Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 1 из 3)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра Североамериканских исследований

Реферат на тему:

Участие США в международных организациях АТР

Выполнил студент: Попов П. В.

Санкт-Петербург, 2002 г.

I. Функциональные организации

Самой большой категорией среди региональных организаций является группа функциональных организаций. Сюда входят такие организации, которые объединены общностью в решении экономических, социальных и политических проблем и в меньшей степени военными целями. Большинство таких союзов образованы с экономическими целями, а те достижения стран-членов организации, которые получены в результате совместной деятельности не могли бы быть получены самостоятельно.

1. НАФТА

Суть соглашения о НАФТА можно сформулировать одной фразой: это торгово-экономический союз, призванный в течение ближайших 10-15 лет полностью устранить или в значительной степени ослабить действие почти 20 тыс. таможенных тарифов, квот и другого рода ограничений, которые в настоящее время препятствуют экспортно-импортным операциям, свободному передвижению товаров, капиталов и услуг на рынке трех стран, заключивших этот договор. Базовое соглашение о создании НАФТА подписали 7 октября 1992 г. в американском городе Сан-Антонио министры торговли трех стран в присутствии президентов США и Мексики, а также премьер-министра Канады. Однако на пути ратификации договора высшими законодательными органами этих государств возникло немало серьезных препятствий. Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,

Главную линию стратегических мотивов, которыми руководствовался Вашингтон, продвигая договор о НАФТА, достаточно четко определил председатель национального комитета Демократической парии США Дэвид Уилхэм: "...Соглашение о свободной торговле в Северной Америке является частью долгосрочного плана по сокращению бюджетного дефицита, поскольку оно рассчитано на расширение международных рынков сбыта американской продукции и станет мощным стимулом к активному экономическому росту в США".

Переводя эту формулировку на более понятный "среднему американцу" язык, президент США Б.Клинтон, выступая в Новом Орлеане, говорил: "Для американцев откроются новые возможности не только получить хорошую работу, но и увеличить свои доходы... Единственный способ для такой богатой страны, как Америка, стать еще богаче - это иметь больше потребителей, продавать больше товаров. Мы... должны открыть свои границы".

Далеко не случайно, что единственным зарубежным лидером, с которым уже избранный президентом США Б.Клинтон встретился до инаугурации на этот пост, был мексиканский президент К. Салинас де Гортари. Договор о НАФТА стал одним из главных рычагов его экономической политики, и "мексиканский аспект" вопроса Б. Клинтон проработал весьма основательно. Приводимые им аргументы в пользу того, что интеграционный блок с участием такой страны, как Мексика, "сработает", звучали весомо.

Во-первых, Мексика уже значительно снизила протекционистские барьеры в торговле с Соединенными Штатами. Если в 1986 г. американский экспорт туда не превышал 12 млрд. долл., а общий торговый баланс выходил с пассивным сальдо в 5,7 млрд. долл., то теперь США ввозят туда товаров на 40 млрд. долл., а торговый баланс поменял знак минус на почти такой же по размерам плюс в 5,6 млрд. долл. Уже сейчас среднестатистический мексиканец каждый год тратит на покупку американских товаров и услуг свыше 450 долл. - "больше, чем кто-либо в мире, за исключением канадцев", указывал Клинтон. А ведь мексиканские пошлины до сих пор превышают американские как минимум в четыре раза.

Во-вторых, Клинтон отрицал, что с вводом в действие договора о НАФТА американские корпорации устремятся в Мексику в погоне за дешевой рабочей силой. "Напротив, - утверждал он, - после заключения соглашения делать это будет труднее, поскольку в экономическом положении по обе стороны границы произойдут благоприятные перемены". Поэтому, по его словам, американскую экономику ждет не массовый рост безработицы, как предрекают оппоненты договора, а напротив, рост рабочих мест.

Джордж Буш, начавший путь к НАФТА, говорил о 400 тыс. рабочих мест. Оценка Института международной экономики более скромная: 175 тыс. мест через пять лет. В-третьих (а в долгосрочной перспективе это может оказаться решающим фактором), США необходима создаваемая договором о НАФТА и по возможности еще более широкая региональная экономическая зона в качестве прочного тыла перед все более обостряющейся конкуренцией со стороны Западной Европы, Японии и набирающего силы Китая.

Давая согласие на вхождение Мексики в НАФТА, США преследовали ряд тактических и стратегических целей. С одной стороны, Вашингтон надеялся укрепить режим регулирования миграции с юга, придать политическую стабильность Мексике, открыть доступ для американского участия в нефтеразработках в зоне Мексиканского залива и в районе Чяпас, с другой стороны, - это открывало дополнительные каналы воздействия на латиноамериканские страны в региональном разрезе, а также на партнеров США в Западной Европе и в АТР. Думается, что НАФТА в перспективе способна стать достаточно сильным инструментом воздействия в зоне традиционных интересов США в Латинской Америке и оказать существенную поддержку в целом внешнеполитической стратегии Вашингтона. Хотя НАФТА функционирует сравнительно короткий промежуток времени, тем не менее активный интерес к этой организации проявляют ряд стран южнее Мексики. Мексика сама связывает большие надежды с НАФТА и надеется с помощью этого объединения в течение 10-15 лет провести ускоренную модернизацию национальной экономики и приблизиться к уровню развитых стран.

В то время как активное сальдо внешнеторгового баланса США с Мексикой неуклонно растет, дефицит в торговле с Японией, Китаем и другими "азиатскими тиграми" увеличивается катастрофическими темпами. Несмотря на то, что Клинтон по вопросу о НАФТА заручился безусловной поддержкой трех экс-президентов США - Буша, Картера и Форда, полемика с оппонентами получилась нелегкой. На уровне общественного сознания опросы и анкетирования показали, что от 36 до 41 % американцев, главным образом опасаясь за свои рабочие места, выступали против соглашения, примерно 34% не могли составить себе четкого мнения на этот счет, и только 25% поддерживали Клинтона. На политическом уровне это прямо угрожало ратификации договора в конгрессе. И наиболее опасным стал фактор раскола в стане самих демократов. В ходе решающего голосования палата представителей приняла договор о создании НАФТА 234 голосами против 200. "Североамериканский общий рынок" получил, таким образом, свидетельство о рождении.

На переговорах по НАФТА представители США последовательно стремились защитить те отрасли национальной экономики, которые в последние годы испытывают наибольшие трудности из-за наплыва в страну высококонкурентоспособной зарубежной продукции. По настоянию Вашингтона в договор внесены специальные положения, напрямую увязывающие механизм льготных таможенных тарифов с происхождением товаров, на которые они могут распространяться.

Одна из этих сфер - рынок автомобилей и запчастей к ним. В соответствии, с договором на сниженные тарифные барьеры могут рассчитывать только те легковые машины, при сборке которых 62,5% стоимости комплектующих произведено а трех странах, входящих в НАФТА. Еще более высокий, трехступенчатый барьер поставлен на пути заграничной, одежды. Во-первых, она непременно должна быть сшита в одной из стран Северной Америки. Во-вторых, сшита из ткани, которая тоже сошла с местных ткацких, станков. В-третьих, даже нити этих тканей обязаны быть местного производства.

2. АТЭС

Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Форум АТЭС был создан в ответ на рост взаимозависимости среди экономик стран Азиатско – Тихоокеанского региона. Она начиналась как неформальные встречи и обсуждения с ограниченным числом участников. В дальнейшем организация превратилась в ведущее средство достижения преимуществ открытой торговли и экономического сотрудничества. Ее целью является развитие стран этого региона и объединения их в сообщество. В этом регионе мира находятся самые сильные в, экономическом смысле, страны с высокими устойчивыми темпами роста экономик. Это развитие оказывает существенное влияние на всю мировую экономику: страны-члены производят более 55 % мирового ВНП и на их долю приходится более 46 % мировой торговли.

Несмотря на существенные различия в экономиках стран-членов, в Сеульской Декларации АТЭС провозглашены общие задачи организации:

· постоянный рост и развитие региона для достижения общей цели его жителей и увеличение вклада в рост и развитие мировой экономики;