Нельзя не отметить еще один важный момент, касающийся научно-исторической стороны реставрации кремля. На протяжении всего периода 1949-1969 годов, когда С.Л. Агафонов вплотную занимался этой работой, он вел подробную летопись реставрации. В ней нашли отражения все изменения, происходившие в ходе производства работ с каждой из башен, с каждым пряслом, отмечены виды и результаты исследований. Под непосредственным руководством С.Л. Агафонова из аварийного состояния были выведены 12 крепостных башен и около 2000 погонных метров кремлевских стен. Научные и практические результаты реставрации кремля были обобщены им в диссертации на тему: "Исследование и реставрация Нижегородского кремля", блестяще защищенной в 1971 году. Богатейший опыт С.Л. Агафонова, приобретенный в процессе восстановления Нижегородского кремля, позволил ему в 1964-1969 годах выступить научным консультантом по реставрации крепости Орешек (Шлиссельбург) у истока Невы (автор проекта архитектор В.М. Савков, мастерская № 9 Ленпроекта), а в 1979 году - Староладожской крепости (главный специалист Т.М. Гоголицына, ленинградский институт "Спецпроектреставрация"). Для этого Святослав Леонидович выезжает в ряд проектно-реставрационных организаций вместе с авторами проектов, неоднократно бывает на самих реставрируемых объектах.
4. Памятники Нижегородского Кремля.
4.1 Обелиск Минину и Пожарскому.
В лихолетье Великой Отечественной Войны в 1943г. На площади перед Кремлем установили памятник Минину. Сейчас тот монумент перевезен в Балахну, а на этом месте установили новый. Возрождение памяти и сооружение памятников в честь Минина и Пожарского стало возможно благодаря трудам Н.С.Ильинского. Это он собрал все, что было возможно о Минине, и выпустил первую книгу о нем. Он же организовал и сбор средств на монумент.
Деньги собирались по всей России, а когда их стало достаточно( 18.000 руб. собрали нижегородцы, а всего 130.000 руб.) Петербургская Академия художеств объявила конкурс на создание монумента. Победил Иван Петрович Мартос, архитектор проекта - его зять Абрам Иванович Мельников. Монумент оказался столь хорош, что Комитет господ Министров в 1818 году решил установить его в Москве на Красной площади (рядом с собором Василия Блаженного). А в Н.Новгороде тем же решением указали соорудить обелиск. На его сооружение были потрачены деньги, собранные нижегородцами (18.000 р.). Конкурс на обелиск выиграли опять же А.И.Мельников и И.П. Мартос. Место для установки обелиска первоначально указал А.А. Бетанкур напротив здания Присутственных лиц, но Мельников указал другое - кромку Часовой горы. Тут ему и суждено было встать на радость потомкам. Гранитный столб вырубали в Карелии, шлифовали во дворе Петербургской Академии художеств. Монумент состоит из 15 гранитных деталей, 2 бронзовых барельефов, работы Мартоса, и 2 досок с надписями, его же работы. Перевозку деталей в Нижний Новгород взял на себя купец Лисин. Везли их на лодке, а в районе Рыбинска перегружали в другую лодку. Тут-то и случилась катастрофа - часть деталей упала за борт и раскололась. Отломилась вершина каменного столба.
Авария задержала установку монумента и изменила его вид. Весной 1828 года Мартос и Мельников с бригадой мастеров прибыли в Нижний Новгород для исправления повреждений и установки монумента. Искусно стыковали обломки каменного столба, укоротив его при этом на 1.5 метра.
В июле того же года установили монумент на кромке Часовой горы. 15 августа состоялось торжественное открытие. Военный парад, освящение, фейерверк и другие торжества венчали это святое дело.
4.2. Выставка вооружения в годы войны.
Не меньшей известностью в нашем городе пользуется выставка вооружения выпускаемого в годы войны. К таким вооружениям относятся танк-34, реактивная система залпового огня, БМ-13 «Катюша», подводная лодка С-13, бронеавтомобиль БА-64, ЗиЗ-2 и ЗиЗ-3, самоходная артиллерийская установка Су-76, самолет Ла-7.Самые известные из них это самолет Ла-7 и реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша».
Самолет Ла-7
Самолет произведен конструкторским бюро Семена Алексеевича Лавочкина. Под его руководством были созданы самолеты - истребители ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и ряд их модернизаций, имевшие высокие боевые качества. Серийное производство этих самолетов осуществлялось на Горьковском авиационном заводе им. Орджоникидзе (сейчас СОКОЛ). Самолеты Ла-5 с успехом участвовали в Сталинградской битве, а Ла-7 был одним из основных истребителей в последний год войны.
Реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша».
21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКЩ и Советского правительства и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).
При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПуО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—Ю секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из псжодного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4 до 45, угол горизонтального обстрела составлял 20.
Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.
Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами готовыми ринуться в наступление. В этот момент из-за горизонта неслышно вынырнули десятки огненных стрел, и через несколько секунд на станции все заволокло огнем и дымом, тысячи осколков косили солдат вермахта, рвались машины с боеприпасами, плавилась броня танков и транспортеров. Гитлеровцам чудилось, что под ними горит сама земля, на которую они вторглись.
"Это был кошмар... не только наши солдаты были охвачены паникой, но и те, кто находился далеко в стороне от нас, спасались бегством! - рассказывали оставшиеся в живых... - Казалось, что стреляли сразу сотни орудий". Небезынтересно знать, откуда появилось во время войны неофициальное название бесствольных арт. систем полевой реактивной артиллерии. Приведу выдержку из Советской военной энциклопедии, том 4 - 1976 г.: "По соображениям секретности марки боевых машин реактивной артиллерии первоначально не назывались. Но на их пусковых установках стояла заводская марка в виде буквы "К" (Воронежский завод им. Коминтерна), что вероятнее вс_то и породило среди бойцов, обслуживавших эти установки, импровизированное название "Катюша", быстро распространившееся в войсках."
Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13, По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров.
Многозарядность реактивных артиллерийских систем определяла их высокую огневую производительность и возможность одновременного поражения целей на значительных площадях. Кучность стрельбы для таких систем не являлась определяющей. БМ-13 стреляла ни "куда попало". С 16-ти направляющих производился залповый огонь не по одиночной цели/ а по площадям, где могли находиться десятки различных целей противника. Внезапность нанесения удара, высокий материальный и моральный эффект воздействия на противника способствовали широкой популярности на фронте нового для того времени оружия.
4.3 Мемориальные доски.
Четыре мемориальные доски установлены на зданиях Нижегородского кремля. На здании бывшего кадетского корпуса текст гласит: «В этом доме 27/11 1887 г. родился выдающийся русский летчик П.И. Нестеров». Доска установлена в 1938 г.
На здании бывшего губернаторского дома - мемориальная доска с текстом: «В этом здании находился созданный губкомом РСДРЩб) 27 октября 1917 г. Военный - революционный комитет руководивший октябрьский переворотом в Нижнем Новгороде». Первая мемориальная доска на этом здании была установлена в 1931 г. заменена в 1987г.
Еще две мемориальные доски установлены на здании штаба Нижегородского гарнизона. Одна - в память героя Советского Союза генерал-лейтенанта И.Д. Ивлиева - установлена в 1967 г.
Вторая - генерал-майору Т.К. Брацанову. командующему 17-й Горьковской краснознаменной дивизией. Установлена в 1985 г.
Заключение.