- уменьшается количество делений, умножающих кератиноциты, в результате чего плотность и внешний вид эпидермиса будет отныне лишь ухудшаться,
- в течение каждых 10 лет на следующие 20% уменьшается количество клеток, создающих пигменты; кожа стареет, а болезненное увеличение меланина на отдельных ее участках вызывают увеличение контрастности и появление так называемых старческих пятен,
- Солнце и свободные радикалы все больше и больше редуцируют количество клеток Лангерганса – иммунологических защитников кожи,
- фибробласты производят все меньше суперхелис коллагена, таким образом, из них производится все меньше фибрилл, а из тех, в свою очередь, меньше волокон,
- «необслуженные» волокна коллагена подвергаются сначала дополнительному разрежению, превращаясь в сеть, затем они грубеют, деревенеют и становятся хрупкими; их количество уменьшается, в среднем, на 1% в год,
- таким же образом уменьшается количество волокон эластина - волокна теряют эластичность,
- превращение в сеть коллагеновых хелис приводит к тому, что субстанция, укрепляющая волокна становится липкой, что еще больше деформирует коллаген в коже,
- уменьшается количество кровеносных сосудов, которые снабжают клетки питательными субстанциями и удаляют из них продукты обмена материи, а те сосуды, которые выживают, с возрастом расширяются, толщина их стенок увеличивается, а со временем они сжимаются и отмирают,
- в старческом возрасте процессы коллагеногенеза начинают постепенно исчезать. Редеющая протеиновая сеть уже не связывает воду. То, что не увлажняется – высыхает, а то, что высыхает – морщится…
Дело в том, что кожа, выполняющая множество показанных на предыдущем рисунке функций, должна также сама себя поддерживать. Так именно и происходит до тех пор, пока она сама восстанавливает свои строительные леса - коллагеновую сеть, пока жировые железы выделяют жир для смазки системы, пока внутренняя система увлажнения поддерживает гидрологический баланс. И до тех пор кожа постоянно регенерируется и сохраняет способность защищаться от стирания, ломки, сморщивания. Тогда в коже курсируют естественные антиокислители, которые эффективно уничтожают свободные радикалы, а механизмы анаболические и катаболические расщепляют любую субстанцию на составные части, которые снабжают клетки энергией и строительным материалом.
Кожа – 16% тела. Каждый квадратный дюйм кожи лица содержит в среднем и приблизительно:
- 65 волос,
- 100 жировых желез,
- 650 потовых желез,
- 78 ядер нейронов,
- 19 кровеносных сосудов.
Кожа – это своеобразный завод. Так же, как например автомобильному заводу необходимо сырье: сталь, каучук, пластмасса, материалы, краски, - также и кожа нуждается в постоянном обеспечении углеводами, аминокислотами, водой и другими субстанциями, чтобы иметь возможность строить новые клетки и материалы, которые их защищают. Чтобы завод мог работать в полноценном производственном ритме, ему необходимы станки и электричество, нефть или уголь для поддержки его станков в непрерывном цикле. Точно также и кожа нуждается в топливе. Заводу - коже требуются жиры и аминокислоты, необходимые для поддержания ее собственного метаболизма. Ей нужны также витамины, минералы и другие субстанции, для того, чтобы она сохраняла свою структуру. У кожи есть также высокая потребность в антиоксидантах, которые в биологическом смысле предотвращают аварии и коррозию ее структур.
Чтобы эффективно обеспечить работу этого завода и поддержать его инфраструктуру мы должны, прежде всего, снабжать его сырьем. Это ничего, что этот завод становится все старше, что он все менее производителен, что он требует все больше энергозатрат, что он, быть может, даже напрасно растрачивает поставляемое ему сырье. И даже чем больше будет этого сырья – в результате износа машинного парка – тем больше он будет его напрасно растрачивать, но тем больше этого сырья мы вынуждены будем ему поставлять. И здесь заканчиваются образные аналогии с заводом. Нерентабельный завод можно (и даже нужно) закрыть. Однако, кожу, к сожалению, мы заменить не можем. По-видимому, еще и не в этом столетии это станет возможным, в смысле повсеместной доступности. Стало быть, мы должны ее кормить.
В отличие от внутренних органов, кожа сама показывает нам цветом, гладкостью, структурой и упругостью здорова она или нет. Можно также оптически определить ее биологический возраст, хотя метрический уже труднее.
Мы все знаем людей, которые достигли пожилого возраста, а их кожа без всякой пластической хирургии выглядит восхитительно. Она потеряла немного липидов, на ней маленькие морщины, но она сохранила тонус, плотную структуру, густоту и даже замечательный цвет.
И все мы знаем, с другой стороны, примеры людей, которые оптически постарели в возрасте каких-то сорока лет и выглядят как пенсионеры, людей, которые в 60 лет похожи на 90-летних, и создается впечатление, что держатся они в этом мире лишь усилием воли. Их фигура согнута, кости лица впали, овал нарушен, челюсть отвисает. Кожа тонкая, сильно сморщена и растянута. Она выглядит как кусок обоев, слишком большой для той части стены, на которую его наклеили, поблекшая, пятнистая, порой желтоватая, не вызывающая никаких приятных эстетических чувств.
Почему?
Гены, гены – а главное, активность супероксиддисмутазы, в первую очередь… Но сразу за этим: солнце, пережитые болезни, образ жизни, общий уровень стресса, нехорошая пища, отношение к здоровью, профилактике и суплементации, отсутствие заботы о коже в косметологическом смысле, а также факторы меньшие (психосоматические), но с точки зрения прожитых так или иначе шестидесяти лет, весьма существенные для баланса здоровья и внешнего вида.
Заметим, что в семьях долговечных, где представители обоих полов физически хорошо выглядят, хотя и не импонируют ни кондицией, ни внешним видом, растрачивая на пустяки свой генетический капитал, они довольно быстро уходят. И, наоборот, в кланах, с биологической точки зрения дегенерирующих, неожиданно вырастают представители, которые, опровергая генетику, вдруг дают начало новым сильным кланам.
Таким образом, отдавая должное генетическим детерминантам, давайте заметим, как решительно противостоит им человек, особенно на переломе последних двух веков и особенно в одной плоскости - во внешнем виде его кожи! Нет примера более яркого. Для кожи, для ее внешнего вида, для степени ее морщинистости сегодня можно сделать очень много. Достаточно позаботиться о ней как снаружи, так и изнутри.
У кого много денег, того ждут все более эффективные инвазивные и полуинвазивные методы. Лицам, располагающим сравнительно небольшими средствами остаются хорошо налаженное аминокислотное хозяйство, здоровый образ жизни и диета, а также достижение польской школы биохимии белка, вершиной которой является трехрядный рыбий коллаген, в виде гидрата его производных – серии накожной косметики и лиофилизата, используемого в биокорректорах и в аминокислотно-минерально-витаминных комплексах.
Морщины, о чем не каждый знает, рождаются задолго до того, как они появятся на нашей коже.
Это точно так же, как грибница, которая должна возникнуть на много лет раньше, чем мы придем в это место за добротными боровиками. Самые маленькие морщинки рождаются не на поверхности кожи, а в эпидермисе. Их почва - это «глубокие овраги», возникшие в результате изменений, происшедших в собственно коже (дерме) и в подкожной ткани. И хотя морщины - это убыток ткани, в основе их лежат длительные многолетние процессы (описанные И.И.Колгуненко), начинающиеся на клеточном уровне.
Впрочем, есть другие типы морщин: эмбриональные, мимические, производные жировой ткани – против которых мы, по сути, бессильны. Они есть, и быть должны. Бывают также морщины «сухие», которые на 100% ликвидируются накожным нанесением косметического средства XXI века – Натурального Коллагена. А бывают также (например, ошибочно принимаемая за морщины грыжа лицевых микромышц) дефекты типа: «мешки под глазами», которые можно легко скорректировать у пластического хирурга.
И, наконец, есть морщины «старческие» - главная тема этой главы, и одна из важнейших причин по которым эту книгу будут читать большинство читателей. Пополним знания об этом типе морщин.
Старческие морщины характеризует так называемая неповторимая дермоглифика. Точно так же, как нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев, нет в мире двух людей, у которых были бы одинаковые морщины на лице. Более того – даже тип морщин имеет доказанную связь с личностью их владельца. Морщины могут свидетельствовать о некоторых его чертах. Как позитивных, так и тех, которые другие могут посчитать отвратительными недостатками. Доброжелательность по отношению к окружающему миру, доброта, оптимизм, так же, как с другой стороны суровость, категоричность, скупость – эти черты, по мнению многих знатоков, отражаются в возникающих на лице морщинах.
Можно насчитать десятки причин возникновения морщин иных, чем деградация коллагена в коже. Но на самом деле, не говоря лишь об экстремальных условиях окружающей среды, эта причина, все же, самая существенная. Если в нашей коже и в соединительной ткани регулярно не появляются необходимые восстановительные субстанции, фибробласты стареют, начинают болеть и, в конце концов, погибают. В подкожной ткани начинает собираться белковый «мусор» и отработанный холестерин, что создает уплотнения все более и более разрастающиеся. Вот это и есть те самые первые морщины старческого типа. Чтобы как можно дольше уберечься от них, следует избегать ультрафиолетового излучения и отказаться от всего, что облегчает жизнь свободным радикалам: табака, стресса, пребывания на ветру, неполноценного питания, состояний избыточного эксплуатирования организма. Загар может быть модным, но он убийственен для кожи. Каждый может взглянуть на внутреннюю сторону ладони и нижнюю сторону ступней. Даже люди пожилого возраста. Эти части нашего тела не более сморщены у 70-летних людей, чем у 40-летних. А почему? А потому что свободные радикалы обладают значительно меньшими шансами действовать в тех местах, где происходит «регулярный пилинг» и куда не попадает солнечное излучение.