Каждую неделю надо было показывать новый спектакль, так как зрителей тогда было мало. Времени на подготовку новой постановки отводилось всего 5-6 дней. За год требовалось выпустить несколько десятков премьер. Но так как это практически было невозможно, то труппа каждый сезон прокручивала старый репертуар.
Оформление спектаклей представляло собой жалкое зрелище. Собственных декораций труппа не имела, пользовалась стандартными, имеющимися в каждом клубе или театре – интерьер дома, парк, беседка и т.п. Представления шли при ровном, бледном освещении.
Что касается костюмов, то общественного, как сегодня, театрального гардероба не существовало. Костюмы покупали сами артисты на свои скудные средства. Иногда костюмы одалживали у родных и знакомых. Реквизит – посуда, тазы, вазы и другое – был подлинный. На спектакли, в случае надобности, приносили настоящие пироги, сладости, чай и т.д.
Твердой зарплаты не существовало. Все зависело от сбора. Деньги Кариев делил на следующий день. Громадную сумму «пожирали» всевозможные расходы – за аренду помещения, за газетные объявления, иногда за афиши. Только оставшаяся часть предназначалась актерам. Нередко бывали случаи, когда сбора не хватало даже на уплату аренды. В такие дни артистам приходилось потуже затягивать пояса.
С первых же дней существования татарский театр под руководством Кариева пошел по реалистическому пути. Он сам был прекрасным актером, проповедовавшим скрупулезную верность жизни, все что «от земли». Не случайно все, кто видел Кариева в той или иной роли, говорили, писали, что он не играл, а «жил» образом того человека, которого исполнял. Когда он играл в пьесах Г. Камала всевозможных купцов, приказчиков, тошел на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен ( Кәфер почмагы ), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведет, как разговаривает, во что одет, т. е. изучал типажи, существующие в самой жизни.
Кариев много играл. Среди его ролей самые разные характеры. Это Карим-бай – «Несчастный юноша», Хамза бай – «Первое представление», Сиразетдин – «Банкрот», Ахметжан – «Ради подарка», Хафиз – «Тайны нашего города» Г.Камала, Бадри – «Галиябану» М.Файзи, Городничий – «Ревизор» Н.Гоголя, Дудкин – «Без вины виноватые» А.Островского, Лопахин – «Вишневый сад» А.Чехова.
Во всех ролях Кариева раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона дарования Кариева. Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, Г.Карам говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа.
Еще одна важная сторона деятельности Кариева заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским.
1 Галимуллин Т. Н. Истоки татарского театра. Казань//Казан утлары.-2005.-№4 с.7
В 1916 году Кариев преобразовывает труппу «Сайяр» в антрепризу (театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем) – для того, чтобы повысить статус театра. Кариев мечтал о стационарной сцене, о собственном помещении. В мыслях он видел известный в Казани дом Шамиля (там сейчас музей имени Тукая), переоборудованный в театр. Он говорил: «Мы создадим такой театр, что его имя будет написано золотыми буквами».
Но увы, увидеть такой театр ему самому было не суждено. Тягчайшие условия жизни, ежечасная, ежедневная борьба за выживание явились причиной одной из его болезней. У него что-то произошло с горлом. Современники не пишут, что именно, а может, в то время и врачи толком не определили болезнь. Но ему трудно стало говорить, а порой голос вообще отказывал. Из-за этого Кариев почти целый сезон 1915 года не мог играть. Вынужден был поехать в Крым лечиться. А дальше…
Он поправился на какое-то время, но тут началась революция 1917 года. Далее – гражданская война. В 1918 году, перед взятием Казани белочехами, труппа распалась. Актеры разбрелись кто куда. Кариев сначала отправился в Уфу. Потом с Ш.Шамильским – замечательным актером труппы «Нур» – они едут в Петропавловск, где оказываются в западне. Всю Сибирь, в том числе и Петропавловск, завоевывает армия Колчака. Чтобы как-то существовать, Кариев и Шамильский вместе с местными любителями ставят спектакли. И только через 15 месяцев он возвращается в Казань – в ноябре 1919 года.
Но он все-таки, хоть и с трудом, но выздоравливает. Однако, как вспоминает Захида Тинчурина, Кариев стал каким-то мнительным, стал бояться вновь заболеть, особенно он боялся туберкулеза. По совету некого лекаря, явно шарлатана, Кариев каждый день стал пить по 2-3 стакана растопленного конского жира. Естественно, подобное «лечение» до добра не довело. Почки не выдержали такой жировой атаки, и начался острый нефрит с уремией. Эта болезнь привела к трагическому финалу. 28 января 1920 года, через два месяца после возвращения в Казань, Кариева не стало.
Горечь утраты была огромна. Ему было всего 33 года! С ним прощались при большом стечении народа. Его, действительно, любили, отдавая дань его благородству, неуемной энергии, подвижничеству, невероятной любви и преданности театру, человеческому обаянию.
Панихида состоялась на площади перед домом Шамиля, который он так хотел увидеть театром. Похоронили Кариева на татарском кладбище, рядом с другом Тукаем. В дни траура были отменены спектакли, писались статьи, наполненные печалью, пониманием невосполнимости утраты, рождались стихи, посвященные памяти выдающегося сына татарского народа.
Карим Тинчурин, принявший эстафету от Кариева и руководивший уже советским национальным театром, напишет волнующие строки о роли и месте Габдуллы Кариева в общей истории татарской культуры: «Габдулла Кариев, открывший новую страницу в истории татарской культуры, по праву является единственным руководителем татарского театра в его начальном периоде. Он впервые придал татарскому театру форму, впервые трактовал и исполнял татарские типы, духовно приблизив татарский театр к народу. Это все, бесспорно, Габдулла Кариев.
Самым важным памятником Кариеву стал сегодняшний театр имени Г.Камала, наследник труппы «Сайяр» и ее руководителя. Символично, что новое здлание Татарского академического театра выстроено напротив бывшего клуба «Шарык», где, как говорилось, играл Кариев, напротив бывших номеров «Булгар», где останавливался Кариев, когда приезжал в Казань.
Есть еще один удивительный символический знак памяти – кольцо самого Кариева. Оно передается по наследству лучшим последователям основателя театра. Перед смертью Кариев отдал его Тинчурину, тот в свою очередь – Фатиме Ильской, одной из основательниц национального театра, известной актрисе. Она отдала его Марселю Салимжанову – хранителю лучших традиций сцены, продолжателю дела Кариева.
II.2. Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала
Прошло почти 30 лет с тех пор, как Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала впервые представил своё творчество на суд бакинского зрителя. 22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата и считается днем рождения театра имени Г. Камала. Хотя, пока он обретет свой хорошо знакомый поколениям зрителей современный облик и свою славу одного из самых популярных в России национальных театров, пройдет немало времени, насыщенного борьбой за выживание и становление, будет проделана огромная, трудная и кропотливая созидательная работа.
История бережно хранит имена зачинателей татарского профессионального театра, первых режиссеров и актеров - И.Кудашева-Ашказарского, Г.Кариева, С.Гиззатуллиной-Волжской, Г.Болгарской, М.Мутина, Ш.Шамильского, Ф.Ильской, Н.Таждаровой, А.Синяевой, З.Султанова, К.Шамиля и многих других. С первых же лет своего существования татарский театр, кроме национальной драматургии, стал обращаться к произведениям русских и зарубежных классиков. Актеры обогащали и оттачивали свое мастерство, воплощая на сцене образы из произведений А.Островского и А.Чехова, Ж.Б.Мольера и Н.Гоголя, М.Горького и Ф.Шиллера, У.Шекспира и Лопе де Вега, К.Гольдони и К.Гоцци.
В творческой истории Татарского театра имени Г. Камала значительное место занимают музыкальные спектакли. В их создании велика заслуга основоположника татарской музыки, композитора Салиха Сайдашева. Жанр музыкальной драмы, получивший развитие в этом театре, явился благодатной почвой для рождения Татарского Академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Первые профессиональные певцы и артисты балета вышли из творческого коллектива драматического театра. Татарские актеры и режиссеры помогли в создании национальных театров Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Башкортостана и других тюркских народов.
Художественными руководителями театра в разные годы были Г. Кариев, К. Тинчурин, Г. Девишев, Р. Ишмурат, Х. Уразиков, Г.Юсупов, Ш. Сарымсаков. С 1966 года главным режиссером театра является народный артист СССР, лауреат Государственных премий Татарстана и России, профессор М. Салимжанов. Неоценимый вклад в татарскую сценографию внесли художники П.Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Э. Гельмс, А. Кноблок, Р. Газиев, А. Закиров, С.Скоморохов и другие.
Звание «Академический» было присвоено театру в 1926 году, а имя классика татарской драматургии Галиаскара Камала — в 1939. Во второй половине XX столетия в театре работали режиссеры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов. В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он — главный режиссёр театра имени Г.Камала.