применением к осужденному акта амнистии;
применением отсрочки исполнения приговора или отклонением представления об отмене такой отсрочки;
непризнанием в действиях осужденного особо опасного рецидива;
исчислением срока отбытия наказания;
освобождением осужденного от отбывания наказания;
применением к осужденному условно-досрочного освобождения
от наказания или заменой его неотбытой части более мягким видом наказания;
снятием судимости.
Также к обстоятельствам, ухудшающим положение осужденного, относятся: признание его виновным по эпизодам, за которые он не был осужден; усиление режима отбытия наказания; исключение из приговора суда смягчающих наказание обстоятельств и т.д.
Не может рассматриваться как поворот к худшему исправление арифметических ошибок и явных опечаток или описок.
Указанное запрещение на поворот к худшему распространяется как на решения судов первой и второй инстанций, так и на постановления и определения судов надзорных инстанций.
На первый взгляд, нормы ст.405 УПК являются отступлением от принципа равенства сторон в уголовном процессе, поскольку государственное обвинение и потерпевшая сторона лишаются возможности предъявить в надзорном производстве требование об исправлении ошибочных, по их мнению, судебных решений по мотивам их мягкости, занижения юридической квалификации содеянного осужденным или оправданным.
Представляется, что введение института невозможности поворота к худшему может быть оправдано тем обстоятельством, что уголовное преследование осуществляется мощными государственными структурами, располагающими всеми возможностями для реализации обвинительных задач в судах первой и второй инстанций.
Ряд правоведов считает, что выдвижение требований об отмене судебных постановлений, вступивших в законную силу, с целью усиления их репрессивного содержания означает возобновление процедуры уголовного преследования, по существу, повторного осуждения обвиняемого за одно и то же преступление, что противоречило бы требованиям ч.1 ст.50 Конституции РФ[6].
Действующий Уголовно-процессуальный кодекс, как отмечалось, не предусматривал возможность пересмотра вступившего в законную силу судебного решения в сторону ухудшения положения осужденного. Установленный ст.405 УПК РФ запрет носил абсолютный характер. Пересмотр вступившего в законную силу судебного решения не допускался даже в тех случаях, когда было установлено, что на окончательное решение по делу повлияло допущенное в ходе судебного разбирательства существенное нарушение материального или процессуального закона. Под существенными (фундаментальными) нарушениями понимаются грубые отступления от принципиальных положений закона в ходе рассмотрения дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, например, рассмотрение дела незаконным составом суда; вынесение приговора на основании доказательств, признанных недопустимыми; необоснованный отказ в исследовании доказательств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.
Отсутствие такой возможности явилось предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ в конце 2005г. вопроса соответствия этой нормы УПК РФ положениям Конституции РФ. Своим решением от 11.05. 2005 г. Конституционный Суд признал положения статьи 405 УПК РФ не соответствующими Конституции РФ в той части, в которой пересмотр в порядке надзора в сторону ухудшения положения осужденного (оправданного) не допускался даже в случае существенного (фундаментального) нарушения закона. Конституционный Суд также указал, что пересмотр вступивших в законную силу судебных решений является дополнительным способом обеспечения правосудности судебного решения, который имеет резервное значение, должно выполнять свою роль, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты[7].
Пределы прав суда надзорной инстанции судебного решения, вступившего в законную силу
Основания отмены и изменения судебного решения, вступившего в законную силу позволяют конкретизировать, что именно включает проверка законности, обоснованности, мотивированности судебного решения в порядке надзора, а применительно к приговору - и его справедливости.
Основания отмены или изменения приговора, определения либо постановления суда в порядке надзора аналогичны кассационным (и апелляционным) основаниям - ч.1 ст.409, ст.379 УПК. Это имеет принципиальное значение, поскольку означает, что для отмены или изменения приговора (иного судебного решения) незаконность, необоснованность, несправедливость которого не сумел вскрыть суд второй инстанции (либо если дело таким судом не рассматривалось), необходимо не какое-то особо грубое нарушение закона, а такое, которое хотя бы порождает сомнения в правосудности судебного решения. Важность такой позиции закона для обеспечения прав и интересов личности, интересов правосудия несомненна.
Поскольку в порядке надзора проверяется не только приговор, но и решения, принятые в постановлении, определении суда первой инстанции; проверяются решения суда второй, а равно и нижестоящей надзорной инстанции, УПК устанавливает основания отмены или изменения также названных судебных решений (ч.2 ст.409 УПК).
Пределы прав суда надзорной инстанции и виды принимаемых ею решений. Важное качество проверки судебного решения в надзорном порядке - ревизионное начало: при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалоб или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме, он вправе проверить дело в отношении всех осужденных, включая тех (при наличии нескольких осужденных), кто не принес надзорной жалобы или в отношении кого не принесено надзорное представление. Если, на пример, осужденный жалуется на чрезмерную суровость наказания, а суд - надзорной инстанции установит, что к его действиям ошибочно применен закон о более тяжком, чем надлежало, преступлении он вправе соответственно изменить квалификацию и снизить наказание, обеспечив тем самым осужденному право на правосудный приговор. Если из двух осужденных по данному уголовному делу жалобу принес лишь один (или лишь в отношений одного принесено представление), суд, выявив неправосудность приговора в отношении и второго осужденного, вправе соответственно изменить приговор или его отменить (соблюдая запрет преобразования к худшему).
Суд надзорной инстанции имеет право принять следующие решения:
оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения. Это возможно, если суд признает, что: а) судебное решение является правосудным; б) судебное решение требует изменения или отмены, но этому препятствует запрет преобразования к худшему. Отвергая доводы жалобы, представления, суд обязан мотивировать свою позицию; конкретно указать, почему он отвергает названные доводы. Безмотивное отклонение надзорной жалобы - по существу нарушение конституционного права граждан на обжалование, что должно влечь отмену надзорного определения, постановления;
отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу (см. ст.24, 27 УПК);
отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
Отменяя, изменяя судебное решение, суд надзорной инстанции обязан указать конкретное основание, предусмотренное ст.409 УПК, которое влечет в данном случае его отмену или изменение.
Если принимается такое надзорное определение (постановление), которое повлечет повторное рассмотрение данного уголовного дела судом первой, апелляционной, кассационной инстанции или нижестоящим судом надзорной инстанции, в надзорном определении (постановлении) должны быть даны соответствующие указания, которые помогут суду нижестоящей инстанции устранить допущенные нарушения закона, ошибки и постановить правосудное судебное решение. Эти указания обязательны для суда нижестоящей инстанции.
Однако суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе: устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания. Равным образом при отмене определения кассационной инстанции нельзя предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.
При отмене первоначального приговора или определения кассационной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции уголовное дело подлежит рассмотрению в общем порядке, т.е. в порядке, установленном гл.33-40, 42 и 45 УПК. Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован также в общем порядке (гл.43-45 УПК), но при соблюдении правила о недопустимости «поворота к худшему».