Критическая философия. В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма, он уточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. С одной стороны, философ убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина невозможна. С другой – он декларировал программу создания новой метафизики как науки о сверхчувственных вещах – боге и бессмертии души.
Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях молодости, о своей «первой любви» - естествознании. Он продолжал читать курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к астрономии и «небесной механике» и написал две статьи на эту тему: «О вулканах и луне» и «Нечто о влиянии Луны на погоду».
Система философии Канта. Философ принимал посильное участие в практической реализации научных открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные интересы мыслителя по-прежнему лежали в собственно философской сфере. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы пока ещё не было. Конечно обе первые «Критики…» связаны определённым образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство между теоретическим и практическим разумом представлялось ему недостаточным. Не хватало какого-то важного опосредующего звена. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой и свободой своеобразный «третий мир» - мир красоты. Когда он создавал «Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих законов.
Эстетика Канта. Термином «Эстетика» он обозначал учение о чувственности, об идеальном пространстве и времени. Однако в 1787 году Кант сообщает об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а именно «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская система мыслителя обретает более чёткие контуры и состоит из трёх частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:
- познавательной,
- оценочной («чувство удовольствия»)
- волевой («способность желания).
В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума» изложены первая и третья составные части философской системы – теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант называет эстетикой – учением о красоте.
Произведение об эстетике «Критика способности суждения» философ окончил в 1780 г. Кант размышляет над таким видом интуиции, который называет «рефлективной способностью суждения». Речь идет об отыскании по данному частному некоего формального общего. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это искусство. Только человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате достижения которых возникает мир культуры. Единый подход к природе и художественному творчеству на основе целесообразности – одна из основных идей «Критики способности суждения».
Суть эстетики Канта. У эстетического две стороны: с одной стороны - знание (это прекрасное), с другой –к мораль (это – возвышенное). Одна из важнейших заслуг Канта в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось, что красота даётся человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Кант расчленил эстетическое на две части: прекрасное и возвышенное
По Канту возвышенное:
- можно обнаружить и в бесформенном предмете;
- удовольствие от возвышенного носит косвенный характер;
- и привлекает и отталкивает.
По Канту прекрасное:
- связано с чёткой формой;
- всегда привлекает.
Искусство Канта. Искусство, по Канту, - это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют «культуре способности души. Философ одним из первых в истории эстетики даёт классификацию изящных искусств.
Кант обнаруживает три вида изящных искусств:
- словесное (красноречие и поэзия);
- изобразительное (искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной видимости (живопись));
- искусство игры ощущений (опирается на слух и зрение).
Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества. Однако философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью – драму, поэзия в сочетании с музыкой – пение, пение в сочетании с музыкой – оперу и т.д.).
Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует гений, - воображение и рассудок. Четыре признака характеризуют «гений»:
1) это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;
2) созданное произведение должно быть образцовым;
3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;
4) «сфера» гения – не наука, а искусство.
Последний труд – «Антропология». В 1798 году Кант создал свою последнюю работу «Антропологию». Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям.
Структура этого произведения совпадает с общей системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три раздела в соответствии с тремя способностями души:
- познание;
- чувство удовольствия;
- способность желания.
Именно эти три особенности определили в своё время содержание трёх «Критик…». В «Антропологии» идеи критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, убеждениями. Полученный результат схематически выглядел следующим образом:
Философская система Канта в окончательном виде: интуиции отведено промежуточное место между рассудком и разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности суждения как средстве, «связующем обе части философии в одно целое». Кант пришёл к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путём апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы Канта – истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.
К концу XVIII века Кантом была создана система критической философии. Умер Кант 12 февраля 1804 года.
Заключение.
Жизнь Канта – это, прежде всего написанные им книги. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную учёность со светским лоском. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни – галантен. Жить для него значило работать. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов.
Природа наделяет человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал самого себя и в этом отношении он уникален.