Смекни!
smekni.com

по дисциплине: «Татарская литература» на тему: «Театр как национальное богатство татарского народа» (стр. 1 из 4)

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Татарская литература»

на тему: «Театр как национальное богатство татарского народа»

Выполнила:

ученица 9 класса «А»

МОШИ «Лицей-интернат № 13»

г. Нижнекамска

Идиятуллина И.И.

Преподаватель:

Учитель высшей квалификационной категории

Зарипова Д.Х.

ТОМСК 2011

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-19

2.1.Зарождение театра……………………………………………………....5-12

2.2.Татарский государственный академический театр им. Г. Камала…12-15

2.3.Нижнекамский татарский драматический театр…………………….15-19

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Список использованной литературы……………………………………........21

5.Приложения………………………………………………………………...22-23

I.Введение

На протяжении вот уже многих лет славятся татары своим искусством театрального представления. Почти столетний путь театра, по существу, является сконцентрированным отображением всей татарской театральной культуры. За эти годы произошла смена нескольких поколений. В театре переплелись десятки, сотни писательских и актерских судеб…

Своей актуальности театр не теряет и в современные дни. И для меня представляет огромнейший интерес изучение истоков татарского театра. Ведь я сама являюсь последовательницей тех великих людей, строивших театральное искусство нашего славного народа. На протяжении нескольких лет я занимаюсь в театральном кружке, организованном Нижнекамским татарским драматическим театром. Мне это доставляет большое удовольствие, так как я изучаю секреты актерского мастерства, и у меня есть прекрасная возможность глубже проникнуться в культуру моего народа. И я считаю очень актуальным знать историю развития культуры своего народа, так как любой человек должен знать свои истоки. И это не только родословные истоки, но зарождение, развитие культурного наследия своего народа. С этой целью я и решила приоткрыть таинственную завесу кулис татарского театра, а именно:

1.Выявить истоки татарского театра;

2.Изучить историю формирования и образования первого национального татарского театра им. Г. Камала;

3. Узнать больше о творческой деятельности Нижнекамского татарского драматического театра.

Для достижения этих целей я поставила перед собой следующие задачи:

1.Исследовать истоки татарского театра через материалы периодических изданий, теле- и радиопрограмм;

2.Прочитать и познакомиться со статьями о Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала;

3.Общаться с людьми, стоящими у истоков Нижнекамского татарского драматического театра, тем самым накоплять информацию о нашем городском театре.

Использованы литературные источники таких авторов как Гальцева Е. А., Ермолаева Т. Э и т.д., а также книга «История советского драматического театра. Татарский советский драматический театр.», статьи из различных печатных изданий, беседы, интервью с работниками городского театра.

II.1. Зарождение театра

Создание национального татарского театра восходит к началу XX века - времени пробуждения татарской демократической культуры. Осенью 1908 года в Казани образовалась первая татарская театральная труппа "Сайяр" ("Передвижник"), В нее вошли такие талантливые артисты, как И. Кудашев, Г. Кареев, С. Гиззатуллина-Волжская и др. Название для труппы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай. В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашкадарский, выдающиеся татарские драматурги Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, актёр и режиссёр Зайни Султанов, актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская, Касым Шамиль, Мохтар Мутин, актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана.

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей. Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком. Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами. Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам. Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ.

1907 год, Москва. Кариев возглавляет труппу. Сразу навалилась масса проблем – куда ехать дальше? Труппа – передвижная, а не стационарная. Как и где достать деньги на отъезд? Какую пьесу взять для постановки? Как получить разрешение на постановку?

Посоветовавшись, решили ехать в Уральск – все-таки знакомый Кариеву город. К.Мотыги выслал 25 рублей. Но их на дорогу не хватило. Кариев обратился с просьбой к московскому губернатору, чтобы он выделил деньги на покупку билетов. Тот дал, но только на пять человек. Тогда Кариев с Муртазиным-Иманским решили ехать в Уральск «зайцами» в товарном поезде. Но их на какой-то станции поймали, высадили, привели к начальнику станции. Тот, увидев их жалкий вид, узнав, что они артисты, пожалел: «Ах, актеры!» Напоил горячим чаем, написал рекомендательное письмо, чтобы их больше не высаживали.

В Уральске кое-как устроились. Отыграли несколько спектаклей. Немного подкормились, отогрелись. И ближе к весне уехали в Крым, оттуда на Кавказ – в Баку. В течение одиннадцати дореволюционных лет они объездили все города Поволжья, Урала, были в Сибири, в Средней Азии, в Москве и Петербурге.

На зиму труппа часто приезжала в Казань и, как правило, играла в известном тогда клубе татарской интеллигенции «Шарык». Это небольшое помещение, сохранившееся по сей день, находится напротив театра имени Г.Камала. Хотя там была совсем маленькая сцена, такой же маленький зрительный зал, но, как вспоминали современники Кариева, зритель любил туда ходить.

Везде, где бы труппа, которая с 1908 года стала носить имя «Сайяр», не выступала, куда бы не приезжала, всюду повторялась одна и та же ситуация – многодневные мытарства с получением разрешения, самое дешевое обустройство, полуголодное существование. Актеры от руки писали афишы, сами расклеивали по городу. Реакционная часть населения проклинала их, ждала после спектакля, чтобы избить актеров. В них кидались камнями, в Гиззатуллину-Волжскую стреляли. Об этой жизни чуть позже Кариев написал свою известную одноактную пьесу «Артист». В ней он не только точно описал картину, происходившую в комнате захудалой гостиницы, где жили артисты, но и привел точные слова своего родственника, ругающего артиста Сакмарского – протопипа самого Кариева за непутевую, с его точки зрения, профессию и жизнь.

Г.Тукай в журнале «Яшен» («Молния») иронично писал об условиях, необходимых для существования татарского артиста. В кармане всегда должен свистеть ветер. Надо привыкнуть к тому, что «истые» татары будут называть артиста «хулиганом». Терпеливо сносить частые трехсуточные посты и уметь в январские морозы ходить в летнем пальто. Короче, для того, чтобы стать актером, необходимо, как сказочный Сайфельмулюк, пройти через все преграды – океаны огня, воды, пустыни, бураны дыма. И тем возвышенней, тем прекрасней роль Кариева и первых артистов, в труднейших условиях сеявших в темных, невежественных душах семена добра, света и просвещения.

Что же помогало, заставляло Кариева и его коллег выдерживать такое существование? Вывод один: подвижничество, которое было вызвано высокой идеей, заложенной основателями театра. Идеей просвещения народа.

Кариев и его труппа оказали большое влияние на рождение и развитие национальных театров тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. В результате их гастролей по городам этого края создавались местные, и не только татарские, кружки самодеятельности: татарско-казахские, татарско-узбекские. Так что в какой-то степени Кариев, Гиззатуллина-Волжская, создавшая в 1912 году вторую татарскую труппу – «Нур», которая гастролировала по следам «Сайяр» со своими актерами, были своеобразными родоначальниками театров тюркских народов на территории России. Актер и режисер труппы «Сайяр», ближайший коллега Кариева – В. Муртазин-Иманский в 1919 году создал башкирский национальный театр.

В каком бы городе они не были, спектакли давались по пятницам. Так как своего помещения не было, его обычно арендовали. В Казани зачастую, как уже говорились, это было здание клуба «Шарык», а также помещение русского театра, а с 1913 года – и так называемый «Новый клуб», где впоследствии в течение 60 лет работал Татарский академический театр имени Г. Камала (сейчас здесь театр им. Тинчурина).