К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» — мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.
Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.
В середине XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру.
2. Основные этапы греческой культуры, их особенности.
В истории античной Греции выделяют следующие периоды:
- с VIII-VI вв. до Рождества Христова – архаический период (гомерский);
- с VI-IV вв. до Рождества Христова – классический период, расцвет полисов;
- с IV-II вв. до Рождества Христова – эллинский период;
- со II в. до Рождества Христова – империя Македонского, упадок полисов.
I период архаический (архаика, по-гречески означает древность) – это возникновение полисов, городов-государств, единого государства у греков не было, каждый город – это малое государство; все в нем было соразмерно человеку, благоприятная природа, теплое море. Каждый полис имел свой диалект, своих богов и героев, свой календарь и монету. Прилегающие территории принадлежали полису. Граждане полиса участвовали в народных собраниях, судах, все вопросы решались публично. Это была демократия, греки не трепетали перед властью. Свобода гражданина полиса – это главная заслуга античной культуры. Все должностные лица и суд присяжных также избирались гражданами.
Вторая особенность греческой жизни была агонистика, принцип состязательности, соревнования друг с другом. Наградой за победу было признание, почет и уважение граждан полиса.
В этот же период формируется греческая мифология, не философы и священники, а 2 поэта Гомер и Гесиод составили для эллинов (так греки называли себя, от древнего названия Греции – Эллада) родословную их богов. Греки не боялись своих богов, они их любили. Боги – такие же люди, только они бессмертны, одарены силой и красотой. Гомер – слепой поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». «Илиада» повествует о борьбе греков с троянцами, об осаде и взятии Трои. Главное достоинство греков и их богов было мужество, главный порок – трусость. Во всем остальном и греки, и их боги были грешны. Гесиод написал «Теогонию», в которой объяснил происхождение богов. Боги жили как одна большая семья, во главе с Зевсом. Они распоряжались небом, землей, морем и подземным царством. Каждый бог был приставлен к своему делу, от богов пошли все ремесла, они научили греков земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению, мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Богам строили храмы и создавали статуи. В каждом храме был один жрец, его тоже избирали общим собранием. Никаких вероучений у греков не было, жрец не поучал, не читал проповедей, он только совершал обряд жертвоприношения богу. В жертву приносили животных, вино, фрукты. Часть давали жрецу. Боги были красивы, гармоничны, идеальны душой и телом. Им подражали. Грань между человеком и богом была прозрачна. Греки сами жили как боги, вполне наслаждались жизнью, всю физическую работу выполняли рабы полиса. В быту они были умеренны, всю силу энергии направляли на достижение калокагатии (от слова «калос» - прекрасный и «кай агатос» – объединение физических и нравственных добродетелей), красоты и добра, слитых воедино. Благодаря агонистике они в этом преуспели, каждый стремился к идеалу, к равновесию тела и души.
Жизнь была прекрасна, как и природа, жилым домом греки пользовались лишь для ночлега, жизнь протекала на площадях и стадионах. Полис давал ощущение надежности, защищенности, возможностей выделиться, самореализоваться было много.
В период архаики складывается система греческой архитектуры. Греческий храм выполнял две функции, он был местом поклонения богам и хранилищем казны. Храм размещался в центре акрополя (акрополь – укрепленная часть античного полиса, расположенная обычно на холме). Основной архитектурный тип храма – периптер. Это храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся дальнейшая эволюция архитектуры пошла от периптера. В основу строительства греки положили ордер. Ордер – это порядок расположения основных частей здания. Первые ордера назывались дорический, ионический и коринфский.
Главный элемент любого ордера – это колонна с венчающей капителью. На колоннах лежит антаблемент – перекрытие. Антаблемент делится на три части – архитрав, фриз и карниз. Архитрав – это нижняя балка, лежащая на колоннах. Над архитравом идет фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглиф – это каменная дощечка с вертикальными вырезами, метопа – плита из керамики, украшенная барельефами. Над фризой выступает карниз. Двускатная крыша, покрытая черепицей на переднем и заднем фасадах, образовывала треугольники, так называемые фронтоны, они обычно заполнялись скульптурой. Каменное основание храма было трехступенчатым, оно называется стилобат.
В дорическом ордере колонная массивная, расширенная книзу. Капитель простая, состоит из плоской плиты – абака и вала – эхина. Ствол колонны покрыт вертикальными желобками – каннелюрами.
Позднее, к концу VII в. до Рождества Христова сложился ионический ордер. Капитель ионического ордера имела завитки, которые назывались волюты, архитрав разделен на 3 полосы и казался более легким. Ствол колонны прямой и более тонкий. Карниз богато декорирован.
Коринфский ордер имел более стройные тонкие колонны. Главное отличие коринфского ордера – это пышная капитель, состоящая из листьев аканфа (аканф – это растение с красивым резным листом).
Греческие храмы первых ордеров обычно подкрашивались, фронтоны – синим, фризы – красным цветом. Весь храм был белый и стоял на холме.
Скульптура. Греческая скульптура родилась на стадионах и олимпийских играх. Победители заказывали статуи. Так как юноши выступали обнаженными, то скульптура представляла собой обнаженное тело юноши, их называли аполлонами. Материалом служили камень, дерево, мрамор, после VI в. до Рождества Христова – бронза. Если скульптор изображал женское тело, то оно было задрапированным.
Вазопись (роспись ваз). О живописи этого периода ничего не известно, зато хорошо сохранилась вазопись. Живопись покрывала сосуд как ковром. Изображались цветы лотоса или животные. Узор наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой или пурпурной краской. С VII в. до Рождества Христова ковровый рисунок был заменен рисунком черным лаком по охре. Рисунки покрывали вазы не ковром, а полосами. В рисунках появились сцены пиров, охоты и сражений. С VI в. до Рождества Христова начинается классический период античной истории – период расцвета, «золотой век» античности. В архитектуре остался ордер, но число колонн вокруг храма стало строго определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (13 : 6; 17 : 8). В архитектуре появляется образ атлета. В V в. до Рождества Христова работали знаменитые скульпторы Фидий и Поликлет. Их работы дошли до нас в римских копиях.
Парфенон. Наиболее известный храм V в. до Рождества Христова стоял в Афинах и назвался Парфенон. Парфенон – это периптер (70 на 31 метр), окруженный 46 колонами, высота колонн – 10 метров, по 8 колонн на портиках и 17 на длинных сторонах периптера. Колонны из мрамора, фронтон и метопы покрашены красным и синим цветом, барельефы позолочены. Парфенон считается безупречным произведением искусства. Внутри Парфенона стояла 13-метровая статуя богини Афины, изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Парфенон погиб (разграбили), отдельные фрагменты, рельефы Парфенона хранятся в Британском музее в Лондоне.
В архитектуре IV в. до Рождества Христова появился коринфский ордер, с богато декорированной капителью. В скульптуре появился интерес к душевному миру человека. Самый знаменитый скульптор этого периода – Пракситель. Его статуя Афродиты – это первая обнаженная женская фигура. На лицах его скульптур появилось лирическое чувство, грусть, задумчивость. В эпоху классики греки расписывали стены в технике фрески (это водяные краски по мокрой штукатурке).
В греческом искусстве, как и в греческой мифологии, борются между собой два начала – аполлоническое и дионисийское. Аполлон, сын Зевса и Латоны, был богом света и солнца, покровителем искусств, непревзойденно играл на арфе. Это бог гармонии и меры. Дионис – сын Зевса и фиванки Семелы, это божество буйных сил природы, бог экстаза, опьянения и вина. В честь Аполлона состязались в музыкальном искусстве, победитель получал венок из лавра – священного дерева Аполлона. В честь Диониса устраивались «вакханалии» (от прозвища Диониса – «Вакх»). Это были исступленно-буйные оргии, которые освобождали человека от обычных запретов.
Античная драма возникла из сельских праздников в честь Диониса, его греки изображали в виде козла или быка. Позднее Дионис стал богом виноделия, потом богом театра и поэзии. Участникам действа мазали лицо винной гущей, надевали козлиные шкуры, пели непристойные песни. Эти песни воспевали фаллос – мужское рождающее начало, поэтому их называли фаллическими. Так возникли трагедия и комедия, из дифирамба – гимна в честь бога Диониса (Вакха). «Трагос» по-гречески означает козел, «одэ» – песнь, отсюда возникает слово трагедия. Это песнь козлов, а козлы и сатиры – это постоянные спутники Диониса (Вакха). Сатир - козлоногое похотливое, развратное существо. Слово комедия произошло от «комос» – что значит пьяная толпа ряженых на празднике Диониса. «Комос» плюс «одэ», песнь комоса – комедия.