Данная проблема немаловажна и значима, затрагивает законные права и интересы значительного числа граждан нашей республики. Качество проведения подготовительной работы, определение границ и выделение земельных долей в натуре – залог соблюдения конституционных и гражданских прав сельских жителей, их благополучия и благосостояния.
10. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН
Одним из важных направлений в деятельности Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике является защита социально уязвимых групп населения (женщин, детей, инвалидов и пенсионеров). И если о проблемах инвалидов и пенсионеров мы говорили в предыдущей главе, то в данной главе мы сделаем упор на защите прав и законных интересов конкретных детей, детей-сирот.
Несмотря на то, что в отчетном периоде в адрес Уполномоченного поступило относительно небольшое количество обращений, всем им уделялось особо пристальное внимание и это не говорит о том, что в республике права детей не нарушаются и все обстоит благополучно.
К Уполномоченному по правам человека обратились жители Адыге-Хабльского района, 64 опекуна несовершеннолетних детей, о нарушении их конституционных и гражданских прав администрацией этого района.
В ходе рассмотрения данного заявления было установлено, что действительно администрация Адыге-Хабльского района не выплачивала с марта по август 2004 года денежные средства, предназначенные детям, находящимся под попечительством.
Руководству района было направлено письмо, в котором указано о нарушении ими Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Положения «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 года №199. Администрации также было разъяснено о недопустимости нарушения законодательства. В короткий срок ситуация была исправлена, задолженность была погашена.
В марте 2004 года к Уполномоченному обратился гражданин С., житель станицы Сторожевской Зеленчукского района, с просьбой об оказании помощи его больному сыну в проведении томографии. Ребенок болен церебральным арехондитом, провести обследование в республике не представляется возможным из-за отсутствия соответствующего оборудования. В ходе личной встречи Уполномоченного с заместителем министра здравоохранения и курортов КЧР М.А. Алавердовым было получено направление для проведения данного обследования в г. Ставрополь, ближайшее место, где есть соответствующее оборудование. В дальнейшем ребенок прошел обследование, ему было назначено необходимое лечение.
В адрес Уполномоченного обратилась гражданка О., жительница поселка Правокубанский Карачаевского района, с заявлением о неправомочности действий администрации района в вопросе прекращения выплаты социального пособия на ребенка за счет средств регионального бюджета.
Внимательно изучив представленные заявителем материалы, Уполномоченный пришел к выводу, что в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики №119 от 28.06.2004 года «О ежемесячном социальном пособии на ребенка из малообеспеченной семьи за счет средств республиканского бюджета» такие выплаты производятся только на детей в возрасте до 16 лет. Поскольку сыну заявителя уже исполнилось 16 лет, Карачаевская районная государственная администрация обоснованно прекратила выплату данного социального пособия. Нарушений гражданских прав не усмотрено.
Вместе с тем, учитывая, что сын гражданки О. инвалид с детства и ему предстояла операция и длительное лечение, а семья испытывает финансовые трудности, Уполномоченный посчитал своим долгом обратиться к главе Карачаевской районной государственной администрации Э.Б. Салпагарову с просьбой об оказании материальной помощи гражданке О. и ее сыну. В результате вопрос решен положительно, а заявитель получил разовую материальную помощь.
В адрес Уполномоченного обратилась гражданка К., жительница хутора Ново-Исправненский Зеленчукского района, с просьбой об оказании помощи в установлении опеки над несовершеннолетними девочками А., В., Ю., проживающих в детском доме города Нижний Тагил. Как пояснила гражданка К., находясь в гостях у своих родственников в г. Нижний Тагил, она решила взять на воспитание из детского дома троих девочек, предварительно побывав в детдоме и познакомившись с ними, но глава города Н.Н. Диденко отказывает ей в установлении опеки над этими детьми по причине невозможности осуществления контроля за выполнением опекуном обязанностей по воспитанию и обучению детей, состоянием их здоровья, физическим, психическим, духовным и нравственным развитием, а также в связи с тем, что в городе Нижний Тагил проживают близкие родственники девочек.
Так как Нижний Тагил находится в другом субъекте РФ, а полномочия Уполномоченного по правам человека в КЧР не распространяются на другие субъекты РФ, был проведен предварительный телефонный разговор по проблеме, поднятой в заявлении, с Уполномоченным по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой. Заручившись ее поддержкой, все-таки решено было выяснить поближе все мотивы, побудившие гражданку К. взять опеку над троими девочками.
Для выяснения всех обстоятельств дела, а также принятия справедливого решения в вопросе установления опеки над несовершеннолетними и обоснованности отказа Главы администрации г. Нижний Тагил в хутор Ново-Исправненский были направлены работники аппарата.
Проверка жилищных условий семьи К., беседы с соседями, работниками школы и бригадиром хутора показали, что условия для проживания и воспитания девочек в приемной семье ужасные, строения и подворье имеют удручающий вид, всюду грязь и запустение, детям в этой семье уделялось и наверняка будет уделяться мало внимания.
Вызывает недоумение утверждение заявительницы о желании воспитания чужих детей, когда совместно с нею проживает родная дочь с малолетним ребенком, сын с невесткой, а также в этом хуторе проживает сын с семьей, имеющей пятерых несовершеннолетних детей. Налицо просматривающееся желание получения материальной выгоды, а не соблюдения интересов девочек.
Руководствуясь вышеизложенным, просьба признана необоснованной, в содействии об установлении опеки над несовершеннолетними воспитанницами детского дома заявителю отказано.
В адрес Уполномоченного обратилась гражданка П. на неправомерные действия администрации г. Черкесска при назначении опеки над несовершеннолетней Т., денежного пособия на содержание опекаемой и закреплении за ней жилой площади. В ходе изучения представленных материалов выяснилось, что мать несовершеннолетней Т. умерла 23 января 2003 года, отец находится в розыске, как утративший связь с родственниками, и признан безвестно отсутствующим по решению Черкесского городского суда. По заключению педиатрической медико-социальной экспертной комиссии несовершеннолетняя Т. признана инвалидом с диагнозом тугоухость IX степени, двусторонний неврит слуховых нервов, моторная алалия. Администрация города Черкесска своим постановлением вначале назначила опекуном над несовершеннолетней ее тетю по отцу гражданку Н., определив ежемесячное пособие в размере 1818 рублей и закрепив за несовершеннолетней жилплощадь. Далее, другим постановлением администрация города Черкесска освобождает Н. от обязанностей опекуна, назначает опекуном над несовершеннолетней дядю по линии матери, гражданина Республики Молдова И., подтверждает закрепление жилой площади за несовершеннолетней и этим же решением снимает Т. с учета в органах опеки и попечительства г. Черкесска. И, наконец, новым решением администрация города Черкесска назначает ранее бывшей опекуном гражданку Н. управляющим имуществом безвестно отсутствующего брата Т.
В результате всех вышеперечисленных действий администрация города Черкесска грубо нарушила права несовершеннолетней Т. по следующим пунктам:
1. Незаконно сняла Т. с учета в органе опеки и попечительства г. Черкесска, не назначив тем самым пособия согласно Положению «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой», утвержденного приказом Министерства образования РФ №1999 от 19.08.1999 года, которые она должна получать в соответствии с п.5 со дня смерти матери.
Согласно статьям 36,37 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» и Договору между Российской Федерацией и Республикой Молдова «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» предусматривается определенный порядок передачи опеки соответствующему органу другого государства, а именно «передача опеки действительна лишь в том случае, если запрашиваемый орган (в данном случае орган опеки и попечительства Республики Молдова) даст согласие принять опеку или попечительство и известит об этом запрашивающий орган (то есть орган опеки и попечительства г. Черкесска)». И в связи с этим средства на опекаемого выплачиваются по месту его фактического проживания только в том случае, если опека оформлена за пределами Российской Федерации (п. 12 Положения «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой»).