Смекни!
smekni.com

Методические указания по подготовке к экзамену по латинскому языку (стр. 3 из 5)

Таким образом, знакомство с римским правом, основанное на чтении первоисточников в оригинале, не только учит юриста выра­жать свои идеи, но и дает ему множество таких понятий и навыков, которые обогатят культуру его профессионального мышления и при­дадут его образованию классический «лоск».

Кроме цитат из юристов и классиков римской литературы — Ци­церона. Горация. Сенеки. Вергилия. Тацита и Апулея — здесь приво­дятся и извлечения из латинского перевода Библии. Библейские тек­сты включены в учебник латинского языка для юристов из следую­щих соображений. Начиная с раннего Средневековья и до Нового времени в Западной Европе предпринимаются попытки связать во­едино положения римского права с законами и заповедями, содержа­щимися в Ветхом и Новом завете, найти те общие ценности, которые регулируют человеческую жизнь и взаимоотношения людей как в римском частном праве, так и в Библии. Конечно, между библейско-христианским и римским пониманием права существуют колос­сальные расхождения. «Римлянин вообще видит в мире только соци­альное; и это социальное он понимает си парно, то есть универсаль­но-юридически. Тут всегда кто-то по нраву приказывает и всегда кто-то по обязанности повинуется» - пишет Д.Ф. Лосев в своей «Истории античной эстетики»2.

Военно-политическая экспансия Рима имеет общие корни с пра­вовой vigilantia (неусыпностью), с постоянной юридической напори­стостью личности. «Я в своем праве, и мое право больше своего фак­тического жизненного осуществления, - слышится в вопросах, с ко­торыми обращались к римских) юристам, - следовательно осуществить мою жизнь значит реализовать мое право». У римляни­на всегда есть свой счет к миру, и он готов предъявить его — если не в судебном, то в военном порядке. Этот самоуверенный взгляд силь­ного человека, не привыкшего уступать, казалось бы, абсолютно не­совместим с ветхо- и новозаветными понятиями о страхе божием, о законе и благодати, с христианским сомнением в безусловности и независимости естественных прав человека, т.е. основных постула­тов римского права.

Но это еще не все. Римское частное право наделяет человеческий индивид такой свободой воли и так твердо убеждено в его возможно­сти предусмотреть все возможные последствия своих поступков, что мера ответственности человека (если он не infans, дитя, или furiosus, безумный) за эти поступки не может быть смягчена ничем. Непреду­смотрительность, бедность, слабость, нерешительность или глу­пость не имеют для римского юриста, решающего судьбу обвиняе­мого, никакого значения. Здесь слишком велика вера в рациональное начало и в необходимость абсолютной дисциплины и упорядоченно­сти внутренней жизни индивида, в то, что человек наделен всеми не­обходимыми душевными и нравственными средствами, чтобы быть собственником своей судьбы. Эта мера свободы и ответственности, задаваемая римским правом, была великой истиной, которую Рим открыл себе и миру. Однако именно поэтому в римском праве на­прочь отсутствуют понятия, без которых мы не мыслим себе совре­менного правосудия. Здесь не придается никакого значения раская­нию, добровольному признанию вины, здесь отсутствует представ­ление о смягчающих обстоятельствах, которые могли бы если не оправдать обвиняемого, то изменить меру его ответственности за содеянное. О раскаянии вора, возвращающего украденное владельцу, римский юрист говорит: nemo tali peccato paenitentia sua nocens esse desinit (совершив подобное, никто не перестает быть преступником благодаря своему раскаянию); о непредусмотрительности — что она предельно близка к злому умыслу. Блудница (употребим здесь биб­лейский термин), даже оставившая свое ремесло, до конца жизни бу­дет покрыта позором, который ляжет и на ее детей. Римское право (вплоть до эпохи Юстиниана) практически не признаёт понятия рас­каяния, точно так же как римская этика не видит в жалости или наде­жде проявлений добродетели. Ригоризм нравственных требований и правовая бескомпромиссность, впрочем, всегда впадали в противо­речие с культом силы, явлением того же логического ряда, стоило зайти речи о рабстве, этом проклятом вопросе римской юриспруденции. А именно, юристам приходилось обращаться к читателям своих трудов с настоящей проповедью ненасилия, когда они писали о за­хвате свободных граждан и превращении их в рабов, так как дока­зать, что кто-либо свободен после того, как его превратили в раба, «чрезвычайно трудно». Рим не знает оправдания слабости и не умеет оградить слабых от сильных (чем чрезвычайно привлекает иных но­воевропейских филологов, слабонервных певцов языческой полнокровности и «естественного» взгляда на действительность наподо­бие «Антихриста»-Ницше), ибо для этого требуется совершенно иная идея. Но чем было бы право, если бы не имело в виду равное внимание к сильным и слабым? Чем было бы право без понятия рас­каяния (и его религиозного первоисточника — покаяния)? Только учением о dominium (этот термин можно перевести словами «собст­венность» и «власть») и его проявлениях во всех отраслях жизни. Чем были бы призывы римских юристов к более благосклонному толкованию законов без идеи о благодатной природе человеческой жизни, как не рационалистическим проявлением обычной экономии хозяйственных и человеческих ресурсов?

Именно христианская идея богочеловечества была первым серь­езным оправданием и милосердия, и жалости, и надежды. Здесь не отменяется постулат о свободной воле, но в основу этой свободы кладутся совершенно иные принципы. Здесь не уничтожается мысль об избранничестве человека, но избранничеством этим человек обя­зан не самому себе. Здесь остается и даже усиливается понятие от­ветственности. Но за ответственностью здесь стоит не столько факт правонарушения, сколько глубокое осознание своего несовершенст­ва и благодарность Богу, чьи милости превыше всех человеческих заслуг. Идея того, что человек может преобразиться, подняться в по­каянии и молитве над своей прежней жизнью и душой, стать в глазах Бога столь же чистым, как до грехопадения, можно сказать, не имеет ничего общего с основоположениями римского права. Могла ли эта великая идея ужиться с той концепцией общества и человека, кото­рая лежала в основе римской цивилизации? Могли ли они соседство­вать, не влияя одна на другую?

Две великие истины, противоположные по существу, не могут не замечать друг друга. Библейско-христианское мировоззрение стано­вится той закваской, которая преображает ветхий античный мир. входя в историю народов, стран и идей. Христианство вносит в понимание права принципиально новый оттенок – мысль о преобладании над земными судами Божьего суда и о тех религиозных, внелогических корнях, которые питают идею справедливости, честности, внутренней, сердечной ответственности ближнего перед ближним. Эти восточные, по внешности, идеи, отвечают и мысли римских юристов о несовершенстве любого определения в гражданском пра­ве, а также ясному пониманию того, что соображения страха и выго­ды не служат закону столь надежным обеспечением, как вера в свя­щенность чужой жизни, чужой свободы, чужого имущества. Христи­анство и переосмысленная христианством ветхозаветная традиция привили общественному сознанию (даже во внерелигиозном, внецерковном его существовании) те ценности, без которых отныне не могут быть усвоены и осмыслены сами положения римского права: идея собственности и индивидуальной ответственности обрела но­вое измерение благодаря понятию воздаяния, заключенному уже в совести каждого человека, во внутреннем суде над собой, в котором проявляется божественное участие; рационализм и самодовлеющее здравомыслие римлян были дополнены понятиями неосуждения и прощения ближнего, без опоры на которые немыслимы суды при­сяжных Нового и Новейшего времени.

Вот почему западная традиция от Руфина Аквилейского до Гуго Гроция поставила авторитет библейских иррациональных запове­дей, притч и пророчеств на одну высоту с ясными и логически неоп­ровержимыми определениями римских юристов.

Итак, по мнению автора, обычай класть руку на Библию в мо­мент принесения судебной присяги требует, вероятно, знания того, что именно эта Книга говорит истцам, ответчикам, свидетелям и судь­ям, что в ней действительно углубляет и дополняет те идеи, которые несет в себе римское право.

В заключение я хочу вернуться к названию этой книги. «Латин­ская дорога» призвана помочь учащимся приблизиться к основным положениям юридического образования, содержащимся в римском праве. При этом одну из самых главных задач этого образования, по­жалуй, следует усматривать в установлении в Третьем Риме того же всеобщего уважения к праву, какое бытовало в Первом. И «Латин­ская дорога», — имея в виду не учебник, а его предмет, — часть того долгого пути, по которому право движется в Третий Рим.

Сноски

1. Наблюдения над связью идеи преображения с алхимией можно встретить у многих авторов XX столетия — как ученых, так и литераторов.

2. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. – М., 1979. – С.16

Экзаменационные вопросы по латинскому языку (экстернат)

Вопрос 1. (А)

Перевод слов на латинский язык с указанием рода, заучивание слов наизусть, произнесение

Бездействие

Большой убыток

Вина

Договор

Закон

Завещание


Зло

Имущество

Кража

Наказание

Обычай

Обязательство

Опасность

Партнер

Подсудимый

Польза

Решение

Родина

Слово

Собственность

Супружеская неверность

Ущерб

Частное дело

Вопрос 1. (Б)

Характеристика двух персоналий (выбери из представленного списка), их основных сочинений на латинском и русском языках, краткая социально-политическая характеристика времени создания произведений