частичную задержку избытка воды и натрия. При правильном белковом балансе этот избыток полностью выводится из организма. В результате аминокислотного дефицита часть воды и натрия попадает в межклеточное пространство в порядке осмозы, поскольку некоторые жидкости в организме имеют тогда в циклических периодах неправильно повышенное осмотическое давление по сравнению с током крови. В идеальном гомеостазе при правильном аминокислотном хозяйстве этого явления не наблюдается. Когда, однако, организм неправильно снабжается компонентами белков, тогда по мере того, как осмотическое давление в кровотоке снижается, в межклеточном пространстве оно возрастает. И это одна из сравнительно недавно открытых причин увеличения веса.
На основе сделанных наблюдений мы приходим к тем же выводам. Более того, мы утверждаем, что связь правильного аминокислотного хозяйства с ростом веса, связанным с удержанием воды и натрия в организме на самом деле значительно большая, чем об этом сообщают самые актуальные издания.
Тема эта лучше всего, однако, известна лишь специалистам научной поддержки рекордистского спорта. Однако не все они публикуют свои взгляды из-за наличия конкуренции.
Существуют, впрочем, и другие, но не поднимаемые в литературе причины увеличения веса. Наш мозг в процессе эволюции был запрограммирован на очень примитивный образ жизни по отношению к современной реальности, которую «обеспечил» себе homo sapiens в ускоренном цивилизационном процессе. Это приводит к тому, что когда человек находится в состоянии отрицательного энергетического баланса, то есть когда поступление энергии в организм меньше, чем потребность в ней, мозг как бы автоматически интерпретирует эту ситуацию единственным образом: как недостаток питания. В результате мы немедленно ощущаем голод.
Мы так запрограммированы, что при любых энергетических потерях нам немедленно хочется есть, и если в таких случаях человек не ест, то только потому, что поблизости нет еды, либо силой своей воли и вопреки биологии он себя сдерживает.
Так уж устроен наш организм, что без белка мы можем прожить недели и даже месяцы так же, как без углеводов и жиров. Но, как известно, мы очень недолго можем прожить без воды. В нашем организме в случае недостатка еды уже во время более короткое, чем 24 часа наступает рассылка сигналов на увеличенное выделение антидиуретических гормонов и альдостерона – как раз с целью удержания в организме воды и натрия. Это происходит для того, чтобы можно было предотвратить обезвоживание, которое немедленно уничтожило бы организм. Такое удержание воды сотни тысяч лет давало человеку, живущему в условиях гораздо более тяжелых, чем сейчас, время, необходимое на поиск еды.
И что же в действительности начинает происходить? В результате недостаточного количества белка организм довольно интенсивно начинает накапливать воду и натрий. И, таким образом, повышать вес без использования питания. Вспомним – увеличение веса на 1,5 килограмма эквивалентно усвоению 12 000 килокалорий. То есть – это не просто. А вот на те же самые 1,5 килограмма мы необыкновенно легко можем увеличить свой вес, отказывая организму в еде и прежде всего в белке. Это происходит в результате задержки воды. Как же часто случается, что кто-либо «одним прыжком», в «дерганом» ритме и в контексте знания этого механизма с каким же вредом для себя отказывает себе время от времени в еде, ошибочно считая, что он от этого похудеет. Это приводит к тому, что время от времени организм удерживает воду и натрий, по сути, совершенно ему не нужный. Крайним эффектом этого является результат вышеописанного эксперимента – человек, весящий на 30 кг больше другого «толстяка», несмотря на точно такой же, как и у того объем мышечной и жировой ткани. Таким может быть результат опрометчивого провоцирования организма к задержке воды в межклеточном матриксе.
В прошлые годы нам вполне эффективно удавалось давать советы пациентам, у которых наблюдались случаи опасности вышеописанного механизма. Мы применяли программу снижения веса, осевым элементом которой была суплементация аминокислотно-растительно-витаминным комплексом КОЛВИТА. Белковый вклад в этом комплексе составляет – напомним – лиофилизат гидратированного трехрядного коллагена из рыбьих кож с сохранением формации тройной хелисы.
Мы выявили, что, применяя этот препарат в суточной дозе лишь 0,4 г сухой массы коллагена, можно обеспечить организму пациента дозу аминокислот, соответствующую анаболической ценности 18-20 г коллагеновых гидролизатов и даже 200г мяса или рыбы. Причем мозг как будто «не понимает», что источником этих аминокислот не является мясо или рыба. Для него важна информация, что в крови появляются необходимые аминокислоты. Центральная нервная система получает этот сигнал значительно быстрее, чем в случае метаболизма бифштекса или цыпленка с гриля. Это происходит в результате необыкновенно высокой усваиваемости микропептидов, содержащихся в КОЛВИТЕ.
Для примера можно сказать, что если подаваемый лабораторным мышам в Российской академии наук гидролизованный коллаген из сырья ткани домашнего скота, предварительно помеченный изотопом С14, фиксировал маркеры в хрящевой ткани через 16 часов после подачи, то лиофилизат трехрядного рыбьего коллагена – уже на четвертый час.
При терапевтической дозе всего лишь два раза в день по три капсулы весом 330 мг мы наблюдали нормализацию соотношения осмотического и артериального давления. Это ситуация, открывающая возможность выталкивания избытка воды и натрия в кровь, где начинается процесс их удаления вместе с мочой. Мы утверждаем, что при суплементации организма соответствующим комплексом свободных аминокислот, обмен составными частями подвергается уменьшению, поскольку мозг не трактует возникшую ситуацию как голодовку. Он воспринимает ее просто как потребность организма в питании с меньшим количеством калорий, причем организм получает все необходимые строительные компоненты белков, витамины и минеральные субстанции.
Необыкновенной особенностью свободных аминокислот в комплексе КОЛВИТА является их структура, соответствующая белкам традиционной пищи, которые уже прошли стадию пищеварения. Свободные аминокислоты являются «чистым белком». Именно поэтому дети, пожилые люди, беременные женщины, больные, требующие реабилитации, тяжело работающие должны обязательно получить шанс суплементировать ими свой организм.
Пусть образом этого послужит следующее сравнение: белки, поставляемые в пищевод с ежедневным питанием, требуют разложения на аминокислоты с помощью пищеварительных энзимов обычно целых 3-5 часов. Продукты же распада рыбьего коллагена, принятого в виде гидрата (геля) попадают в кровообращение уже спустя 2-3 минуты, а принятые в виде лиофилизованного коллагена в капсулах - спустя несколько минут с момента растворения желатиновой оболочки капсулы. Процесс впитывания свободных аминокислот практически не требует также никаких потерь, обычно связываемых с пищеварением.
Мы наблюдали радикальную поправку у лиц, жалующихся на бессонницу, вызванную пищеварительными проблемами. Мы наблюдали также общее улучшение в нормализации процессов пищеварения.
Иногда возникают вопросы вроде того: откуда мы знаем, что аминокислотный состав КОЛВИТЫ именно такой, а не другой и что поляки не насыпают в капсулы, например, малоценные белковые гидролизаты или просто желатин в порошке?
В таких случаях мы терпеливо объясняем, что производственные стандарты Европейского Союза в принципе исключают такую возможность, но мы вовсе не должны полагаться на одно доверие. В любой день и любую капсулу мы можем подвергнуть простому процессу исследования: энзиматическому гидролизу, который позволяет исследовать последовательность аминокислот (в коллагене как мы знаем она особая). Если бы, однако, возникла необходимость документировать такое исследование – у нас в Киеве есть полный комплект для тонкослойной хроматографии, а в дружественной московской лаборатории – даже аминокислотный анализатор.
Отдельной темой, выходящей за рамки этой работы, однако, имеющей обширную литературу, является тема поддержки аминокислотными комплексами потребностей спортивных тренировок, а особенно для нужд качественного увеличения массы тела и, прежде всего, мышечной массы. В процессе занятия рекордистским спортом, в период непосредственно перед соревнованиями, хотелось бы не есть ничего лишнего, ничего, что перегружало бы желудок.
Без сомнения существует много эффективных пищевых добавок и аминокислотных коктейлей, производимых специализирующимися в этом предприятиями. Однако от врачей, которые профессионально занимаются поддержкой рекордистского спорта и которых мы познакомили с биохимическим строением и терапевтической эффективностью КОЛВИТЫ, к нам поступила информация: этот комплекс не имеет равных себе в мире среди всех препаратов, содержащих аминокислоты, в том числе и свободные, изолированные. Все они (в доступных питательных добавках) произведены методом гидролизации белков. Никто, нигде до сих пор не применил для вышеназванных целей процессов лиофилизации низкорядного белка, сохраняющего за пределами организма «донора» биологическую активность. Во всем мире не существует никаких питательных веществ для спортсменов, которые можно было бы с чистой совестью назвать коллагеном. Это всегда, в лучшем случае, субстанции, которые некогда, быть может, и входили в состав коллагена, но затем были подвержены высоким степеням переработки.