Быть может произнесенные в этот момент оговорки станут уже через несколько лет неактуальными (ведь биохимия и фармацевтика идут вперед). Однако мы считаем, что также как и то, что на рынке суплементов называется в конце первого десятилетия XXI века «коллагеном», а практически почти всегда является «простым желатином» или «пептидной падалью», гидролизатами животных белков, не стоящих их цены, - точно также и то, что в аптеках и других местах можно приобрести под названием «лецитин», является, по сути, смесью разнородных и биологически неактивных фосфолипидов, которой мы, конечно, не отказываем в неком содержании лецитина, но приобретение этих препаратов носит сомнительный практический и экономический смысл.
Слово «лецитин» (впрочем, как и слово «коллаген») пока что, к сожалению, является примером маркетингового злоупотребления.
В этом месте мы усиленно советуем в работе по биокоррекции неврозов и депрессивных состояний, вызванных параличом миелинового слоя нервных клеток, конкретные диетические и суплементативные рекомендации.
Суплементация и здесь необходима. Если мы поможем организму в производстве фенилаланина, то мы будем обладать памятью слона (а у этого животного она действительно великолепна).
Короче говоря, суплементы: аминокислоты в свободном состоянии из трехрядного рыбьего коллагена. Витамин С (с левовращающейся молекулой), витамины Е и А в естественной форме. А также комплекс витаминов В. И пивные дрожжи. Все это регулярно, первую неделю в лечебных дозах (тут пригодится консультация врача) и очередные 2-4 недели в дозах суплементативных (по нормам RDA).
В качестве диеты: на первом месте яичные желтки, а затем: орехи, пророщенные зерна пшеницы, патока, печенка, ливер, зерна злаковых, съедобные семечки, рыба, овощи и фрукты, богатые вышеуказанными витаминами.
Этого по нашему мнению полностью достаточно, чтобы в течение 3-4 недель восстановить уровень лецитина в организме и устранить биохимические причины паралича коммуникации нервных клеток.
Нервные люди должны исключить из своей диеты всевозможные макароны, очищенный рис, пшеницу в виде белого хлеба, всевозможные сладости, в том числе напитки, жареную картошку и другие овощи в жире, большинство мороженых овощей, консервированные овощи, еду, приготовленную из полупродуктов, фаст-фуды, фрукты в сиропе, засахаренные и т.п. Ограничить до минимума алкоголь и возбуждающие средства.
«Пустые» углеводы, содержащиеся в этой пище - это триллионы молекул глюкозы и сахарозы, которые молниеносно попадают в кровь и повышают уровень сахара в ней, что временно обеспечивает питательную потребность нервных клеток и клеток мозга. Вскоре концентрация сахара быстро понизится под влиянием деятельности поджелудочной железы и выделения инсулина. Это, между прочим, снижает настроение и приводит к тому, что женщины особенно часто в этот момент, ищут «чего-нибудь сладенького», чтобы снова поднять уровень сахара.
Скачки содержания сахара в крови благоприятствуют вышеописанному механизму паралича миелинового слоя нервных клеток. Круг замыкается.
Чтобы снабдить нервные клетки необходимым топливом, рекомендуем принимать в течение дня в небольших порциях белок мясного, птичьего и рыбьего происхождения, углеводы из овощей и фруктов, а утром и вечером – свободные аминокислоты + большую порцию витамина С. Это может быть также уже описанная порция рыбы перед засыпанием плюс лимон целиком. И еще один лимон (разве что кто-то предпочитает паприку или сок из зелени петрушки, шиповника, сирени) утром, в качестве первого завтрака.
Почему лимон с самого утра? Потому что он содержит витамин С. Вовсе не так много, как считали 20 лет, основываясь на его кислом вкусе. Объективно: значительно больше аскорбиновой кислоты нам удастся усвоить из черноплодной рябины, паприки или смородины. Однако лимон содержит еще в себе биофлавоноиды, которые неслыханно ускоряют усваивание витамина С. И благодаря их открытию лимон снова реабилитирован в своей уже столетней функции лекарства от простуды.
С целью растворения старых, склеенных с пептидной падалью миелиновых слоев нам необходим гормон ACTH (адренокортикотропный), который производится ранним утром, поскольку это гормон, дающий нам бодрость. Однако невозможным является производство его гипофизом в значительных количествах без насыщения его витамином С.
БИОХИМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПИТАНИЯ НЕРВОВ И ГЛИКАЦИЕЙ КОЛЛАГЕНА
По всей вероятности, мы являемся первыми в мировой литературе, кто описывает этот конфликт. По-видимому, мы не получим за это никакой награды, поскольку выводы не являются ни оптимистическими, ни конструктивными.
Глюкоза играет исключительную роль для наших нервов. В то время, когда витамин С и витамины из группы В – холин и инозитол удерживают в функциональном состоянии мембраны нервных клеток, а витамины А и Е защищают здоровую мембрану от агрессивных субстанций, глюкоза обеспечивает этим клеткам питание. Другие клетки организма могут удовлетвориться «обычным топливом», например жировыми кислотами, в то время как для мозга и нервов этого недостаточно. Их клетки требуют супертоплива – сахара. И они получают его в качестве глюкозы из крови. Если содержимое сахара в крови слишком мало, то нервные клетки голодают и увеличивают свой объем, что немедленно проявляется у нас симптомами нервозности.
Биологически это объясняется растяжением миелинового слоя и нарушениями в коммуникации нервных клеток, вызванным ненормальным состоянием мембраны.
У мужчин организм обеспечивает обычно около 400г глюкозы в печени, мышцах и крови, а также для потребностей центральной нервной системы. У женщин – около 300 г. Поскольку запасы глюкозы могут быть употреблены буквально в течение нескольких часов, женщины легче и быстрее мужчин впадают в раздражительность, быстрее начинают нервничать и даже проявлять агрессивные реакции.
Много перемен нашего настроения обусловлены механизмами, о которых мы даже понятия не имеем. Например, сигналами о недостатке глюкозы в крови или высвобождением ее резервов из печени.
По этой также причине лица, которые предпринимают попытки длительного голодания посредством недопоставок организму сахаров, должны отдавать себе отчет во всех возможных последствиях этого, в том числе и эмоциональных.
Конфликт заключается в том, что та же самая глюкоза - супертопливо для мозга, столь необходимая нам, как существам, которые благодаря своему разуму и эволюции центральной нервной системы доминируют на планете Земля и достигли нынешнего уровня развития, – убивает наш органический коллаген и тем самым сокращает нашу жизнь.
Именно те же самые частички сахаров, без которых не мог бы функционировать наш мозг и наш организм, в смысле его мозговой координации – соединяются с молекулами коллагена, вынося им несколько отдаленный во времени, но неизбежный приговор.
Предположительно, это один из элементов той цены, которую мы платим эволюции за ускоренное цивилизационное развитие, - следствие функций всё увеличивающегося мозга. Наша центральная нервная система развилась быстрее, чем научилась кормить себя топливом, безопасным для других частей организма. Но быть может, именно поэтому она развилась так быстро по сравнению с нервной системой других видов?
Это явление называется гликацией и действует в сухожилиях, кровеносных сосудах, суставах, луковичках волос, глазном зрачке и больше всего в коже. Там процессы гликации фатально изменяют структуру коллагеновых волокон. Все энергетически неиспользованные частички сахара приклеиваются к коллагеновым предмолекулам, к одиночным хелисам в той стадии, когда они только сплетаются в тройные хелисы, что происходит еще в фибробластах. И только в фибробластах, еще в фазе до возникновения хелисы явлению гликации можно противостоять двумя способами.
Первый – это вынуждение фибробластов к голодовке. Является много раз подтвержденным фактом то, что лица, которые в юношеском, и особенно в среднем, возрасте подверглись экстремальным условиям, проявлявшемся в лишении организма длительное время (даже порой много лет) поставок углеводов в виде простых сахаров – стареют позже и живут дольше. Об этом свидетельствуют также уже упомянутая ранее гипотеза «фибробластовых часов».
Второй способ – это физическая помощь фибробластам в защите их «детей» - коллагеновых молекул – от убийц, которыми являются прикрепляющиеся к ним частички глюкозы.
Явление гликации обычно начинается внутри клетки, производящей коллаген – в фибробласте. Когда молекула коллагена покидает свою «верфь», частички сахара уже невозможно от нее отцепить. Переходя в фибриллярную форму, а затем и в форму волокна, коллаген уже «заражен» сахаром, сокращающим его жизнь. Реально можно считать, что если бы мы полностью исключили гликацию коллагена первого и третьего типов, то до позднего старческого возраста мы сохранили бы визуально молодое лицо.
Как мы уже говорили в этой работе, фибробласт - это удивительная клетка. Она производит коллагеновые белки, и в то же время производит белки энзиматические, коллагеназы, которые разрезают и уничтожают коллаген. Сравнительно недавно открыто, что они производят также другой энзим, получивший пока рабочее название FN3K – способный отсоединять частички сахара от коллагеновых хелис, прежде чем они покинут фибробласт.
Еще невыяснен процесс возникновения этого энзима, однако уже известно, что он в этой области может помочь фибробластам.
Энзим FN3K обнаружен в ростках поросли кедра, в карибском растении Guazuma ulmifolia, а также в морских водорослях Fucus vesiculosus.
У нас нет еще никакого доказательства того, что экстракт морских водорослей, принимаемый в суплементах, непосредственно влияет на дегликацию коллагена и что он способен активировать процессы производства энзима FN3K в коже. Причиной тому – полное отсутствие литературы на эту тему. Однако нам кажется, что мы находимся на верном пути.