Смекни!
smekni.com

Романова Н. В (стр. 1 из 3)

Министерство образования Республики Марий Эл

Звениговский РОО

МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа»

Развитие креативных способностей учащихся средствами русского языка и литературы

реферат Романова Н.В. учитель русского языка и литературы

Кужмара

2005

Оглавление. 2

Введение…………………………………………….. 3

-актуальность, цели и задачи. 3

Виды работ по развитию..

творческих способностей учащихся: 4-11

- нестандартные формы уроков; 4-5

- разнообразные приемы и методы; 6-7

- творческие задания; 8-9

- творческие работы учащихся; 10

- внеклассная деятельность. 11

Заключение. 12

Литература. 13

Введение

Ч

то такое творчество? По утверждению психолога Л.С.Выготского, «творчество – норма детского развития». Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; Это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремиться выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, -

отмечает О.М.Дьяченко*, - такого невмешательства мало: не всегда дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Именно поэтому вопрос изучения творческой деятельности, развития творческих способностей учащихся является на сегодняшний день актуальным. (Синонимы – эвристическая деятельность, познавательная активность).

В наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Развитие творческих способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач:

· используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения поисковой активности;

· учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения;

· расширять кругозор учащихся, способствовать умению сопереживать увиденному, услышанному, прочитанному.

Развитие творческих способностей

Ученик, выполняя задания учителя, может руководствоваться определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может самостоятельно выбрать из предложенных вариантов (активно-подражательная деятельность), может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Все эти виды деятельности учащихся я использую в своей работе.

На уроках литературы и русского языка учитель, безусловно, должен учить детей понимать художественный текст, определять авторскую позицию, уметь анализировать произведение. Но это не всеобъемлющий подход, сковывающий инициативу детей. Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве стихов – это увлекает детей.

. Безусловно, перед этим была проведена большая подготовительная работа: дети познакомились с силлабо-тоническим стихосложением, с понятием стихотворных размеров, ритма, видами рифм и способами рифмовки. Также они познакомились с изобразительно-выразительными средствами русского языка. Затем учащимся предлагается самим написать стихи. Вот какие получаются примеры:

Летом.

Ясный день.

В зените солнце

Очень жарко.

Припекло.

Мы хотим пойти купаться,

И пойдем: нам все равно!

Степанова Лариса

Бабушка

У меня есть бабушка,

Милая моя.

Песни мне всегда поет,

А по вечерам она мне

Сладости дает.

Моя голубушка родная,

Ты так много не трудись.

Ты бы лучше отдохнула –

Немножечко вздремнула.

Очень я ее люблю

И цветы всегда дарю.

Милая бабушка моя,

Очень я люблю тебя!

Капитонова Татьяна

Священная война

Фашисты, наглые фашисты

К нам утром рано ворвались.

А мы еще ведь спали тихо,

Но боль и горе понеслись..

В глазах людей видны невзгоды

И радости в них больше нет.

На улицах убитых много,

Куда уйти от этих бед?

Таких, как судорожные ночи,

Взрыв бомбы, грязь и страх .

Но вместе мы преодолеем

Страдание, горечь в сердцах.

Но время настало, и мы победили.

Закончились наши невзгоды.

И с новой силой жить мирно решили.

НЕТ ВОЙНАМ, а всем только МИРА!

Михайлова Ирина

Уже эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что учащиеся овладевают языковой материей стиха; они свободно употребляют сравнения, метафоры, эпитеты, переносы, широко используют обращения, восклицательные и вопросительные предложения, что придает стихотворениям эмоциональность, теория стихосложения.

Большое место в моей работе занимают упражнения по анализу учащимися их собственных произведений.

Ученики получают задания проверить знания при разборе своих произведений: найти стилистические фигуры, риторические вопросы, указать метафоры, эпитеты, их роль в тексте, определить строфику, виды рифмы, стихотворные размеры. Кроме того, подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка.

Было бы иллюзией предположить, что в процессе изучения литературы поэзию будут любить все. Но можно научить ребят видеть изобразительно-выразительные средства языка. Все это, как мне кажется, способствует развитию речи и аналитического мышления, даже если не всегда есть прямая связь с литературным произведением.

Следующий важный вид деятельности – учить писать сочинения.

Сочинения на литературоведческие темы («Образ», «Сравнительная характеристика...», «Художественные особенности») иной раз не вызывают у ребят энтузиазм, а провоцируют списывание, благо есть откуда. По-моему, все эти сборники сочинений, простых и «золотых», издаются только с целью делать деньги. Эти работы (часто довольно примитивные) вовсе не служат образцом, а, как и готовые упражнения по русскому языку и «Сборник изложений для экзаменов в 9-м классе», искушают детей, заставляют хитрить, изворачиваться, обманывать. Впрочем, в этом мы убедились на практике.

Мне больше нравились небольшие сочинения на свободные темы, которые предлагались девятиклассникам несколько лет назад: это побуждало их к размышлению, давало возможность проявить творческие способности.

Теперь мы вынуждены пользоваться открытым сборником, предлагая ребятам наиболее интересные тексты для прочтения и написания «элементов сочинения», т.е. для выражения своей точки зрения по поводу прочитанного.

В программных произведениях я пытаюсь найти ключевые выражения, которые могут подтолкнуть учеников к рассуждению, вызвать работу мыслей и чувств.

Например, при изучении «Мцыри» я обращаю внимание на строки поэта:

«...а душу можно ль рассказать?» –

и ребята пишут миниатюру на эту тему, достигая довольно интересных результатов.

Стремлюсь научить своих ребят выражать представление о многообразии мира, чувствовать душу языка. Поэтому даже темы традиционных сентябрьских сочинений звучат не «Как я провел лето», а поэтично «Сон в летнюю ночь», «Ах, этот летний роман!», «Мечта, которая сбылась этим летом», а для учащихся среднего звена – «Разговор падающих листьев», «О чем чирикал воробей в солнечный морозный день, «О чем рассказала ласточка, прилетевшая с юга»* Уже не говоря о таких необычных творческих работах, как придумать монологи от имени вещей, которые окружают нас (старая расческа, перегоревшая лампочка, шнурок в правом ботинке, дверная ручка и др.). Казалось бы, что можно интересного увидеть в старой беззубой расческе?