Смекни!
smekni.com

3 Биологическое и функциональное значение коллагеновых аминокислот (стр. 53 из 63)

- аланин (а точнее фенилаланин) – обеспечивает хорошее настроение, поправляет память и мозговую активность

- триптофан – очень важный для психического развития детей, исходный материал для синтеза витамина В3, а также «нормализатор» сна и нервного напряжения, очень важный с этой точки зрения для мозга, как никакая другая белковая субстанция.

Обе эти аминокислоты выступают в молекулах рыбьего коллагена, но также и в морских водорослях.

Следующая субстанция, о значении которой мы хотели бы кое-что рассказать в контексте центральной нервной системы, – это лецитин. Однако, по очереди.

В клетках нашего мозга и в нервах находится защитная мембрана, которая называется мелиновым слоем (оболочкой). Она состоит на 50% из холестерина, или, точнее, из так называемых сфингомелин. Это жировые субстанции, содержащие фосфор и имеющие в своем составе также жирные кислоты, фосфорную кислоту, витамин из группы В – холин, и другие субстанции, но прежде всего: аминокислоты.

Более того, когда мы очень часто употребляем в этой работе определения: аминокислотное хозяйство, аминокислотное равновесие и т.п., то мы имеем в виду, между прочим, постоянную доставку аминокислот, необходимых для возникновения и поддержания в хорошей форме именно этой субстанции. Потому что мы знаем, что при возникновении ее дефицита, человеческая жизнь становится очень скверной. Масляно-влажный мелиновый слой имеет строго определенную густоту и консистенцию.

Когда мы находимся в состоянии сильного и длительного стресса (с этого начинаются все неврозы), ослаблению подвергается обычно несколько теряющая свою кондицию иммунологическая система, и тогда немедленно усиливаются атаки свободных радикалов на описываемую мембрану. Впрочем, ее атакуют также и другие противники. Например, токсины.

Когда эта мембрана слабеет, а происходит это всегда, если мы неправильно ведем аминокислотное хозяйство, когда в организме недостает витаминов А, С и Е – ее естественных защитников, то свободные радикалы без всяких препятствий начинают окислять слабые жирные кислоты и молекулы сфингомелин. В результате, эта столь важная мембрана - защита наших нервов, - изменяет свою структуру, склеивается с пептидной падалью, с остатками отмерших белков и затыкает десятки тысяч рецепторов, через которые должны естественно проходить питательные субстанции, гормоны и нейропептиды.

Последствия – как мы уже упоминали – очень скверные.

В результате описанных процессов человек становится нервным, раздраженным, не может сконцентрироваться либо, например, предпочитает бездеятельно сидеть дома, чем зарабатывать деньги или получать удовольствие.

Хотя он ощущает постоянную усталость, тем не менее, у него проблемы с засыпанием, поскольку усиленное производство гормонов стресса (прежде всего кортизола) не может быть нейтрализовано нервами, у которых в данный момент плохо организована коммуникация – человек находится в постоянном состоянии возбуждения и одновременно остается мало креативным. Его жизнь тогда превращается в хаос. Он обижен на всех и на все, но у него нет никакой концепции изменения ситуации. Мысли со скоростью черепахи переползают из одной нервной клетки в другую.

И точно так же, как в мозгу, протекают процессы и во всей нервной системе.

В состояниях острого поражения мембран мелиновой оболочки нервов начинаются физические недомогания, с которыми врачи не умеют справиться. Ибо, если мы силой воли можем превозмочь паралич соматической системы и поднять руку или даже пойти на работу, то при головных болях, при болях в желудке, одышке, диарее, при обессиливающем чувстве слабости (ошибочно слишком часто диагностированном, как депрессия на другой почве) и прочих нарушениях мелинового слоя клеток вегетативной нервной системы наши воля и сознание могут оказаться бессильными. Зеленые или голубые таблетки тоже не помогут. Самое большее – они на короткое время притупят симптомы.

Каждый из нас «откуда-то знает» вышеописанную ситуацию, а если он переживает такое состояние именно сейчас, пусть немедленно последует нашему совету и несколько недель подряд суплементируется витаминами С, Е, А, холином и свободными аминокислотами. Особенно помня при этом, что последнюю дозу рыбьего коллагена и витамина С надо принять буквально за минуту до сна.

Уверяем Вас, никакого чуда не произойдет.

И хотя результат, который, несомненно, появится, описывается нашими пациентами как «чудесное излечение нервов», это все, однако, очень легко объясняется с точки зрения медицины.

Дело в том, что если мы «исправим» мембраны миллиардов нервных клеток все эти соматические проявления в мозгу и нервной системе действительно исчезнут, как по мановению волшебной палочки.

С одним, однако, условием: надо успокоить нервы.

Если это случится, мы проснемся утром отдохнувшими и спокойными. Мы неторопливо посмотрим на внешний мир и на окружающую действительность без всякого разочарования и агрессии.

Представим себе, что все снова стало нормальным: наши реакции, окружающая природа, люди… Правда, нам еще далеко до счастья, жизненной радости, новых надежд, планов и множества блестящих перспектив, новых идей, до полного воодушевления, до использования вдохновения в предложенном нам шансе… Однако, случилось нечто, чего никогда не поймет тот, кто от такой болезни не страдал. Наша нервная система стабилизировалась и теперь находится в таком состоянии, в каком пребывают дикие животные когда их никто не беспокоит… Поэтому самая главная задача – это успокоиться и вылечить нервы.

Если у кого-то есть хоть малейшее сомнение относительно роли коллагена в коррекции недостатков работы нервной системы, он обязан заинтересоваться ее анатомией.

Периневрий (perineurium), который изолирует нервные волокна от перемен, происходящих в их внешнем окружении, построен из бляшек, содержащих фибробласты и коллагеновые волокна, причем эти последние всегда направлены по отношению к нерву под крестообразным углом, чтобы защитить его от физического повреждения.

Эндонервий (endoneurium) состоит в значительной части из … конечно коллагена.

Неврозы имеют биохимическую основу. Стресс является обычно лишь их катализатором. Это хорошо иллюстрируют исследования, проводившиеся на протяжении восьми лет в Венесуэле на узниках с многолетними приговорами. Можно предположить, что люди, приговоренные в одинаковом возрасте с самого начала наказания в том же самом году, осужденные за аналогичные преступления, отбывающие наказание в той же самой стране и климате, в похожей атмосфере и с такой же перспективой провести за решеткой, например, четверть века, имеют одинаковые проблемы и функционируют на приблизительно одинаковом уровне стресса.
Однако, в группе осужденных, питающихся калорийно, строго согласно нормам ООН, но с низким содержанием белков и витаминов, хронические нервные болезни появлялись в среднем на 26-28 месяцев раньше, чем в группе, питающейся значительно ниже калорийной нормы, почти на голодном пайке, с точки зрения калорийных норм, но со значительной долей в пище злаковых отрубей, фруктов, овощей и рыбьих отходов (С. Рамирез, 2004).

Холестерин, который попадает в наш организм с пищей, так же, как и тот, который эндогенно производит печень, обязательно должен быть жидким, чтобы его можно было транспортировать. В особых правилах густоты консистенции и степени текучести нуждается сфингомелин – холестерин оболочек нервных клеток. Малейшее нарушение этих правил ведет к нарушению связи холестерина в мембранах нервных клеток и в результате – к описанным выше нервным болезням.

Но в организме есть хранитель текучести холестерина, позволяющий ему проникать в клетки тела, в том числе и в клетки нервов.

Это лецитин. Главная составная часть лецитина это витамин из группы В - холин, который как раз и отвечает за соединение холестерина с нервными клетками. Вторая составная часть лецитина тесно сотрудничает с холином – это инозитол, называемый также «как бы» витамином В8.

Инозитол теоретически не должен кончаться в организме никогда. Он встречается во многих видах пищи и синтезируется во многих тканях. Однако, на практике неправильное аминокислотное хозяйство может привести к его временному дефициту, причем этот дефицит вовсе не должен быть длительным, чтобы не снизить резко уровень лецитина в нервной системе, что, в свою очередь, в сочетании с непрекращающимся состоянием сильного стресса часто запускает процесс закупорки волокон нервных путей, и возникают описанные выше недомогания, связанные с нервными заболеваниями.

Лецитин плюс витамины А, Е, С на соответствующем уровне в нервной системе, это также соответствующая консистенция холестерина, эффективно защищенного от окислителей, это сфингомелины никогда не склеивающиеся с отмершими пептидами, это проходимые пути нервных волокон и полная свобода проникания питательных субстанций в нервные клетки.

Доказано, что внезапное насыщение организма инозитолом приводит к почти немедленному росту концентрации холина в мозгу, что дает сильное субъективное ощущение свежести, прилива сил и оптимизма. Опираясь на такие реакции пациентов на суплементацию витамином В8, инозитол внесен во многих странах в список лекарств-антидепрессантов.

Поскольку витамин В8 и лецитин являются общедоступными суплементами, можно было бы надеяться на основе наших раннее высказанных и много раз повторенных в этой работе тезисов, что теперь, как ярые сторонники пищевых добавок, мы начнем рекомендовать употребление лецитина в качестве эффективного биокорректора нервной системы.

Так вот на этот раз нет. Вопреки внешней видимости, мы вовсе не являемся лишенными критики почитателями и пропагандистами всего, что под названием «пищевая добавка» появляется на рынке. Если мы рекомендуем суплементацию, то абсолютно уверенны в позитивном воздействии рекомендуемого суплемента. Так вот, в случае с лецитином в жидкости и капсулах это не так.