Смекни!
smekni.com

Сборник программ (стр. 11 из 37)

Тема 8. Колыбельная для Земли-матушки

Пастель - материал художника-живописца. Основные выразительные свойства пастели, специфика работы пастелью.

Изображение в пейзаже засыпающей природы. Использование в работе таких выразительных средств графики, как линии, штрих и тушевка.

Пастель, тонированная бумага.

Раздел 2. Мифы о небесном мире (14 часов, 7 занятий)

В гостях у художников-графиков. Дыхание старины глубокой

Тема 1. Зимний ветер

Графика как один из видов изобразительного искусства, его особенности. Штрих - выразительное средство художника-графика. Понятие фактуры.

Изображение зимнего леса с гнущимися от ветра деревьями и кустарниками. Основной способ работы - штриховка.

Карандаш, бумага.

Тема 2. Заоблачные дали

Мел, уголь, сангина - материалы художника-графика. Особенности их использования в графических работах. Штрих и тушевка - выразительные средства графики.

Работа по воображению. Изображение мягких, легких облаков и стоящих на них воздушных замков. Способ работы - линия, штрих, шушевка.

Пастель, цветные мелки, уголь, сангина, бумага.

Тема 3. «Святые горы» в облаках

Тушь - материал художника-графика. Линия, характер линии - выразительные средства в графической работе. Использование литературного материала о Святогоре-богатыре.

Изображение декоративной композиции, построенной на контрастах разных по характеру линий. Для изображения «Святых гор» - острая, резкая, жесткая линия, для изображения облаков - мягкая, легкая.

Тушь, перо, бумага.

Тема 4. Птица Сирин в славянской мифологии

Линия, ритм линий в графике. Ритмичное чередование линий в декоративном искусстве. Возможности использования ритмично чередующихся образов в изображении сказочных персонажей.

Изображение сказочного образа птицы Сирин с использованием ритмично чередующихся линий в декоре (украшение перьев, крыльев, хохолка и т.д.)

Гуашь, бумага, палочка для процарапывания.

Тема 5. «Ветер, ветер, ты могуч...»

Понятие тона в графике. Значение тона в выявлении художественного образа. Способы усиления и ослабления тона в графической работе.

Создание олицетворенного художественного образа «могучего ветра» с помощью черно-серо-белой аппликации из газетной бумаги. Передача всех тоновых границ и нюансов, необходимых для читаемости образа.

Газеты, белая бумага, ножницы, клей.

Тема 6. «Давным-давно…»

Гравюра, ее особенности. Виды гравюры. Пятно - выразительное средство художника-графика. Ритм пятен. Гравюра на картоне - простейший вид гравюры. Технология создания графического произведения в технике гравюры на картоне.

Изображение старинной русской деревни в виде отдельно стоящих деревянных бревенчатых изб на фоне белого снега. Дополнение композиции деталями, необходимыми для ее цельного восприятия. Чередование отдельно стоящих изб и других деталей композиции должно задавать в работе определенный ритм.

Картон, ножницы, клей.

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Поздравительная открытка - вид графического искусства. Специфика оформления поздравительной открытки. Новогодние открытки, их особенности. Какие материалы может использовать художник-график для оформления эскиза новогодней открытки?

Оформление новогодней открытки. Компоновка декоративных элементов в заданной форме. Подбор цветовой гаммы для заливки фона, соответствующего настроению праздника.

Восковые мелки, акварель, кисти, бумага, ножницы, клей.

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Огонь, прошедший через века. В гостях у художников-скульпторов.

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Зарождение скульптуры как искусства. Материалы и инструменты скульптора. Традиционная праздничная скульптура в быту древних славян (святочное печенье - козули).

Изготовление декоративных скульптур в виде птиц и зверей по мотивам святочного печенья.

Соленое тесто, стеки.

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

О чем рассказывали бабушки внукам в холодные зимние вечера. Сказки об огне. Рельеф в скульптуре. Понятие рельефа, его отличие от круглой скульптуры. Последовательность работы над созданием декоративного рельефного изображения.

Иллюстрирование мифа о славянском боге Солнца. Создание декоративного рельефа на полоске картона, покрытого тонким слоем пластилина. Растительный мотив или сказочный образ бога Солнца, его декорирование с помощью растительных элементов.

Полоска картона, покрытого тонким слоем пластилина, пластилин, стеки.

Тема 3. Духи добрые и злые

Рассказ о том, кто за печкой живет, а на глаза не показывается. Домовой - хранитель домашнего очага. Образ доброго духа. Портрет в скульптуре. Последовательность работы над скульптурным портретом.

Изображение образа домового. Передача обобщенных пропорций головы человека. Видоизменение пропорций для создания характерного образа. Декорирование изображения деталями, подчеркивающими характер образа.

Глина, стеки, вода.

Тема 4. Огонь коварства. Злые духи

Разные представления огня в жизни, литературе и искусстве. Портрет-маска - вид декоративной скульптуры. Техника папье-маше. Последовательность работы над созданием маски в технике папье-маше. Портрет в рельефном изображении.

Начало работы над портретом-маской. Материал для изображения - сказочный герой, злой дух (дракон, Змей-Горыныч и т. д.). Изготовление форм маски из пластилина. Обклеивание маски бумагой.

Пластилин, клейстер, тонкая бумага, газеты.

Тема 5. Огонь коварства. Злые духи.

Цветовое решение портрета-маски. Как цвет может подчеркивать характер декоративного образа.

Завершение работы по созданию маски. Грунтовка водоэмульсионной краской, грунтовка.

Белила, гуашь, кисть, готовая маска.

Тема 6. Огонь души человеческой. Русский богатырь

Бумага - материал художника-скульптора. Рельефное изображение из бумаги.

Создание образа русского богатыря путем конструирования из полос белой бумаги. Декоративный рельеф.

Полосы белой бумаги, клей, бумага для основы.

Тема 7. Василиса Прекрасная

Женский образ в круглой скульптуре. Последовательность работы над созданием портрета.

Скульптурное изображение обобщенного женского образа в портрете. Украшение готового портрета убранством русской красавицы.

Глина, стеки, вода.

Тема 8. Как огонь мастеру помог

Народная игрушка - вид декоративной скульптуры. Каргопольский Полкан. Полулюди-полузвери в искусстве древних мастеров. Символичность русской народной игрушки. Основные формы и пропорции.

Лепка каргопольской глиняной игрушки Полкана. Грамотное поэтапное выполнение всех основных элементов формы.

Глина, стеки, вода.

Тема 9. Каргопольский Полкан - вестник Солнца

Символичность народной росписи. Значение украшений-символов на древней русской игрушке. Основные формы и цветовая гамма.

Грунтовка игрушки водоэмульсионной краской. Выполнение основных элементов каргопольской росписи на листе бумаги. Роспись игрушки.

Гуашь, бумага, кисть.

Тема 10. Закликание весны

Весеннее печенье - тетерки. Символы Солнца в русской выпечке. Искусство в каждом доме - талант народа. Законы замкнутой композиции в весеннем печенье.

Изготовление образцов весеннего печенья с соблюдением законов ритма и симметрии в декоративной замкнутой композиции. Образцы печенья приготавливаются из тоненьких «колбасок» соленого теста или пластилина.

Пластилин или соленое тесто, вода.

Раздел 4. Мифы о воде (14 часов, 7 занятий)

Река времени. В гостях у художников-прикладников.

Тема 1. Капель

В гостях у художников-прикладников. Образ воды в ювелирных украшениях («капель»). Значение, выразительные средства и материалы декоративно-прикладного искусства. Создание ювелирных украшений - один из видов декоративно-прикладного искусства. Материалы художников-ювелиров, инструменты. Мотивы для создания художественных образов.

Создание образца комплекта ювелирных украшений, в основу которого заложен мотив весенней капели. Изготовление образца с помощью выдавливания и вырезания из мягкой фольги. Отдельные элементы соединяются между собой с помощью тонкой проволоки или ниток.

Фольга, палочки для выдавливания, ножницы, нитки.

Тема 2. Река времени

Рисунок на ткани. Роспись ткани - один из видов декоративно-прикладного искусства. Зарождение этого искусства в Древней Руси и дальнейшее развитие. Мотивы для росписи ткани. Весенние мотивы на ткани.

Создание эскиза росписи ткани для одеяния Весны-красны. Мотивы воды, реки, расцвета природы (свободная кистевая роспись). Перенесение мотива росписи с эскиза на ткань.

Бумага, акварель, кисть, ткань, пяльцы.

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Макет театрального костюма. Традиции славян, связанные со встречей весны. Каким был образ весны в представлениях древних славян? Создание театрального костюма - один из видов декоративно-прикладного искусства. Технология изготовления театрального костюма.

Создание образа Весны-красны по представлениям древних славян. Изготовление небольшого картонного макета по шаблону учителя. Одевание манекена в наряд Весны-красны с использованием ткани, расписанной на предыдущем занятии. Изготовление деталей из разных материалов, дополняющих образ.

Картон, ножницы, клей, ткань, цветная бумага и т. д.

Тема 4. Владения дедушки-водяного